Когда ребёнок идет в школу, меняется его уклад жизни и обязанности, которые он обычно выполняет. Педагоги требуют от детей внимания, усидчивости, познавательного интереса, волевых усилий и послушания. Но не всегда ребёнок обладает полным набором необходимых качеств. Каковы особенности младшего школьного возраста? Рассказывает MedAboutMe.
Обучение в школе: большой шаг к знаниям
Школа — непростой период в жизни ребёнка. Вместо «долгожданного чуда», о котором рассказывали родители и воспитатели в детском саду, ребёнок получает первые трудности — ему тяжело усидеть на месте, запоминать большой объём информации, а вместо игр увлеченно рисовать крючки и палочки и считать невидимые яблоки.
К тому же приходится заново строить отношения со сверстниками. В лучше случае в одном классе окажется несколько бывших «детсадовцев», но так получается не всегда. А значит, детям приходится заново искать друзей в новом коллективе.
Труднее всего приходится «домашним детям», которые не посещали сад. Они тяжелее адаптируются и находят друзей.
Главная задача школы — научить, а значит, ведущей деятельностью для каждого ребёнка теперь является не игровая (как дома или в детском саду), а учебная. Ребёнок обязан учиться и приобретать знания. Насколько хорошо это получится, зависит от многих факторов.
Особенности детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-11 лет закладываются основные черты характера ребёнка: он учится различать добро и зло, оценивать свои поступки и других людей, усваивает нормы и правила поведения в обществе. Дети начинают воспринимать себя как личность, формируется их самооценка.
Зная особенности младшеклассников, им можно помочь стать успешными.
Восприятие
В школу дети приходят уже знакомыми с такими простыми понятиями, как величина, форма и цвет. В классе они приобретают новые знания и углубляют уже имеющиеся, расширяется их кругозор.
Мышление
В возрасте 6-11 лет развиваются основные мыслительные процессы: сравнение и обобщение, определение причин и следствий. Если полноценные мыслительные процессы не сформированы, усваиваемые ребёнком знания могут быть фрагментарными, что закономерно усложнит его обучение.
Внимание
У детей младшего школьного возраста произвольное внимание еще недостаточно развито, оно неустойчивое, поэтому дети легко отвлекаются. А вот непроизвольное внимание не в пример лучше.
Но постепенно у ребёнка получается все лучше концентрироваться на нужных вещах, а не только тех, которые ему нравятся или кажутся интересными. Кроме того, ребёнок учится распределять внимание между разными видами деятельности.
Память
Как хорошо ребёнок будет запоминать информацию, зависит от понимания им задачи и владения основными техниками и приемами запоминания.
В первом классе лидирует непроизвольное запоминание, а к четвертому классу уже отлично работает произвольная память.
Контроль над эмоциями
Школа требует от ребёнка учиться и соблюдать правила поведения. Неоднократно повторяемые требования учат детей проявлять больше сдержанности и осознанности в демонстрации эмоций, у ребёнка постепенно устанавливается устойчивое эмоциональное поведение.
Воображение и фантазия
В первый класс многие дети приходят с еще скудным набором слов и элементов при описании образов, но систематическая учеба развивает воображение и фантазию.
Образы детей начинают постепенно «обрастать» большим количеством признаков, свойств и деталей. Разница между образным восприятием детей первого класса и третьего-четвертого — колоссальна.
Младший школьный возраст можно назвать «фундаментом» для всей будущей жизни ребёнка. Поэтому учителям и родителям следует проявлять максимум терпения и понимания к особенностям психики младших школьников, деликатно направлять и подсказывать, учить отвечать за свои поступки и прививать умение мыслить, делать правильный выбор.