Саморазвитие, повышение IQ, улучшение памяти и скорости мышления интересуют очень многих людей, вне зависимости от возраста. Если есть потребность, то всегда найдется предприимчивый человек, который предложит способ удовлетворения этой потребности. Так и появились программы для «тренировки» мозга, обещающие улучшение когнитивных способностей, памяти, внимания, скорости реакции и т. д.
Сегодня рынок приложений такого рода для смартфонов огромен и постоянно растет. За последний год пользователи принесли разработчикам и продавцам подобных приложений несколько миллиардов долларов прибыли. А к 2021 году, по мнению некоторых экспертов, оборот отрасли превысит 8 млрд долларов.
Но что пользователи получили взамен? Действительно ли все покупатели цифровой «гимнастики для мозга» повысили свой IQ, улучшили память, стали более успешно решать карьерные и бытовые задачи, совершили прорывы в науке и искусстве, увеличили свое благосостояние? Говоря простыми словами — насколько эффективны эти приложения?
MedAboutMe вместе с экспертами предлагает найти ответы на эти вопросы.
Немного фактов из истории вопроса
Чтобы мозг развивался, он должен работать, обрабатывать информацию, решать задачи, приобретать опыт. Это непреложный факт, известный давно. Дети, лишенные в раннем возрасте разнообразных впечатлений, дающих пищу для ума, развиваются медленнее, причем во всех отношениях: в двигательной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.
На взрослых людей депривация (отсутствие возможности удовлетворять жизненные потребности) оказывает менее выраженное воздействие, но отрицать это воздействие нельзя.
Отсюда сам собой родился вывод: если для развития мозгу необходима нагрузка, впечатления, то значит, его можно натренировать, «прокачать», предложив ему решать задачи разного рода. На основании этого вывода и начались разработки методов тренировки мозга, памяти, внимания и т. д.
В 2003 году шведский исследователь Торкель Клингберг провел эксперимент, в котором детям предлагалось играть в компьютерные игры, тренирующие навыки запоминания, в течение определенного времени. Последующие тесты определили, что у участников эксперимента улучшилась не только память, но и когнитивные способности вообще. Хотя весь опыт психологической науки, десятки проведенных ранее исследований утверждали: тренировки в одной области психической деятельности не влияют на успехи в других областях. То есть улучшение памяти не приводит к развитию логики или способности к рассуждению.
Но это противоречие не помешало Клингбергу построить на своем выводе бизнес: созданная им компания Cogmed разрабатывает и продает десятки когнитивных тренажеров, и много лет является одним из лидеров рынка в этом сегменте.
Несколькими годами позже, в 2008 году швейцарский психолог Сюзанна Джегги опубликовала результат своего исследования, в ходе которого доктор предлагала участникам тренировку рабочей памяти. После определенного периода тренировок участники показывали лучшие результаты при решении задач, связанных с использованием рабочей памяти, а также при тестировании уровня интеллекта.
Однако выводы Джегги вскоре были опровергнуты другими исследователями, Чуи Венг-Тинком и Ли Томпсоном. Их работа была опубликована в 2012 году.
Правда, бизнесу «на мозгах» это ничуть не помешало: компании, разрабатывающие приложения для тренировки мозга продолжают утверждать, что специальные игры способны улучшить жизнь и развить самые разные способности, включая скорость обработки информации, скорость реакции (в том числе за рулем), способность к концентрации внимания и т. д. Многие заявляют о том, что их приложения помогут сохранить ясность ума до глубокой старости и снизят риск развития болезни Альцгеймера.
Ученые за или против?
Стремительное развитие рынка брейн-тренажеров, довольно агрессивная реклама таких продуктов, вызвали у части ученых негативную реакцию. В 2014 году 69 представителей Стэнфордского университета выпустили заявление, в котором утверждали: обещания разработчиков тренажеров интеллекта об улучшении когнитивных способностей с помощью приложений не имеют под собой оснований.
Свое мнение ученые основывали на том, что тренировка отдельно взятых когнитивных способностей не влияет на способность более эффективно решать повседневные задачи. И замедлить снижение когнитивных способностей и предотвратить развитие болезни Альцгеймера тоже не может.
Думаете, на этом все закончилось? Куда там.
Буквально через несколько месяцев другая группа ученых, вдвое большая по численности, представила длинный список доказательств, что приложения для брейн-тренировок все-таки работают именно так, как обещают разработчики.
