Упражнения на развитие мышления у младших школьников

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ключевым моментом психического развития ребёнка младшего школьного возраста является переход к высшей форме мышления, которое имеет несколько названий: словесно-логическое, абстрактное, понятийное. На этом этапе в программу обучения школьника должны быть включены задания, развивающие умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Существует множество упражнений, игр, задач, ребусов, головоломок для совершенствования словесного-логического мышления. И учителя, и родители должны по максимуму использовать весь арсенал рабочих средств. От того, насколько успешно младший школьник овладеет навыками абстрактного мышления, зависит результативность его обучения в старших классах.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Психическое развитие ребёнка: задания для тренировки мышления

Психическое развитие ребёнка: задания для тренировки мышления

Для развития словесно-логического мышления у младших школьников можно использовать следующие упражнения:

  • Перечислите несколько предметов, объединенных общим свойством. Попросите учеников подобрать обобщающее слово. Примеры: вилка, чашка, кастрюля, сковорода (посуда); брюки, шапка, рубашка, пальто (одежда).
  • Покажите детям четыре карточки с изображениями разных объектов. Все они, кроме одного, должны иметь общий признак. Пусть ребята найдут лишнюю картинку. Пример: карандаш, тетрадь, стул, линейка (стул лишний).
  • Предыдущее задание можно усложнить, объединив объекты не по смыслу, а по первой букве названия. Пример: дерево, дождь, велосипед, дудочка (велосипед лишний). Возможен и такой вариант задания: соль, октябрь, снеговик, лошадь, ночь. В этом случае четыре слова заканчиваются на мягкий знак, а снеговик выпадает из общего ряда.
  • Назовите любой предмет, к которому несложно подобрать ассоциацию. Попросите детей вспомнить похожие на него объекты. Например, ассоциацией к слову «арбуз» может стать шар, мяч или дыня.
  • Предложите ребёнку перечислить предметы, которые имеют одинаковый цвет.
  • Озвучьте ученикам три слова, и пусть они придумают с ними связное предложение.
  • Дайте ребятам задание подобрать как можно больше определений к слову. Пример: мороженое — холодное, вкусное, белое, сладкое, фруктовое.
  • Перечислите несколько признаков, характеризующих неизвестный предмет, и пусть ребята отгадают его. Пример: белые, пушистые, воздушные, легкие (облака).
  • Зачитайте детям короткий рассказ, но не заканчивайте его. Попросите их придумать продолжение и окончание. Можно пропустить начало и конец рассказа, зачитав отрывок из середины.
  • Попросите учеников расставить детей по росту, если известно, что Женя выше Насти, Никита ниже Насти, Женя выше Никиты.

Уроки на развитие словесно-логического мышления можно сделать еще более увлекательными, если разбить ребят на несколько соревнующихся команд. Составьте план заданий на основе уже предложенных упражнений и добавьте задачки с математическим уклоном, например, такую:

  • Подготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Раздайте их участникам двух команд. Задавайте ребятам примеры на сложение и вычитание: 13+4, 18-6 и т. п. Из каждой группы должны выйти два ребёнка с подходящими карточками. В первом случае это будут дети с цифрами 1 и 7, во втором — с цифрами 1 и 2.

Для тренировки пространственного и логического мышления отлично подходят игры, в которых нужно искать спрятанные предметы. Совет для родителей:

  • Начертите на большом листе план квартиры или дворовой территории. Выделите ориентиры: большое дерево, куст, качели и т. п. Ребёнок должен, опираясь на заданные ориентиры, дойти до места, в котором спрятан «клад» (игрушка, сладости). Младшие школьники еще плохо ориентируются в замысловатых схемах, поэтому карты рисуйте несложные.

Развитие понятийного мышления у детей с задержкой психического развития

Развитие понятийного мышления у детей с задержкой психического развития

Если психическое развитие ребёнка протекает без задержек, то абстрактное мышление формируется достаточно легко. Иное дело — дети с нарушениями мыслительных процессов. У малышей с ЗПР наблюдаются затруднения с переходом к понятийному мышлению при нормальном развитии наглядно-образного. Таких детей отличает низкий уровень заинтересованности в выполнении заданий. Им тяжело даются любые логические операции. В принятии решений они опираются на уже имеющийся опыт и не могут продумывать задания, требующие принципиально новых действий.

