В последнее время широкое распространение получила психологическая служба в дошкольных учреждениях. Если раньше она была прерогативой прежде всего специализированных учреждений, то сегодня есть практически в каждом детском саду. Но чем именно занимается психолог в дошкольном учреждении? В чем заключается работа психолога с дошкольниками?
Направления работы специалиста
Психолог в дошкольном учреждении осуществляет свою деятельность в трёх разных направлениях. Это непосредственно работа с детьми, работа с родителями (опекунами) и работа с персоналом учреждения. Отдельного упоминания заслуживает психологическая работа в контексте семьи — то есть совместная работа ребёнка и родителей по рекомендациям психолога.
Специалист должен помогать воспитателям группы и родителям наладить эффективное обучение и воспитание ребёнка. Сделать это можно за счёт интересных детям форм деятельности, которые определяются их возрастом и уровнем развития.
Кроме того, работа педагога-психолога с дошкольниками заключается в том, чтобы создать комфортные условия для воспитания и обучения детей, которые будут способствовать развитию эмоционального благополучия, «прокачают» навыки и способности каждого ребёнка и помогут ему стать гармоничной личностью.
Формы работы в дошкольном учреждении
Существует множество техник и методик, к которым может прибегать специалист. Но наиболее распространёнными формами работы являются:
- Индивидуальные консультации детей.
- Психологическая коррекция поведенческих нарушений детей (проявления агрессии, чрезмерная замкнутость, капризность, вспыльчивость, негативизм).
- Развивающие занятия: индивидуальные и групповые.
- Диагностика личности ребёнка, уровень подготовки к школе, уровень агрессии и тревожности и др.
- Консультации родителей и сотрудников учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Проблемы, в решении которых может помочь специалист
Психолог осуществляет свою деятельность по запросу родителей, воспитателей и администрации учреждения или после личных наблюдений за поведением и развитием детей. Какие же проблемы способен вовремя выявить и постараться решить специалист?
- Социальные ситуации. Психолог может помочь ребёнку пережить непростой период в его жизни: развод родителей, появление нового члена семьи, потерю члена семьи, переезд на новое место жительства.
- Личностные проблемы. После проведения диагностических мероприятий или в результате своих наблюдений психолог может выявить нарушения у ребёнка и заняться их коррекцией. Сфера его влияния — капризность, агрессия, замкнутость, застенчивость, навязчивость, тревожность и другие проявления эмоционально-волевой сферы ребёнка.
- Неуспеваемость, нежелание учиться. Конечно, в дошкольном учреждении ещё рано говорить об успеваемости ребёнка, но трудности с концентрацией внимания, нежелание учиться и прилагать усилия, сложности при пересказе текста и запоминании информации — часто уже заметны. И над этим можно работать.
- Проблемы адаптации. Разные дети по-разному реагируют на новые условия пребывания. Кто-то легко вливается в коллектив и становится лидером, а другой испытывает большие неудобства при смене привычного уклада жизни. Задача психолога — помочь каждому ребёнку как можно скорее адаптироваться.
- Проблемы общения со взрослыми и детьми. Психолог может помочь ребёнку наладить комфортное взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
- Проблемы развития ребёнка. При наличии рекомендаций ПМПК психолог может проводить коррекционную работу с ребёнком.
При систематических занятиях результат обязательно будет положительным!