Мы часто мечтаем, рисуя в голове картинки прекрасных возможностей. Или представляем, как чёрная полоса закончится и солнце заиграет яркими красками. В выходе из тупика зачастую нам помогает воображение. Но появляется умение фантазировать в самом детстве. Осознанное развитие воображения начинается у детей, начиная со старшего дошкольного возраста.
Функции воображения
Воображение — это способность строить в мыслях различные образы, планировать действия, смотреть на ситуацию со стороны или находить выход из затруднительного положения до его возникновения. Воображение делает жизнь ярче и интереснее, а ум подвижнее. Оно помогает находить решения, особенно в нестандартных задачах и профессиях, требующих творчества и нестандартного подхода.
Малыш может быть героем из сказки, пиратом или королём. Воображение даёт начало игре, которая создаёт различные модели поведения.
Умение фантазировать помогает ребёнку справиться со стрессом. Плач может легко смениться улыбкой, если предложить ребёнку представить себя любимым героем мультфильма и действовать по-новому.
Наконец, фантазия и воображение развивают мышление.
Виды воображения
Умение вызывать образы бывает активным и пассивным.
- Активное — это сознательное придумывание на основе конкретной задачи. Ребёнок представляет как он поедет на велосипеде, который стоит в коридоре.
- Пассивное воображение отличается придумыванием нереальных образов и желаний. Дошкольник в 6-7 лет уже знает, что люди не летают, но может представлять себя супергероем с волшебным плащом, поднимающим его в воздух.
Как развивать воображение у детей
Именно в старшем дошкольном возрасте начинаются осознанные фантазии. Ребёнок сам придумывает игры, различные ситуации. Вымысел в этом возрасте уже основывается на приобретённом опыте и знаниях. Нельзя показать ребёнку стул и сказать, что это самолёт. Он постарается сделать сооружение, состоящие из кабины и подобия крыльев.
Развивать воображение дошкольников важно, потому что оно мотивирует узнавать новое и пока непонятное. К тому же, придумывая образ, ребёнок сочиняет целую историю. Объясняя правила игры товарищам, он пополняет словарный запас, развивает речь и логику.
Именно в возрасте 6-7 лет создаётся база для творческого мышления. Чтобы ускорить и активизировать этот процесс нужно больше разговаривать с ребёнком. Предложите ему придумать рассказ про маму, папу, сестру или друга. Объектом может стать и соседская кошка. Старайтесь, чтобы в разговоре присутствовали новые слова.
Для развития фантазии необходимо много читать. Чтение книг заставляет малыша представлять героев. Остановитесь в середине произведения и предложите придумать ребёнку своё продолжение сюжета.
Творческие занятия также прекрасно способствуют развитию воображения. Лепка или рисование позволяет проявить фантазию в полной мере. Дайте ребёнку проявить её. Ничего страшного, если солнце у него будет зелёное, а трава красная. Всегда хвалите рисунок или даже неумело слепленную фигурку. Это будет стимулом для дошкольника продолжить занятия.
Послушайте вместе с малышом аудиосказку и обсудите. Пусть он представит характер героев, как выглядят персонажи. Тоже самое можно делать при прослушивании детских песенок или даже классической музыки.
Для того чтобы творческое мышление работало, дошкольнику важно хорошо высыпаться и не быть усталым. Поэтому не стоит игнорировать подвижные игры. Лучше, если они будут на свежем воздухе. А в путешествиях по незнакомым местам у ребёнка будут появляться новые знания и навыки, которые он может использовать в своих фантазиях.
Поддерживайте малыша в его играх, отвечайте на его вопросы, становитесь участником его игр. Это сблизит вас и научит ребёнка легко находить выход из любой ситуации.
Использованы фотоматериалы Unsplash