Первостепенная задача при работе с такими детьми — вызвать интерес к обучению. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка. Обязательна в этом случае помощь психолога. Предлагая ребёнку с ЗПР новое задание, нужно детально, на конкретном примере, объяснить, что именно от него требуется. Виды упражнений для детей с ЗПР:

  • Положите перед ребёнком три картинки. Одно изображение должно существенно отличаться от других. Пусть он выберет лишнюю картинку.
  • Перечислите несколько простых объектов, связанных по смыслу. Попросите ребёнка назвать их общим словом.
  • Разложите перед учеником картинки: один ряд — животные, второй — их привычная еда. Пусть малыш сопоставит картинки.

Упражнения для развития критического и творческого мышления

Упражнения для развития критического и творческого мышления

Логическое мышление не обязательно обладает свойством критичности. Этот аспект необходимо развивать дополнительно. Здесь помогут такие упражнения:

  • Озвучьте словосочетания, одни из которых правдивые, а другие ложные. Например, яблоко квадратное, снег белый, суп горячий. Ученики должны отыскать неправдивое словосочетание и дать свой (верный) вариант.
  • Усложните предыдущее задание: зачитайте разные утверждения, начиная их словами «верите ли вы, что…». Ребята должны ответить, правдивы ли эти факты, и если нет, то почему.
  • Попросите учеников самостоятельно прочитать текст и отметить в нем предложения с уже известной им информацией и с абсолютно новой.

Психическое развитие ребёнка не будет полноценным, если не уделять достаточно внимания совершенствованию творческого мышления. В школе о нем нередко забывают, делая упор на развитии логических способностей. Несколько упражнений для улучшения творческого мышления:

Покажите детям картинки с разными бытовыми сценками. Попросите описать, что происходит на картинке, какие эмоции испытывают люди, о чем они говорят и чего хотят.
Обрисуйте произвольную ситуацию одним предложением, например: Игорь сегодня опоздал в школу. Попросите детей предположить, почему так могло произойти.
Начните рассказ тремя предложениями. Попросите учеников продолжить историю.
Процесс развития мышления у младших школьников должен быть систематическим и продуманным. Разнообразные игры, задания и головоломки помогут ребёнку научиться четко и ясно мыслить, быстро решать любые задачи и легко усваивать учебный материал.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Уменьшение заложенности носа и отека при синусите

При синусите одними из эффективных мероприятий становятся промывания полости носа: они снимают отек и заложенность.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Красота и молодость: пептиды в косметике

Действительно ли косметика, содержащая пептиды, продлевает молодость? В этом разбирался MedAboutMe.

Что подарить для красоты и здоровья: обзор подарков для любого повода

Хотите, чтобы подарок был и красивым, и полезным? Наш обзор подарков для красоты и здоровья для любого повода.

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Рак крови у детей: факторы риска

Можно ли предотвратить рак крови у ребенка, какие существуют факторы риска для развития лейкозов — читайте в статье MedAboutMe

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Ранние признаки тромбоза: как успеть себя спасти?

Как вовремя распознать тромбоз и надо ли бояться вакцинации аденовирусными вакцинами от COVID-19?

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Уход за кожей зимой: защита, питание и увлажнение

Как нужно ухаживать за кожей зимой, чтобы избежать сухости и шелушений? Средства для питания нежной кожи губ. Рецепты натуральных питательных смесей.

Как быстро восстановить обветренную кожу лица?

Обветренная кожа шелушится, покрывается красными пятнами. Если соблюдать правила профилактики, неприятных последствий можно избежать.
Опубликовано 11.09.2016 13:00, обновлено 17.04.2020 19:06
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Всероссийская научная конференция “современная психология мышления: смысл в познании” (к 75-летию со дня рождения О.К.Тихомирова) / Васюкова Е.Е. // Психологический журнал 2009 Т. 30 №2

Читайте также

Игры, развивающие мышление ребенка
Какие игры способствуют развитию мышления у детей? Как развивается мышление у детей разных возрастов? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Игры, развивающие мышление, для детей 5 лет
Пять лет – ответственный возраст, скоро ваш ребенок пойдет в школу. Мы подскажем, как в игровой форме его можно подготовить.
Развитие мышления детей 5-6 лет
Как развить мышление у детей в возрасте 5-6 лет? Какие игры и упражнения использовать в обучении? Читайте интересные советы в нашей статье.