Вот растет-созревает детка-ягодка, милый малыш, мамина и папина радость. Солнышко улыбчивое, смешливое, ясноглазое. Любитель «обнимашек-целовашек», почемучка и фантазер, доверчивое чудо в кудряшках (или стриженый «под ежика»).
И вдруг — откуда что взялось только? Вместо милого пухлого ангела из детской выходит, ссутулившись, голенастый подросток. Неразговорчивый. Угрюмый. Отшатывается от попыток обнять, как вампир от чеснока. Весь в себе, весь в кожуре, в иголках — не притронься. А тронешь — может взорваться истерикой, с криками, слезами, хлопаньем дверью.
Что случилось?
MedAboutMe с сочувствием сообщает: ничего особенного, просто так протекает половое созревание. Пройдет. Но знать об этом периоде кое-что необходимо.
Когда в теле бушуют гормоны
Справедливости ради нужно сказать, что пресловутые «гормональные бури» накрывают далеко не всех подростков, «срывая крышу». Достаточно много тинейджеров взрослеют без всех этих экстремальных всплесков эмоций, деструктивных устремлений и попыток протестовать сразу против всего на свете. Во многом это зависит от климата в семье, от того, какие отношения сложились с родителями, от степени понимания и доверия.
Не знаю, никаких проблем у нас с сыном не было. Ни в его детстве, ни в подростковом возрасте. Откуда им быть, если парень не дурак? А у меня никогда и в мыслях не было на него тупо давить, я доверяла ему и его рассудку. Да, мне могла не нравиться музыка, которую он слушал, как и ему — моя. Но обычно наши вкусы совпадали — мы оба любим металл, рок и терпеть не можем попсу. И с одеждой также — мне может не нравиться его выбор, но это ему носить, сам пусть и выбирает.
Когда он сообщил, что хочет набить тату, я нашла хороший салон и сама отвела его к достойному доверия мастеру. Курить он никогда не хотел, к алкоголю тяги тоже не было. Для наркотиков он всегда был слишком умен, чтобы соблазниться. Подозреваю, что у сына просто не было повода истерить, скандалить и устраивать протестные акции.
Так и перерос этот пубертат без потрясений. Мне даже не пришлось отращивать какой-то специальный дзен — отношения с сыном всегда были и остаются прекрасными. Сейчас ему уже 30, и он давно живет отдельно.
Доверять надо детям. И любить.
Но везет не всем. В некоторых семьях период взросления любимых детей сопровождается такими бурями, что только искры летят во все стороны. А иногда и отношения разбиваются в мелкие брызги…
Причин тому несколько, начиная от тех самых гормонов, повинных в перепадах настроения, от лени к истерике, от разговорчивости к угрюмому молчанию, от общительности к уходу в себя.
Привыкнуть к таким перепадам трудно всем. И родителям, для которых внезапные вспышки агрессии или слезливости становятся неприятным сюрпризом. И самим подросткам, которых швыряет от полюса к полюсу, и справиться со своими эмоциями они не всегда могут.
Я советую родителям поговорить с подростком, выбрав для этого момент, когда все спокойны и расслаблены. Ребёнку стоит объяснить, что происходит с его телом. Рассказать, что настроение может резко меняться именно из-за колебания уровня гормонов. И что острота восприятия, чувствительность и эмоциональность, неудержимая смешливость или внезапные слезы, и даже ужасная подавленность, которая может периодически накрывать с головой — все это результат действия гормонов.
Это непременно пройдет, и, если помнить о причине — все происходящее будет пережить легче. Если родители будут говорить себе — это не мой сын сейчас нагрубил, это его пубертат бушует, то не возникнет обиды или гнева. Бессмысленно злиться на гормоны. И самому тинейджеру будет легче управлять своим настроением, если причины уныния или раздражительности он будет видеть не в «жестоком и бесчувственном мире», а в собственных внутренних процессах взросления.
Но, кроме перепадов настроения, гормоны вызывают и другие изменения в теле взрослеющего подростка.
Откуда берутся подростковые комплексы?
