Упражнения на развитие мышления у младших школьников

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ключевым моментом психического развития ребёнка младшего школьного возраста является переход к высшей форме мышления, которое имеет несколько названий: словесно-логическое, абстрактное, понятийное. На этом этапе в программу обучения школьника должны быть включены задания, развивающие умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Существует множество упражнений, игр, задач, ребусов, головоломок для совершенствования словесного-логического мышления. И учителя, и родители должны по максимуму использовать весь арсенал рабочих средств. От того, насколько успешно младший школьник овладеет навыками абстрактного мышления, зависит результативность его обучения в старших классах.

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Психическое развитие ребёнка: задания для тренировки мышления

Психическое развитие ребёнка: задания для тренировки мышления

Для развития словесно-логического мышления у младших школьников можно использовать следующие упражнения:

  • Перечислите несколько предметов, объединенных общим свойством. Попросите учеников подобрать обобщающее слово. Примеры: вилка, чашка, кастрюля, сковорода (посуда); брюки, шапка, рубашка, пальто (одежда).
  • Покажите детям четыре карточки с изображениями разных объектов. Все они, кроме одного, должны иметь общий признак. Пусть ребята найдут лишнюю картинку. Пример: карандаш, тетрадь, стул, линейка (стул лишний).
  • Предыдущее задание можно усложнить, объединив объекты не по смыслу, а по первой букве названия. Пример: дерево, дождь, велосипед, дудочка (велосипед лишний). Возможен и такой вариант задания: соль, октябрь, снеговик, лошадь, ночь. В этом случае четыре слова заканчиваются на мягкий знак, а снеговик выпадает из общего ряда.
  • Назовите любой предмет, к которому несложно подобрать ассоциацию. Попросите детей вспомнить похожие на него объекты. Например, ассоциацией к слову «арбуз» может стать шар, мяч или дыня.
  • Предложите ребёнку перечислить предметы, которые имеют одинаковый цвет.
  • Озвучьте ученикам три слова, и пусть они придумают с ними связное предложение.
  • Дайте ребятам задание подобрать как можно больше определений к слову. Пример: мороженое — холодное, вкусное, белое, сладкое, фруктовое.
  • Перечислите несколько признаков, характеризующих неизвестный предмет, и пусть ребята отгадают его. Пример: белые, пушистые, воздушные, легкие (облака).
  • Зачитайте детям короткий рассказ, но не заканчивайте его. Попросите их придумать продолжение и окончание. Можно пропустить начало и конец рассказа, зачитав отрывок из середины.
  • Попросите учеников расставить детей по росту, если известно, что Женя выше Насти, Никита ниже Насти, Женя выше Никиты.

Уроки на развитие словесно-логического мышления можно сделать еще более увлекательными, если разбить ребят на несколько соревнующихся команд. Составьте план заданий на основе уже предложенных упражнений и добавьте задачки с математическим уклоном, например, такую:

  • Подготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Раздайте их участникам двух команд. Задавайте ребятам примеры на сложение и вычитание: 13+4, 18-6 и т. п. Из каждой группы должны выйти два ребёнка с подходящими карточками. В первом случае это будут дети с цифрами 1 и 7, во втором — с цифрами 1 и 2.

Для тренировки пространственного и логического мышления отлично подходят игры, в которых нужно искать спрятанные предметы. Совет для родителей:

  • Начертите на большом листе план квартиры или дворовой территории. Выделите ориентиры: большое дерево, куст, качели и т. п. Ребёнок должен, опираясь на заданные ориентиры, дойти до места, в котором спрятан «клад» (игрушка, сладости). Младшие школьники еще плохо ориентируются в замысловатых схемах, поэтому карты рисуйте несложные.

Развитие понятийного мышления у детей с задержкой психического развития

Развитие понятийного мышления у детей с задержкой психического развития

Если психическое развитие ребёнка протекает без задержек, то абстрактное мышление формируется достаточно легко. Иное дело — дети с нарушениями мыслительных процессов. У малышей с ЗПР наблюдаются затруднения с переходом к понятийному мышлению при нормальном развитии наглядно-образного. Таких детей отличает низкий уровень заинтересованности в выполнении заданий. Им тяжело даются любые логические операции. В принятии решений они опираются на уже имеющийся опыт и не могут продумывать задания, требующие принципиально новых действий.

