Выполнение уроков — неотъемлемая часть жизни каждого ребёнка школьного возраста. При этом ученик может посещать школу или учиться на дому, осваивать программу в стандартном режиме или учиться экстерном, прибегать к помощи родителей, репетиторов или выполнять задания самостоятельно. Но значительное количество времени каждую неделю учебного года он обязательно проводит с учебником, отрабатывая недавно приобретенные навыки и закрепляя новые знания. Для большей эффективности важно правильно подходить к организации рабочего процесса за уроками.
Рабочий день ребёнка-школьника
При стандартной системе обучения ребёнок начинает учиться в школе рано утром, а заканчивает в районе обеда. Государственными стандартами обозначено, какое количество уроков должно быть включено в школьное расписание в зависимости от возраста ученика.
Но жизнь иногда вносит свои коррективы, в едином документе нельзя предусмотреть все. Кто-то из родителей предпочитает более углубленное изучение какого-либо предмета для своего ребёнка, и тогда к его школьному расписанию может быть добавлено несколько дополнительных часов. Некоторые дети нуждаются в индивидуальном учебном плане, тогда количество рабочих часов в день для них подбирается на основании потребностей и возможностей.
Если ученик учится в первую смену, то за уроки он садится во второй половине дня. Но многие школы вынуждены до сих пор практиковать обучение во вторую смену, и тогда ученикам остается либо позднее вечернее время для выполнения домашнего задания, либо раннее утро. Это удобно не всем семьям. Если родители работают, им может быть трудно контролировать выполнение ребёнком уроков. Здесь важно помнить: по действующему законодательству школа не может предложить обучение во вторую смену ученикам начальной школы. Родители имеют право действовать в интересах ребёнка, требуя предоставления ему удобного времени обучения.
Режим дня у детей в школьный период
Большинство учеников предпочитает делать уроки после посещения школы, в тот же день. И обычно именно у учащихся первой смены возникает больше проблем: а как именно организовать процесс выполнения домашнего задания?
Со второй сменой все понятно: там просто не приходится выбирать, и домашняя работы выполняется тогда, когда на нее есть время и силы. А если ребёнок возвращается из школы к обеду, у него есть целых полдня свободного времени, и распределить его верно он может не всегда. Родители тоже не всегда могут сориентировать ребёнка в вопросе тайм-менеджмента и осознают наличие проблемы только тогда, когда в доме звучит все чаще «ну я буквально через полчасика!» и «как, опять не готово?!»
Для грамотной организации жизни школьника режим для важен ничуть не менее, чем для грудничка или малыша раннего возраста. Этот режим может быть не очень жестким, и привязывать его нужно скорее не к часам, а к другим событиям. Но четкая структура действий на день существенно облегчит учебный процесс в первую очередь самому ребёнку.
Самое главное в режиме дня школьника — это обязательное чередование периодов интенсивной работы и отдыха. Вот ребёнок приходит из школы. Ему нужно сразу хвататься за учебник, чтобы поскорее покончить с уроками, пока еще свежи в памяти школьные знания? Ни психологи, ни врачи не рекомендуют такой стратегии поведения.
Ребёнок только что провел целый день в классе, он справился с большим количеством задач. Конечно, он очень устал, и теперь ему необходимо расслабиться, в первую очередь пообедать. Полученная после принятия пищи энергия позволит подойти к выполнению домашнего задания с большим количеством ресурсов, мозгу будет проще работать, особенно, если в состав обеда войдут блюда, богатые сложными углеводами.
Дополнительные моменты в распорядке дня
Спустя полчаса после обеда ребёнок может доставать первый учебник. Но некоторые дети именно в это время отправляются в различные кружки и студии дополнительного образования. Очень многие подобные занятия для школьников работают именно в такое время, чтобы ребёнок успел после школы зайти домой и захватить необходимые вещи. Если родители выбрали для него именно такой вариант, не стоит пытаться прыгнуть выше головы и листать школьный учебник перед кружком, чтобы таким образом сократить количество работы на будущее. Качество подобного выполнения домашней работы будет весьма невелико. Лучше посвятить имеющееся время подготовке к занятиям в кружке или просто хорошо отдохнуть.
Также обязательно в распорядке дня школьника должна присутствовать прогулка. Современные дети все меньше и меньше гуляют и общаются со сверстниками на улице. Это пагубным образом сказывается на состоянии здоровья уже целого поколения. Родители должны обязательно отводить время для ежедневной прогулки ребёнка на улице. Так он удовлетворит свои потребности и в свежем воздухе, и в социальной и физической активности.
Какой учебник выбрать первым?
С какого же урока начинать, какой учебник первым появится на детском рабочем столе? Большинство родителей считает верным начинать работу с письменных предметов. В этом есть своя логика — обычно они наиболее сложные, требуют интенсивной умственной работы. Если на уроки ребёнок тратит больше полутора часов, к концу этого времени у него может просто не остаться сил разбирать сложные предложения, решать задачи или выводить аккуратные буквы в прописях. Когда же эта часть работы будет выполнена, ребёнок может обратиться к учебнику литературного чтения или окружающего мира. Биология или история в старших классах больше подходят для завершения работы, так как, по сути, требуют только внимательного чтения.
Но у некоторых детей есть свои особенности усвоения информации. Есть такие школьники, которые полноценно работать над любым обучающим процессом начинают только после своего рода разминки для мозга. Если ребёнок начнет со сложного предмета, то все равно его работа не принесет результата: он будет «въезжать в процесс» в течение того времени, которое мог бы потратить на что-то более легкое и не требующее больших усилий. Когда же дело дойдет до устных уроков, то на них просто не останется ни сил, ни времени, так как чрезмерные усилия «на старте» истощают психику. Родители склонны обвинять таких детей в лени — а зря. Это не вина ребёнка, он правда старается, но не может иначе. Это просто потребность в иной организации расписания домашних уроков.
Родители должны контролировать ситуацию
Наверное, все родители в какой-то момент сталкивались с ситуацией, когда они находили своего ребёнка спящим на раскрытых страницах учебника или тетради. Это может происходить по самым разным причинам: ученик слишком поздно сел за уроки и упустил время или просто переутомился в течение дня. Часто первым позывом бывает немедленно разбудить ребёнка, чтобы тот продолжил работу. Это неверная и очень вредная установка.
Какой бы ни была причина, по которой ребёнок заснул, на данный момент его мозг больше не может поддерживать нормальную активность и остро нуждается в отдыхе. Это физиологическая потребность. Даже если ребёнка сейчас разбудить, он не сможет нормально работать: у него нет для этого ресурсов. Никакой педагогический эффект в результате достигнут не будет, ребёнку просто будет плохо. Если уж он уснул за столом, лучше помочь ему подготовиться к нормальному сну, в кровати. За невыполненное задание завтра будет двойка? Что ж, такова цена перенапряжения. Но, может быть, получив сейчас качественный отдых, ребёнок соберется и успеет завершить задание перед уроком. А на будущее будут сделаны соответствующие выводы.