В среднем половое созревание у девочек начинается раньше, чем у мальчиков: 9-11 лет против 10-13.
Дети развиваются по-разному. Вовсе не обязательно, чтобы у всех мальчишек-одногодков одновременно начали расти усики. У девочек тоже не одновременно начинает округляться фигура, устанавливаться менструальный цикл. И это может стать причиной появления комплексов: «Все уже повзрослели, а я…»
Понять юную девушку вполне можно — у подружек растет бюст, а у нее только прыщи и неуверенность в себе. От такой несправедливости может начаться депрессия, которую девочка начнет заедать пирожными, и тогда вместо желанного бюста вырастет живот и попа. А бывает, что молочные железы формируются неравномерно — одна может быть заметно больше другой в течение какого-то времени. Как не переживать по этому поводу?
Мальчикам ничуть не легче. Физические свидетельства возмужания у них тоже появляются не одновременно. А тестостерон заставляет соревноваться во всем, вплоть до измерения длины и объёма «достоинств». А детская еще жестокость — глумиться над теми, кому в физическом плане похвастаться пока нечем. И вдруг начинаются поллюции — и вместе с ними часто приходит стыд. И тело растет как-то неравномерно. То ноги становятся неуклюжими и внезапно огромными. То руки вытягиваются так, что их становится некуда девать.
Волосы зачем-то начинают расти там, где их до этого не было — у девочек и у мальчиков. И надо бы с ними что-то делать, а как, и что именно?
Гормоны же усиливают восприимчивость и эмоциональную ранимость. Отсюда — комплексы и депрессии, а иногда и мысли о суициде. Особенно тревожно складывается ситуация, если подростку не с кем поговорить по душам.
Очень важна роль родителей в такое непростое для ребёнка время. Внимание, чуткость, понимание, предельная деликатность — вот лекарство от появляющихся комплексов. При доверительных отношениях мать и отец могут здорово помочь детям справиться со всеми сложными моментами.
Родители могут дать детям по-настоящему полезные советы. Например, мальчику можно посоветовать заняться фитнесом, подкачать тело, чтобы быть сильнее, здоровее и обрести красивую фигуру. Если парня замучили угри и прыщи — отвести его к дерматологу, помочь провести курс лечения. Подобрать стильную одежду и прическу. Выбрать хороший дезодорант.
Девочки тоже нуждаются в помощи матери, и не только в том, чтобы найти хорошего гинеколога и подобрать гигиенические средства. Мама может научить ухаживать за собой, сводить девочку к косметологу, если есть проблемы с кожей или волосами. Никто не сумеет поднять самооценку девочки так, как родители.
Мои родители не считали нужным говорить с детьми о половом созревании. Я не знала вообще ничего. И когда однажды за сосками обнаружились болезненные уплотнения — очень испугалась, что это может быть рак. У нас бабушка умерла от рака груди, и я подумала, что и я умру.
А сказать маме никак не получалось. Я просто не знала, как начать об этом говорить. Плакала, жалела себя и родителей. А потом обнаружила на трусиках кровь. Ну и все, решила, что это смерть моя пришла, что это точно рак распространился по всему телу… Закрылась в ванной комнате, стирала трусики, и рыдала, рыдала…
Только тогда мама заметила, что со мной что-то происходит. И когда я, захлебываясь слезами, рассказала ей, что скоро умру и от чего, она только расхохоталась. Сквозь смех объяснила, в чем дело, сказала: «Не думала, что ты у меня такая дурочка, что до сих пор ничего не знаешь». А откуда мне было знать? Я была мирной домашней девочкой, застенчивой, стыдливой. Я даже представить себе не могла, что можно с кем-то говорить «об этом».
Помня свои переживания и страхи, я своим дочкам рассказала все необходимое заранее, когда им было 8 и 9 лет. С сыном заставила говорить мужа. Дети всегда знали, что могут к нам обратиться по любому вопросу. Быть может, поэтому особенных проблем у нас с ними не было. Перепады настроения и периодическое обострение вредности случалось, конечно, но мы помнили, что это гормоны шалят.