Пришлось третьей группе ученых взяться за анализ представленных доказательств. Руководил этой командой доктор психологии Дэниел Саймонс.
Проанализировав исследования, на которые ссылались разработчики брейн-тренажеров, мы выявили следующее.
Значительная часть исследований, представленных в качестве доказательства эффективности интеллектуальных игр, касалась ограниченных групп людей пожилого возраста или страдающих расстройствами психики. Результат этих исследований нельзя рассматривать в приложении к другим потенциальным пользователям.
Методики проведения многих исследований также не выдерживают критики либо по причине малой выборки, либо из-за отсутствия контрольной группы. Не учитывался также «эффект плацебо».
Наш окончательный вывод таков:
- Выполнение тренировочных задач приводит к улучшению выполнения именно этих задач.
- Доказательств того, что улучшится выполнение близких по характеру задач значительно меньше.
- Очень мало доказательств того, что выполнение тренировочных задач приводит к улучшению выполнения задач отдаленных, мало связанных.
- Доказательств того, что брейн-тренажеры помогут лучше справляться с решением проблем повседневной жизни, практически нет.
Для дальнейших исследований необходимо установить общие стандарты достоверности.
Эффект плацебо более известен в применении к медицине. Он проявляется, когда фиктивное лечение вызывает у пациента реальные изменения состояния только потому, что человек верит в эффективность лечения.
Такой же эффект имеет место и в когнитивных тренировках. Если пользователь приложения верит, что тренировка приносит ему пользу, то его показатели действительно могут улучшиться. То есть к положительному результату приводило ожидание положительного результата. И разработчикам приложений необходимо учитывать этот аспект.
Игры для мозга бесполезны?
Нет, этого утверждать нельзя. Хотя тренировки в приложениях помогают улучшить показатели преимущественно только в самих этих тренировках, они все равно обеспечивают умственную стимуляцию. А некоторые действительно могут улучшить некоторые тесно связанные с ними навыки.
Например, водители, занимавшиеся на виртуальном тренажере вождения, улучшали скорость и правильность реакции и во время реального вождения, а пожилые люди могут улучшить память, что им, несомненно, полезно и в повседневной жизни.
Однако стоит подумать вот о чем.
Время, потраченное на тренировку в смартфоне, может быть использовано для прогулок, общения, изучения языков, для танцев и освоения новых профессий, для игр с детьми или изобретения нового способа приготовить пиццу по-вегетариански. Все эти простые занятия дают гораздо больше пищи для ума, чем любая тренировка одного какого-то навыка, обычно мало связанного с реальной жизнью.
Более полезными могут стать упражнения для мозга, предложенные нейробиологом Лоуренсом Кацем. Ученый уверен, что пластичность и работоспособность мозга сохраняется в том случае, когда он постоянно получает самые разнообразные впечатления от активного использования всех органов чувств. И с этой точки зрения полезнее всего предлагать мозгу нетривиальные задачи, выполняя непривычные действия, способные дать новые впечатления.
Например, если вы привыкли всегда завтракать овсянкой, а на обед есть стейк с горошком, измените этот порядок: позавтракайте стейком, а овсянку приготовьте на обед.
- Попробуйте научиться выполнять обыденные действия не ведущей рукой, а обеими.
- Попытайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
- Научитесь различать запахи с закрытыми глазами.
- Меняйте расположение иконок на рабочем столе компьютера, звуковые сигналы смартфона и будильника.
- Попробуйте читать перевернутый текст, или писать перевернутыми буквами.
- Просто читайте вслух. Попросите, чтобы почитали вам.
- Решайте простые арифметические задачи на бумаге — так, как это делали родители, дедушки и бабушки во времена, когда еще не было калькуляторов.
Все это принесет гораздо больше пользы, чем тренировки в телефоне, задействующие, как правило, только один навык или функцию.
Изучение иностранного языка, особенно в процессе общения с другими людьми, намного полезнее, чем оторванное от реальной жизни погружение в интеллектуальные игры. Мир вокруг нас может предложить значительно больше впечатлений, опыта и знаний, чем любая игра. Интеллектуальному развитию и продуктивности поможет не абстрактное пространство онлайн-игр, а путешествия, общение, хобби, спорт, игра в шахматы и другие занятия в реальном мире, с которым лучше не терять контакта.
Просто живите полной жизнью.