24.12.2015 Обновлено: 17.04.2020 11482

Телемедицина в России и за рубежом: краткий анализ

Эксперт

Диденко Владимир Андреевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

К 2019 году глобальный рынок телемедицины достигнет почти $44 млрд, показывая среднегодовой рост 17,7%, говорится в отчете BBC Research. В 2014 году объем рынка составил «всего лишь» $19,2 млрд. Очевидно, за телемедициной будущее, однако Россия, как всегда, рискует оказаться на задворках глобального рынка: в нашей стране оказывать видео-консультации пациентам до сих пор не разрешено законодательно. В это же самое время, согласно исследованию компании IHS, рынок телемедицины США будет расти в темпе в среднем 67% в год — до $3,5 млрд в 2018 году, а число онлайн-пациентов достигнет 7,1 млн человек (в 2012 году было 344 тыс.). Интересно, что стратегия по развитию телемедицины была разработана в России еще в 2000 году, а в 2007 году, по данным Минздрава, в услугах телемедицины и мобильных медицинских устройствах нуждалось около 12 млн россиян. Однако с тех пор рынок практически не развивался.

Зачем нужна телемедицина

На самом деле, в развитых странах мира такой вопрос уже не задают. Во-первых, довольно большое количество походов пациентов к врачам можно было бы избежать, проведя удаленную диагностику. Так, в США ежегодно проводится более 1,2 млрд консультаций врачей, однако в Центре по контролю заболеваний США уверены, что 110 млн из них можно проводить без личного визита.

Речь идет не только об удобстве, экономии времени и личных финансах пациентов. Потратив меньше времени на врачей, эти самые пациенты больше потратят времени на работу, сэкономленные деньги — на покупки, и все это в конечном счете положительно сказывается на экономике и ВВП. Врачи также повышают свою производительность и эффективность, уделяя больше внимания пациентам с более сложными случаями. Это означает повышение эффективности здравоохранения в целом как с точки зрения качества, так и с точки зрения финансовых затрат. Очевидно, все это в конечном итоге также положительно сказывается на производительности труда, продолжительности жизни и экономике. Государству стоит рассматривать здравоохранение не как статью расходов, а как инвестиции в будущее.

По расчетам Института экономики здравоохранения, каждый вложенный рубль в здравоохранение позволяет сохранить от 2 до 12 руб. минимум в других сферах экономики. И телемедицина здесь — один из очевидных примеров, поскольку с помощью нее и соответствующей инфраструктуры можно выявлять и лечить болезни на ранней стадии. Это, в том числе, позволит разгрузить стационары и лечить большее количество пациентов амбулаторно — что опять-таки даст положительный эффект и с точки зрения качества, и с точки зрения экономии.

Во-вторых, телемедицина позволяет решать проблему, особенно актуальную для России: доступность медицинских услуг в отдаленных областях. По официальной статистике, в России не хватает 30 тыс. врачей. В некоторых регионах государственные ЛПУ укомплектованы лишь на 50-60%, как в Астраханском и Сахалинском, а в Тульской области — только на 40%. В это же самое время в Европе и США уже используются дроны, которые, например, при получении сигнала об остановке сердца, вылетают к больному и позволяют провести сеанс телемедицины до приезда службы спасения, выигрывая решающие минуты.

241215-4.jpg

Телемедицина за рубежом

Британская служба «Скорой помощи» East Midlands Ambulance Service (EMAS) смогла сэкономить £40 млн и отменить 116 тыс. ненужных вызовов в год за счет использования системы клинической поддержки Odyssey компании Advanced Health & Care. За рубежом давно поняли эффективность новых технологий в медицине и активно развивают этот сектор.

Согласно опросу, который провела некоммерческая ассоциация National Business Groupon Health среди 140 крупнейших компаний в США, в будущем году произойдет резкий рост количества крупных компаний, которые будут предлагать своим сотрудникам возможность пользования телемедицинскими сервисами. Так, телемедицинские киоски в США в последнее время становятся ключевой частью медицинских программ для сотрудников крупных компаний, «розничного здравоохранения», долговременной стратегии медицинских систем. Согласно оценкам аналитиков, американский рынок подобных киосков вырастет с 10 тыс. в 2015 году до свыше 36 тыс. в 2020 году. Американская компания Capital Blue Cross, специализирующаяся на страховании медицинских услуг, объявила, что, начиная с 2016 года, в большинство тарифных планов компании будет включена возможность пользоваться телемедицинскими услугами, которые предоставляет фирма American Well. Обычная цена услуг American Well составляет $49 за визит, но для потребителей, застрахованных в Capital Blue Cross, возможность пообщаться по видео с врачом и получить от него консультацию будет стоить $39 за визит.

Проект Doctor on Demand — это платформа, позволяющая врачам вести приемы пациентов онлайн при помощи видеосвязи. Больные могут консультироваться по различным несерьезным заболеваниям вроде простуды или спортивной травмы. Одна такая консультация стоит $40, из которых $30 получает врач, а остальное — Doctor on Demand. Особенностью системы является