Время первой любви
Подростки сегодня имеют свободный доступ к любой информации, в том числе интимного характера. В сочетании с большей свободой и отсутствием непререкаемых авторитетов это действительно приводит к более раннему вступлению в интимные отношения, чем у старших поколений. Дети раньше влюбляются, а на что может толкнуть сумасшедшая первая любовь, и рассказывать не надо — на все. С самыми нежелательными последствиями. Особенно — при плохой осведомленности.
Парадокс: при доступе к любой информации современные подростки очень плохо представляют себе, что происходит с их телом в пубертате, как устроены их половые органы, как они работают, что происходит при половом акте, как может произойти зачатие. Они мало знают о половых инфекциях и последствиях заражения. Они искренне верят, что если девушка сохранила девственную плеву, то она остается девственницей, даже если активно практикует альтернативные виды половых контактов. А значит — и забеременеть не может.
А все потому, что с родителями говорить на эти щекотливые темы очень стыдно и страшно. Потому что, что греха таить, реакция большинства родителей на интерес ребёнка к «взрослым отношениям» бывает крайне резкой и абсолютно негативной. Могут и ремня дать, если придерживаются особенно консервативных взглядов.
Понятно, что подростка это не остановит. Но, если возникнут проблемы, он не обратится за помощью к родителям, наученный горьким опытом.
Психологи настоятельно советуют родителям не избегать разговора о половых отношениях. Чем больше подросток будет знать об этой важной составляющей близких отношений, тем меньше он совершит ошибок.
Особенно деликатного отношения требуют подростки, открывшие в себе нетрадиционную ориентацию. Они есть, как бы родителям не хотелось сделать вид, будто такого явления не существует. Таким ребятам и так очень нелегко. Но это тема для отдельной статьи.
А в целом — родителям не следует беспокоиться слишком сильно. Интересоваться взаимоотношениями полов — нормально. Испытывать влечение — тоже. И, кстати, осведомленность может отодвинуть момент, когда подростку захочется перейти от теории к практике. По результатам исследования поведения российских молодых людей, в последние несколько лет отмечается устойчивая тенденция к повышению возраста вступления в интимные отношения. Если в 2010 году 18% девушек и 37% юношей в возрасте 15 лет уже утратили невинность, то в 2014 году эти показатели снизились до 11 и 26% соответственно.
Нарушение запретов и тяга к опасным занятиям
Это тоже случается не с каждым подростком, к счастью. Но риск, конечно, существует.
Те же гормоны, уровень которых в период полового созревания повышается, могут толкать на совершение безрассудных поступков. Подростков обоих полов очень легко «взять на слабо». Чем и пользуются порой нехорошие или просто глупые люди.
Очень многие взрослые признаются, что в подростковом возрасте большинство глупостей совершалось именно по этой причине — боязни прослыть слабаком или «маменькиным сыночком», который боится нарушить запреты. Так пробовали первую сигарету, давясь кашлем и борясь с отвращением. Так запихивали в себя невкусное горькое пиво или совсем отвратительную водку. Потому что «А разве я не мужик, разве я не взрослый?»
Показательно, что, чем строже запреты, тем с большей энергией подростки стремятся их нарушить. Так проявляется стремление к отделению себя от родителей. И, в какой-то мере, это тоже нормальная часть процесса взросления. Просто иногда она обретает неразумную, деструктивную форму. «Назло маме отморожу уши».
Лучшая профилактика опасных увлечений — здоровый образ жизни родителей, хороший контакт с детьми и насыщенная жизнь подростка. Очень часто тинейджеры пускаются на приключения от скуки.
Когда это закончится?
У девочек период полового созревания заканчивается, когда устанавливается менструальный цикл. Это означает, что девушка физиологически готова стать матерью. Обычно это происходит около 16 лет.
У юношей окончание полового созревания происходит позднее, иногда в 20-21 год. Хотя стать отцом юноша способен на несколько лет раньше — но тоже только физиологически.
Не так и продолжителен этот период. Стоит приложить толику терпения и любви — и можно преодолеть его без потерь, как родителям, так и самим подросткам. Главное — доверие, деликатность и любовь.