Первостепенная задача при работе с такими детьми — вызвать интерес к обучению. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка. Обязательна в этом случае помощь психолога. Предлагая ребёнку с ЗПР новое задание, нужно детально, на конкретном примере, объяснить, что именно от него требуется. Виды упражнений для детей с ЗПР:

  • Положите перед ребёнком три картинки. Одно изображение должно существенно отличаться от других. Пусть он выберет лишнюю картинку.
  • Перечислите несколько простых объектов, связанных по смыслу. Попросите ребёнка назвать их общим словом.
  • Разложите перед учеником картинки: один ряд — животные, второй — их привычная еда. Пусть малыш сопоставит картинки.

Упражнения для развития критического и творческого мышления

Упражнения для развития критического и творческого мышления

Логическое мышление не обязательно обладает свойством критичности. Этот аспект необходимо развивать дополнительно. Здесь помогут такие упражнения:

  • Озвучьте словосочетания, одни из которых правдивые, а другие ложные. Например, яблоко квадратное, снег белый, суп горячий. Ученики должны отыскать неправдивое словосочетание и дать свой (верный) вариант.
  • Усложните предыдущее задание: зачитайте разные утверждения, начиная их словами «верите ли вы, что…». Ребята должны ответить, правдивы ли эти факты, и если нет, то почему.
  • Попросите учеников самостоятельно прочитать текст и отметить в нем предложения с уже известной им информацией и с абсолютно новой.

Психическое развитие ребёнка не будет полноценным, если не уделять достаточно внимания совершенствованию творческого мышления. В школе о нем нередко забывают, делая упор на развитии логических способностей. Несколько упражнений для улучшения творческого мышления:

Покажите детям картинки с разными бытовыми сценками. Попросите описать, что происходит на картинке, какие эмоции испытывают люди, о чем они говорят и чего хотят.
Обрисуйте произвольную ситуацию одним предложением, например: Игорь сегодня опоздал в школу. Попросите детей предположить, почему так могло произойти.
Начните рассказ тремя предложениями. Попросите учеников продолжить историю.
Процесс развития мышления у младших школьников должен быть систематическим и продуманным. Разнообразные игры, задания и головоломки помогут ребёнку научиться четко и ясно мыслить, быстро решать любые задачи и легко усваивать учебный материал.

Читайте также

Забавные игры для развития мышления у детей младшего школьного возраста
Для развития мышления детей младшего школьного возраста полезно играть с ними в различные игры.
Различные подходы к решению проблем интеллектуального развития ребёнка
На интеллект ребёнка влияют самые разные варианты воздействия – медицинские, педагогические, воспитательные.
Игры, развивающие мышление ребенка
Какие игры способствуют развитию мышления у детей? Как развивается мышление у детей разных возрастов? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Развитие ребенка от 2 до 3 лет: кризис трехлетнего возраста
Как протекает развитие ребенка в возрасте 2-3 лет? Что такое кризис трехлетнего возраста и как помочь малышу успешно преодолеть этот сложный период?
Дети с отклонением психологического развития: помощь специалистов
Для детей с отклонениями в психологическом развитии существуют различные методы лечения и поддержки, включающие коррекционную педагогику, логопедию, психотерапию, медикаменты.
Игры, развивающие мышление, для детей 5 лет
Пять лет – ответственный возраст, скоро ваш ребенок пойдет в школу. Мы подскажем, как в игровой форме его можно подготовить.
Опубликовано 11.09.2016 13:00, обновлено 17.04.2020 19:06
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Всероссийская научная конференция “современная психология мышления: смысл в познании” (к 75-летию со дня рождения О.К.Тихомирова) / Васюкова Е.Е. // Психологический журнал 2009 Т. 30 №2
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией

Продукты, которые любит печень

Испытывая проблемы со здоровьем, мы обычно горестно сетуем на сумасшедший ритм жизни, при этом, как правило, совершенно не задумываясь о том, что большинство малоприятно складывающихся обстоятельств - прямое следствие нашего отношения к себе и образу своего бытия.