Иногда взрослые неожиданно замечают, что у ихдетейпостепенно сформировались довольно неприятные привычки. Они выглядят не слишком привлекательно, могут эпатировать окружающих, и вызывать крайне негативную реакцию.
Сюда можно отнести стремление ребёнка постоянно грызть ногти, кусать в кровь губы, сосать палец, дергать себя за волосы и т. д.
Многиеродителивидят в этом лишь недостаток воспитания, желание ребёнка продемонстрировать свой несносный характер, действовать назло взрослым или просто покапризничать. На самом деле такие действия могут быть проявлением серьезных психологических проблем и требуют особого внимания со стороны взрослых членов семьи.
Психика ребёнкав раннем возрасте еще только формируется. Подобные невротические проявления могут быть следствием каких-то стрессов, страхов, эмоциональных срывов. Это явный индикатор неблагополучия, за которым следует наблюдать очень внимательно и принимать необходимые меры по корректному устранению неэстетичных навыков.
Почему психика ребёнка реагирует именно так
Формирование подобных невротических привычек не происходит за один день. Это довольно длительный процесс, который протекает буквально на глазах уродителей. В самом раннем возрасте это может быть лишь естественным этапом формирования нервной системы ребёнка: у малыша в определенном возрасте еще отсутствует самоконтроль, нет понимания того, что можно, а чего нельзя.
Многие неприятные привычки — это продолжения естественных младенческих рефлексов, которые действуют до тех пор, покапсихика ребёнкане адаптируется к изменившимся условиям. В первую очередь это относится к сосанию пальца, какой-нибудь пластиковой игрушки или другого предмета. Это проявление естественного сосательного рефлекса, сформированного еще в утробе матери.
То же самое можно сказать и о некоторых других невротических проявлениях удетей. Большинство из них — это продолжения естественных рефлексов, которые помогают адаптации малыша в самые первые годы его существования. Однако к четырем годам эти рефлексы должны угаснуть. Им на замену приходят более осмысленные действия.
Если такого не происходит, а рефлекторные действия перерастают в укоренившиеся невротические привычки — это тревожный сигнал дляродителей. Необходимо оперативно реагировать на подобное поведение, вплоть до обращения к детским психологам.
Основные причины формирования невротических привычек у детей
Трансформация естественных рефлексов — это одна из основных причин формирования невротических привычек удетей. Однако далеко не единственная. На поведение ребёнка могут действовать самые разные причины.
- Объективные факторы.
Скажем, постоянно ковырять в носудетимогут просто из-за аномальной сухости слизистой оболочки носа. А это в свою очередь обычно связано с пониженными показателями влажности в помещении. Нужно отрегулировать состояние воздуха — и проблема постепенно сама сойдет на нет.
- Плохой примерродителей.
Ребёнок (особенно в раннем возрасте) практически во всем им подражает. Поведение мамы и папы — это норма для малыша, образец для подражания. Если у тех есть вредные привычки, они, скорее всего, проявятся и в поведении ребёнка.
- Получение позитивных эмоций.
Дляпсихики ребёнкасвойственна ассоциативность. Если в его сознании какое-то действие ассоциируется с положительными эмоциями или, напротив, с уменьшением каких-то негативных эмоций, то постепенно это действие будет закрепляться в привычке. Более того, она будет использоваться уже как способ пробудить воспоминания, воспроизвести эту самую позитивную эмоцию. И это уже примета серьезных невротических проблем.
Взрослым придется приложить немало усилий, чтобы разобраться в том, почемудетивынуждены прибегать именно к таким методам вызова позитивных эмоций.
Среди основных причин:
- детские страхи;
- стрессы (смена обстановке, места жительства, поход в школу, появление новорожденного в семье, разводродителейи т. д.);
- избыточные эмоциональные или умственные нагрузки;
- накал негативных эмоций в семье (особенно их проявление взрослыми при ребёнке);
- диктат в отношении ребёнка или, напротив, недостаточное родительское внимание;
- физическое или психологическое насилие в отношении ребёнка.
Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребёнка на долгие годы.
Как должны действовать родители
Прежде всего, несколько слов о том, какродителидействовать не должны. Они не должны стесняться своего ребёнка, который, как им кажется, ведет себя недостойно, позорит их в глазах окружающих. А еще не должны сосредотачиваться только на насильственных методах воспитания: принуждении, наказании.
Желаемого результата это, скорее всего, не даст, а только усугубит ситуацию. Более того, стресс ребёнка усилится, а с ним придет еще более устойчивое закрепление невротических привычек. Дляпсихики ребёнкаэто будет вполне естественная реакция.
Задача взрослых — своевременно зафиксировать появление подобных привычек и определить причину такой реакции.Родителидолжны постараться захватить самую раннюю стадию их формирования, чтобы не позволить неприятным привычкам закрепиться. Как известно, гораздо проще предотвратить какое-то вредное явление, чем потом с ним бороться.
Скажем, вы заметили, что в какой-то момент ребёнок тянет палец в рот. Понаблюдайте за ним, чтобы определить, какое именно событие или эмоция заставляют его так делать. Это поможет в будущем своевременно отреагировать на такое поведение, предвосхитить реакцию ребёнка и отвлечь его чем-то.
При этом постарайтесь мягко и не обидно для малыша пресечь подобные действия. Займите чем-то его руки, предложите интересное занятие, которое переключит его внимание со стрессовой ситуации. Попросите больше так не делать, при этом доступно объясните, почему это нехорошо.
Учтите, чтодетимогут болезненно воспринять слишком эмоциональную, оскорбительную или чрезмерно жесткую реакцию взрослых. Это может только усилить стрессовое состояние ребёнка, а соответственно, и его неврозы. Также ни в коем случае нельзя обсуждать в обидных тонах привычки ребёнка с другими людьми, особенно в его присутствии. Внимание и такт к ребёнку, режиму его дня, эмоциональному состоянию — вот главный рецепт борьбы с детскими невротическими привычками.