Школьные годы — особый период в жизни ребёнка. Они важны не только потому, что именно в это время закладываются основы будущего образования, но и потому, что ребёнок попадает в специфическую систему отношений с одноклассниками и учителями. Это важный духовный опыт для ученика, он учится осознавать свою принадлежность к группе, ощущает важность товарищества, заводит первых настоящих друзей. Но не у всех детей эти процессы проходят гладко. Что делать родителям, если у ребёнка не ладятся отношения в классе?
Родители должны знать правду
Для того чтобы помочь ребёнку, важно обладать всей полнотой информации об имеющейся проблеме. А для этого родители вообще должны получить хоть какие-то сведения о том, как складывается социальное общение ребёнка в школе. Учитель чаще всего сообщает информацию об академической успеваемости ребёнка. Она также может быть важна общего анализа ситуации, так как при наличии личных конфликтов ученик, как правило, «съезжает» на плохие отметки. Однако одних этих данных недостаточно.
Главный источник информации для родителей — это, конечно, сам ребёнок. Однако вовсе не всегда он горит желанием поделиться информацией о том, что у него есть какие-то проблемы. Многие дети воспринимают признание конфликта осознание собственной слабости — я не справился, я не смог сам разрешить ситуацию. Потому очень важно с самых первых дней поддерживать доверительные отношения с сыном или дочерью, чтобы они знали — родители союзники и помощники, а не строгие экзаменаторы.
Не стоит давить, если ребёнок отказывается рассказывать подробности, даже если очевидны признаки конфликтной ситуации. Принуждение его к откровенности в то время, как он к ней не готов, только измучает ребёнка еще больше и даст понять, что родители не заинтересованы в его благополучии. Лучше постепенно и деликатно, не прямыми намеками, а издалека возвращаться к нужной теме. Хорошо работает метод личных примеров — родители могут вспомнить историю сложных отношений из собственного детства. Таким образом ребёнок увидит, что взрослые тоже могут понимать его переживания, раз когда-то прошли через нечто подобное.
Отношения не терпят резких движений
Итак, информация получена. Если речь идет о дискомфорте для ребёнка, значит, у него есть конфликт с кем-либо в школе — с учителем или одноклассниками. Здесь очень важно удержать себя от первых естественных порывов немедленно бежать и уничтожить обидчиков. Так срабатывает инстинкт заботы о потомстве, заложенный природой во всех родителей. Однако люди — не дикие звери. Путем скандалов конфликт только усугубится, так как в нем появится лишняя воюющая сторона. Доставит ли такое положение дел душевный комфорт ребёнку? Вряд ли.
Однако и сидеть сложа руки тоже не стоит. После того, как родители подробно выяснили, что именно мешает ребёнку поддерживать нормальные отношения в школе, они должны выяснить, чего же хочет ребёнок. Это не всегда бывает очевидно. Например, если ребёнка обижают одноклассники, родители обычно стремятся удалить их на максимально далекое расстояние. А сам ребёнок возможно хотел бы, чтобы его приняли в компанию и завязалась дружба, и может быть, он даже готов сам вкладываться в такие отношения. В этом случае желание родителей «всех разогнать» только усугубить его положение изгоя и не добавит радости. Удовольствие от того, что «зло наказано», получат только сами родители, но не их ребёнок.
Чтобы понять, как именно нужно действовать, родителям стоит посоветоваться с другими взрослыми в ситуации. В первую очередь понадобится помощь классного руководителя. Именно от этого человека зависит, насколько благополучной сложится атмосфера в классе. Учитель младших классов почти все время проводит вместе с детьми, он непосредственно может наблюдать, как складываются их отношения, предотвращать конфликты. Он сориентирует родителей об особенностях характеров детей в его классе. Исходя из этой информации можно будет принять решение о стратегии поведения.
Учитель старших классов видит свой класс уже не так часто, но у него есть возможность завязать более близкие и доверительные отношения с детьми — подростки ценят подобное отношение. Если понадобится пригласить для общении родителей ребёнка-обидчика, это также лучше делать через учителя, а не лично. И уж, разумеется, совсем недопустимо родителям напрямую общаться с чужими детьми, как бы велико не было искушение самостоятельно разобраться с обидчиком. Такие действия не только некорректны, но и противозаконны.
Если ребёнок — агрессор
Довольно часто родители сталкиваются с ситуацией, когда на их собственного ребёнка поступают жалобы. Здесь тоже автоматически срабатывает защитная реакция: мои мальчик или девочка ни в чем не виноваты, их не так поняли! Не стоит идти на поводу у этого порыва. Принимая априори невиновность своего ребёнка, родители лишают себя истинной информации о развитии событий. Кроме того, такая позиция очень усугубляет конфликт, и это не идет на пользу всем его участникам.
Если ребёнка обвинили, нужно в первую очередь с ним самим поговорить по душам — что же произошло на самом деле и почему. Ребёнку нужно дать понять, что родители в любом случае на его стороне, как бы дальше все ни сложилось, потом им важна вся полнота сведений. Возможно, следующего этапа и не понадобится, если на данном этапе будет найден корень плохого поведения ребёнка и определен способ его исправления. Если же нет, то дальше стоит выслушать вторую сторону, учителя или родителей другого ребёнка. Возможно, понадобится встретиться всем вместе, с детьми или без них. Если ситуация очень запущенная, не получается найти корректный выход из нее, родителям нужно будет обратиться за помощью к психологу. Такие специалисты сейчас есть во всех школах, проконсультировать семью могут они, или же любой другой специалист.
Дети могут начать с чистого листа
К сожалению, не из всех конфликтных ситуаций есть корректный выход. Не все взрослые способны проявить гибкость и мудрость, не все учителя всегда добросовестно относятся к своей функции контролировать социальные отношения в классе. А дети на определенном этапе своего развития вообще могут быть очень жестокими существами. Если проблемы не удается решить, и ребёнок продолжает страдать, или же на него давят как на агрессора в ситуации, возможно, хорошим шагом со стороны родителей будет просто полностью избавить ребёнка от этих отношений.
Проще всего сделать это, сменив место учебы. Смена коллектива, переход в другую школу — это всегда стрессовая ситуация, однако это шанс ребёнку начать все с чистого листа. В новой школе его никто не знает, он может поставить себя таким образом, каким захочет, учитывая ошибки прошлого. К нему не будет предвзятого отношения, да и атмосфера в коллективе наверняка будет иная. Совокупность этих факторов даст возможность ребёнку найти свою социальную нишу и благополучно встроиться в новое общество.