Упражнения необходимы не только для тренировки нашего тела, но и разума. Сегодня мы поговорим о важности «доброго слова», и о том, как правильно адресовать его собеседнику.
В чем же состоит необходимость говорить и слышать комплименты? На самом деле они важны во всех сферах жизни, в любви, профессии и дружбе. Похвала, одобрение, желание сделать другому приятное – это столь важные вещи, поместившиеся в простом понятии. Когда мы слышим комплименты, сердце согревается и раскрывается, мы чувствуем себя любимыми и ценными. Тем не менее, многие затрудняются их делать не из нежелания, а просто по неумению. Как научиться делать правильные, уместные комплименты, чтобы расположить к себе людей, а не казаться льстецом или даже обидчиком?
Тонкости психологии общения: почему нужна похвала?
С точки зрения психологии, каждый человек стремится к признанию и уважению со стороны окружающих. Похвала и комплименты оказывают гораздо больший эффект в общении, нежели критика. Приятные слова окрыляют, повышают самооценку, заставляют поверить в собственные силы и возможности, сподвигают на покорение новых высот.
Похвала – это самое важное средство воспитания, которое действовало на нас в детстве, но и во взрослой жизни его эффективность не угасает.
Любовь, профессиональная деятельность, дружба… В каких конкретно сферах жизни важны похвала и комплименты?
- Отношения между родителями и детьми: дети учатся любить себя через похвалу взрослых, тем самым развивая здоровую самооценку.
- Общение между возлюбленными: партнеры чувствуют себя ценными и любимыми, когда получают здравые комплименты.
- Отношения между начальником и подопечными: сотрудники лучше идентифицируются с компанией, приносят больше пользы, когда знают, что их усилия уважают и ценят.
- Общение между друзьями: умение делать комплименты важно в дружеских отношениях, так как чаще всего модель взаимодействия носит зеркальный характер. Говоря другу приятные вещи, можно получить такое же доброжелательное отношение взамен.
- Отношения между соседями: соседи больше готовы что-то сделать друг для друга, если их за это хвалят.
- Общение между сотрудниками: коллеги более расположены делать что-то друг для друга, если имеют больше уверенности в своих способностях, а также время от времени получают за это комплименты.
Проблемы с похвалой и комплиментами в дружбе и других сферах жизни
Некоторые люди делают почти все, чтобы получить признательность окружающих (родителей, любимого человека, трудового или учебного коллектива, друзей или просто общества в целом). Уже в детстве мы тренируемся получать и делать комплименты. В это же время мы учимся хвалить самих себя, на основе оценки старшего поколения. Образцовой моделью поведения служат наши собственные родители. Однако, если родители сами не в состоянии правильно хвалить, возникает недостаток опыта и у детей.
Опасен как недостаток, так и переизбыток комплиментов. Неспецифические и слишком преувеличенные или навязчивые, они могут быть просто не восприняты всерьез, или даже казаться обидными. Например, если расхваливаются недостатки адресата из желания подбодрить, это часто расценивается как упрек или глумление.
Важно и не перейти в разряд лести. Когда комплимент выглядит сугубо как инструмент достижения собственных целей. Комплимент – это похвала реальных положительных качеств человека с незначительным преувеличением. Именно с незначительным, и важно уметь удержать эту грань.
Также мимо ушей проскакивают комплименты, состоящие из затертых до дыр фраз «твои глаза как океан, в них можно утонуть». Осторожно следует и шутить, если дружба еще и приемлет какие-то приободрения, типа «ты такой красивый, что я тебя не узнал», в любовных отношениях лучше так не рисковать.
Упражнения для любви: как делать комплименты?
Если что-то не получается, не стоит огорчаться. «Природный талант» делать комплименты присутствует далеко не у каждого, но в нем можно легко попрактиковаться при помощи следующих упражнений.
Чтобы комплимент оказывал нужное воздействие, во время общения с собеседником важно придерживаться следующего.
- Для выполнения первого упражнения важно убедиться в том, что собеседник хорошо вас слышит, его внимание не распылено на окружающий шум, людей или другое. Комплименты лучше звучат прицельно, назовите человека по имени перед тем, как похвалить его (делать это следует деликатно).
- В качестве второго упражнения можно попрактиковаться выделять отдельные положительные качества собеседника. Ведь конкретный комплимент, посвященный действительно красивой, удачной детали, принимается гораздо лучше, чем абстрактный. Например, «Ты сегодня такая красивая» может быть воспринят в лучшем случае сухо, если не натолкнет девушку на мысль о том, что раньше она выглядела хуже… Фраза «Эта блуза так красиво оттеняет твои яркие глаза» – пример более точного комплимента.
- Не стоит использовать похвалу для манипуляции оппонентом. Намеренная лесть сразу читается в глазах и выглядит нелепо.
- В качестве упражнения старайтесь поддерживать зрительный контакт с собеседником, когда произносите комплимент.
- Выражайте свой комплимент в присутствии других (конечно, если его содержание не носит слишком интимный характер).
- Сравнение в процессе комплимента оказывает укрепляющее воздействие, аргументируя ваше мнение.
- Не перегружайте комплимент лишними оборотами, постарайтесь выражаться в нескольких словах.
При этом даже самые умелые комплименты могут остаться недооцененными, если собеседник не умеет их принимать. Одни реагируют смущенно, другие не придают им смысла, третьи – вовсе отвергают. Причины, по которым человек обесценивает или преуменьшает наш комплимент, разнообразны. Например, если комплимент будет интерпретирован как инструмент манипуляции, человек ответит на него уклончиво. Также правильный комплимент может быть отвергнут по причине заниженной самооценки собеседника.
Тренируйтесь говорить людям приятное, не отвергайте добрых слов в свой адрес и жизнь наполнится новыми красками.