24.06.2019 1396

Творчество для детей и родителей – с чего начать?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Творчество — это процесс, который возникает, если человек свободно реализует свои идеи и желания. Творческие занятия занимают большое место в жизни детей и взрослых, когда они позволяют себе заниматься ими. Ребенок знакомится с творчеством в раннем возрасте — в это время все, что он делает, связано с реализацией его потенциала. Однако бывает так, что дети реагируют на творческие идеи равнодушно, не могут применять свои способности в жизни. Почему так происходит?

Желание детей заниматься творчеством во многом зависит от отношения к этому взрослых людей. Как развить в ребенке творческие способности? Как найти деятельность, в которой он мог бы проявить свои таланты? Какую роль в жизни родителей играет творчество? Ответы на эти вопросы и полезные идеи для всей семьи в данной статье.

Как в детях пропадает желание творить?

Как в детях пропадает желание творить?

Если взглянуть на мир с позиции творчества, станет понятно, что многие идеи и процессы тесно связаны с ним. Творчество и детство имеют много похожих ассоциаций. Когда маленький ребенок активно изучает мир, все, с чем он встречается, может стать инструментом для творческой работы. Дети рисуют на песке и пробуют его на вкус, размазывают кашу по столу, создавая причудливые узоры, используют шампунь и косметические средства мамы, чтобы сварить волшебное зелье, делают из веток волшебные палочки, представляют себе, что кровать это корабль, а стул — лошадь. Детские игры и порывы не всегда встречают положительную реакцию со стороны матери и отца. Во многих случаях взрослые сами часто губят желание детей творить, свободно выражать мысли и идеи. Какие ошибки совершают родители?

Запрещают пользоваться вещами и предметами, которые не предназначены для игр и экспериментов;

  • Ограничивают желание детей такими фразами как «Не придумывай глупости», «Не занимайся ерундой», «Оставь эту идею — у тебя все равно ничего не получится»;
  • Наказывают детей, когда те, в силу возрастных особенностей, обращаются с вещами и предметами неправильно, использует их не по назначению, например, пытаются сделать из кастрюли барабан, из покрывала — парус для корабля, а из зубной пасты кашу для кукол.
  • Насмешливо или осуждающе относятся к тому, что делают дети. Особенно часто это бывает, когда в квартире появляются горы мусора, ценные вещи родителей оказываются приклеенными или испорченными, повсюду разбросаны результаты детского творчества — шишки, палочки, цветная бумага, камушки, листики, наклейки, нитки, бусины. Взрослых раздражает такой беспорядок, и они стремятся уничтожить все, что остается после творческого порыва ребенка.

Как поступать матери и отцу? Как не подавить в детях желания творить и, в то же время сохранить ценные вещи и предметы в доме в сохранности?

  • В первую очередь нужно понимать, что желание ребенка создавать, делать что-то руками — удовлетворяет потребность в любопытстве и является одной из базовых потребностей. Кроме того, ребенок, если он свободно творил в детстве, растет увлекающимся, любознательным, свободным, у него в голове легко рождаются новые идеи, и он активно реализует их в жизни. Это помогает ему учиться, общаться, строить карьеру.
  • Необходимо создать условия для того чтобы ребенок мог свободно заниматься творчеством. Так, если он очень любит рисовать и не может удержаться от этого, родители могут не только запастись большим количеством альбомов, красок и фломастеров, но, также и выделить ребенку стену в квартире, чтобы он мог рисовать там все, что ему захочется или позволить делать это на полу, на большом ватмане.
  • Дети должны знать, что заниматься творчеством — это здорово и можно делать это дома, однако необходимо соблюдать определенные условия, благодаря которым его личные предметы и вещи родителей не будут испорчены. Можно оборудовать в детской комнате творческий уголок — поставить стол, стул, закрыть поверхность пола, чтобы он не испачкался. Там ребенок сможет рисовать, клеить, вырезать, шить. Вместе с тем, дети должны знать, что поддерживать порядок на своем рабочем месте — необходимо для того чтобы дальше иметь возможность творить. Можно поставить в детской отдельную мусорную корзину, куда следует складывать бумагу и прочий мусор.

Как «подогреть» интерес детей к творчеству?

Дети должны не только соблюдать условия, которые необходимы для занятий любимым делом, но, также иметь желание творить. Часто мать и отец сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок ничего не хочет — рисование, лепка, конструирование не привлекают его. Что не так с ребенком, в этом случае? Взрослым важно понимать, что творчество — это, прежде всего, порыв души, желание что-то создать, он очень тесно связан с радостью. Когда человек рад, спокоен и счастлив, удовлетворен собой и жизнью, в нем поднимается желание создавать что-то прекрасное, удивительное, неповторимое. Когда у детей нет такой потребности, следует задуматься над тем, в каких условиях они живут. Возможно, они испытывают переживания, негативные чувства или страдают от психологических травм?

Мать и отец должны задуматься: все ли в порядке в жизни ребенка? Устраивают ли его отношения со сверстниками, коллективом детского сада или школы, который он посещает, все ли его потребности удовлетворяются. В детском возрасте они сводятся к любви, безопасности, пониманию и поддержке от близких. Ребенок, который страдает, чувствует себя плохо, не уверен в себе, не ощущают любви в семье, не чувствует себя нужным, постоянно подвергается критике — не станет творить, у него для этого не будет сил и желания. Поэтому прежде чем приобщать его к творческим видам деятельности, необходимо понять, находится ли его эмоциональное состояние в норме.

Творчество для матери, отца и ребенка

Творчество для матери, отца и ребенка

Во взрослой жизни желание создавать что-то своим