Возрастной этап, на котором находится ребёнок, призван решать задачи его развития. Так дети в младенческом возрасте нуждаются в постоянном присутствии матери — она дает чувство безопасности и защищенности. Ближе к трем годам ребёнок начинает отделяться от взрослого — он может быть капризным, непослушным, желая все делать самостоятельно. Следующий кризисный период — это школьный возраст. Родители отдают ребёнка в первый класс, помогают ему прощаться с детством, учат общаться с одноклассниками и занимаются обучением.
Следующий сложный и важный в жизни семьи период — это подростковый возраст. Вступая в него, дети могут меняться — физически и психически. Эта пора особенно «богата» на проблемы, ссоры, конфликты и непонимание, поэтому темам общению с подростками посвящено очень много книг, статей и рекомендаций.
Выделяя основные сложные и кризисные периоды в жизни ребёнка, принято молчать о том, что происходит с ним, когда он находится вне горячей поры — не в трехлетнем или подростковом возрасте, а в другом. В этой статье речь пойдет о развитии и воспитании ребёнка 8-10 лет, когда он уже переступил начало школьной жизни, но не дорос до подросткового возраста. О чем мечтают дети в этом возрасте? Что происходит с ними? Как они чувствуют себя рядом со сверстниками, родителями или в одиночестве? Как взрослые должны относиться к их вопросам и какие потребности удовлетворять? Какие задачи развития и воспитания должны быть решены на этом жизненном этапе?
Дети мечтают общаться с родителями
Ребёнок в этом возрасте далеко не первоклассник. Он уже знает о школе достаточно много, чему успел научиться за несколько лет, чтобы чувствовать там себя комфортно. У него сформировано понимание о мире отношений людей друг с другом, он может сравнивать свою семью с другими, себя со сверстниками, разбирается, что такое хорошо, а что такое плохо. Вместе с этим у него осталось много вопросов о том, как все устроено, почему в жизни имеют место противоречия или случается несправедливость. Какую-то часть информации он делит со сверстниками — дети в этом возрасте могут быть довольно сплоченными, иметь крепкие дружеские отношения, любят общаться друг с другом по интересам. Они обсуждают одноклассников, школьные события, мультфильмы, игры, отношения. Среди разговорных тем встречаются темы любви, симпатии, жизни и смерти.
Ребёнок 8-10 лет еще очень близок к родителям. С ними он желает проводить как можно больше времени и когда его не хватает, то расстраивается, может замкнуться в себе, начать считать себя не нужным, не любимым. Этот возраст отличается повышенным количеством неврозов у детей — тики, навязчивости, страхи, замкнутость на фоне стресса или испуга.
Чтобы предотвратить нарушение здоровья, родители должны быть внимательны к ребёнку, потому что он очень нуждается в общении. Оно может иметь вид дружеских диалогов, бесед, во время которых дети могли бы поделиться всем, что накопилось у них за день, а взрослые — выслушать.
Дети мечтают, чтобы с ними гуляли и во время прогулки слушали все, что происходит в их интересной жизни: о любовных треугольниках в классе, новых пакостях хулиганов-одноклассников, планируемых походах в горы, смешных ситуациях на уроках, своих победах, любви, жизни, смерти, мечтах. Жизнь детей в это время оказывается очень насыщенной событиями и эмоциями, и чем больше родители будут заинтересованны, тем выше вероятность того, что теплые отношения доверия и дружбы сохранятся в семье надолго.
Дети мечтают развивать свои способности
Ребёнок может проявлять склонности и таланты в раннем или дошкольном возрасте. Когда они являются ярко выраженными, родители стремятся создать условия для их развития — отдают детей на кружки, привлекают репетиторов и тренеров. Иногда способности являются истинными, иногда — навязанными со стороны. В возрасте 8-10 лет дети приходят к четкому пониманию того, чем им хотелось бы заниматься. Они могут укрепиться в своих желаниях и продолжить тренировку, которая была начата в дошкольном детстве, могут передумать и сменить сферу деятельности или открыть в себе жажду к творчеству, которая до этого никак не давала о себе знать.
В этот момент они переживают целую гамму чувств, до этого не знакомых им и связанных с мечтами реализовать свой талант. Родители должны знать, что на этом жизненном этапе они не только испытывают сильное желание заниматься чем-то, но и могут стесняться говорить об этом или скрывать свои способности. Чаще всего это может происходить перед подростковым возрастом, когда ощущение себя и самооценка становятся хрупкими, ранимыми — дети боятся быть непонятыми, высмеянными, поэтому могут молчать о том, что с ними происходит. Взрослые должны быть внимательными к тому, чем занимается ребёнок, замечать таланты, которые просыпаются в нем, хвалить за достижения и помогать его развитию.
Ребёнок хочет, чтобы его предпочтения разделяли
Этот возраст — пора следования за авторитетами и кумирами. Ребёнок может начать обклеивать стены комнаты портретами любимого музыканта или поп-группы, желая во всем походить на своего героя — петь, танцевать как он, рисовать, писать стихи, быть богатым и знаменитым. Эмоции в этом возрасте бывают очень сильными, чувства — не передаваемыми.
Родители должны понимать, что ребёнку важно поддерживать с ними контакт на основе его предпочтений — видя, что его интересы разделяют, он чувствует любовь и поддержку взрослых. Не критикуйте детей за испорченные обои, пристрастие к музыке или аниме-комиксам, даже если вам это не интересно или вы не разделяете подобные увлечения. Вы и не должны их разделять, достаточно просто находиться рядом с ребёнком, когда он развивается, что поддерживать и направлять его. Лучший способ понять — это погрузиться в его мир с головой, узнать, что ему интересно, вызывает радость, печаль, удивление.
Ребёнок 8-10 лет мечтает найти свое место
Дети много мечтают, в том числе о том, кем они станут, когда вырастут. Они могут планировать это, примерять на себя разные роли. На этом этапе им важно делиться со взрослыми всем, что приходит им в голову. А родителям стоит научиться не называть детские идеи глупыми или не важными, а попробовать понять ход мыслей, выслушать и проявить заинтересованность.
Родители должны знать, что происходит с ребёнком
После того, как кризис семи лет миновал, психика ребёнка стабилизировалась, он привык к школе и хорошо учится, взрослые могут позволить себе расслабиться. В это время главное не пустить воспитание на самотек, потому что возраст 8-10 лет — это важный период интересных открытий, проявления чувств, новых начинаний и возможных опасностей. Поэтому важно, чтобы родители были рядом, видели и понимали все, что происходит с детьми — это поможет не только уберечь их от проблем, но и укрепить теплые и дружеские отношения в семье.