Ваш ребёнок уже учится писать? Позаботьтесь о том, чтобы у него выработался правильный стиль письма и красивый, разборчивый почерк. Неумение писать аккуратно, красиво и быстро в будущем может стать настоящей проблемой для малыша: в школе он не будет успевать записывать то, что успевают ученики с хорошим почерком, у него будет быстрее уставать рука, а недописанные контрольные задания — это низкий балл. Учитель также может занижать оценки, не разбирая корявого почерка. Такого неутешительного будущего малыш явно не заслуживает! Помогите крохе обрести каллиграфический почерк и сохранить этот полезный навык на долгие годы!
Развивайте мелкую моторику рук малыша
Еще задолго до школьной скамьи обратите на этот момент особое внимание. Постоянно давайте ребёнку практические игровые задания, включающие:
- Рисование.
Если вы присмотритесь к детям, которые пишут красиво и чисто, то поймете, что все они неплохо рисуют. Регулярно практикуйте рисование красками, карандашами, фломастерами или углем по горизонтальным и вертикальным поверхностям. Обязательно введите в программу домашних занятий раскрашивание и заштриховывание.
- Лепка из пластилина или полимерной глины.
Неважно, что получится в итоге — животные или карикатуры на близких людей. Лепка сама по себе хорошо разрабатывает кисти рук. Искренне восторгайтесь каждым маленьким шедевром!
- Вырезание из бумаги, оригами.
Поделки могут быть самыми разными. Изготавливайте праздничные открытки, новогодние игрушки, фигурки животных, кукольные домики.
- Бисероплетение.
Нанизывание больших и малых бусин на нить или леску — это не только интересное увлечение, но и внушительная работа для развития мелкой моторики.
Некоторым малышам очень нравятся пазлы и мозаики. Они тоже подходят для развивающих занятий. Можно также делать простые упражнения для пальцев рук, периодически играя в театр теней.
Стоит отметить, что многие специалисты не рекомендуют учить детей письму в дошкольном возрасте. У малышей, которые рано научились писать, почерк быстро портится, поскольку их кисти еще недостаточно хорошо развиты.
Следите за тем, чтобы ребёнок занимал правильное положение за столом
Если ребёнок при письме делает неправильный наклон букв (они «заваливаются» то вправо, то влево), скорее всего, он сидит за столом в неудобной позе, ерзает и горбится. Правильное положение выглядит приблизительно так:
- спина ровная, упирается в спинку стула;
- голова чуть наклонена вперед;
- локти прижаты к поверхности стола;
- ноги упираются в пол;
- тетрадь располагается под углом 45 градусов (наклон делается в сторону «свободной» руки).
Большую роль здесь играет высота стула и письменного стола. Эти параметры должны соответствовать росту ребёнка. Желательно, чтобы столешница находилась чуть под наклоном относительно сидящего.
Обращайте внимание на качество канцелярских товаров
Иногда формированию красивого почерка мешает неправильно подобранная канцелярия. Даже при выборе обложки для тетради необходимо быть внимательными. Обложка должна плотно прилипать к поверхности стола. Если она будет постоянно скользить и съезжать, то добиться хорошего почерка будет практически нереально.
Ручка не должна быть слишком тяжелой или толстой, чересчур длинной или короткой (оптимальная длина — 15 см). В противном случае малышу будет неудобно пользоваться ею. Проследите, чтобы стержень был тонким. Выбирая между гелевой и шариковой ручками, отдавайте предпочтение второй (иначе «грязи» в тетради не избежать). Хорошо, если нижняя часть письменного инструмента будет прорезиненная, с ребристой поверхностью. Ребёнок должен выводить буквы плавно и мягко, не прилагая больших усилий.
Следите за захватом ручки
Малышу может быть сложно сразу привыкнуть к правильному положению ручки. Нижняя часть ее корпуса должна лежать на среднем пальце, удерживаться сбоку большим пальцем, а сверху — указательным. Мизинец и безымянный палец при этом согнуты, и служат опорой для всей кисти. На практике многие дети с трудом улавливают такое положение, поэтому следует использовать специальные упражнения, такие как:
- «Пинцет».
Пусть ребёнок захватит верхний кончик ручки тремя пальцами (средним, указательным и большим), после чего начнет плавно соскальзывать вниз по ее корпусу до тех пор, пока не доберется до нужной точки. Предпочтительно оставить 1,5-2 см от нижнего края ручки и повернуть ее чуть под углом, уложив в образовавшуюся между большим и указательным пальцами ложбинку.
- «Фиксатор».
Возьмите обычную «банковскую» резинку и накиньте ее на верхнюю часть ручки, а затем перекрестите и зафиксируйте образовавшейся петлей запястье ребёнка. Далее инструмент правописания берется обычным способом. В итоге получается своеобразный тренажер для руки, при помощи которого с легкостью выходит соблюдать правильный захват. Самое главное, чтобы резинка помогала удерживать руку в нужном положении, но не перетягивала ее.
- «Точка посадки».
На среднем пальце ребёнка, с левой стороны от ногтевой пластины (если малыш — правша), поставьте маркером яркую точку (от кончика пальца должно оставаться около 1,5 см). Это место посадки ручки. Пусть чадо положит письменный инструмент так, чтобы он лежал на этой точке, а затем зажмет его большим и указательным пальцами.
Упражнения для чистописания
Для достижения каллиграфического почерка и высокой скорости письма важно тренироваться много и часто, постоянно осваивать новые, более сложные элементы. Увы, это занятие само по себе довольно скучное. Заинтересовать ребёнка поможет фантазия и специально разработанные упражнения, например:
- «Спаси принцессу».
На одной стороне листа бумаги нарисуйте отважного рыцаря, а с другой стороны изобразите злобного огнедышащего дракона. Цель малыша — прописать между этими персонажами определенные буквы (по вашему усмотрению) так, чтобы рыцарь «дошел» до неприятеля и победил его, спасая златокудрую красавицу, «спрятанную» за чешуйчатой спиной. Важно, чтобы герой не оступился через кривые буквы, и его «дорожка» была ровной и однородной.
- «Форсаж».
Поручите ребёнку написать определенное количество слов за 10 минут и поставьте таймер на это время. Результаты фиксируйте на бумаге и вывешивайте на «доску почета». Скорость письма будет расти день ото дня!
- «Дневник».
Каждый день в импровизированном дневнике записывайте с ребёнком самые лучшие и худшие события, произошедшие за день. Со временем это увлекает, и чадо пишет больше и с удовольствием.
- «Письмо Деду Морозу».
Пусть малыш сам напишет грамотно оформленное послание главному зимнему волшебнику. Всем известно, что Дедушка читает только красивые письма с ровными буквами.
Выполняйте упражнения как можно чаще, и обязательно хвалите ребёнка за его маленькие победы!