Когда родители ругают детей за проделки, они часто думают о том, что причиной плохого поведения является плохой характер, желание сделать наперекор взрослым, неразумность, вредность. Ребёнок, вместе с тем, когда делает то, что не нравится взрослым, не хочет ничего плохого. Он повинуется своей природе, которая отличается активностью, любопытством, отсутствием самоконтроля и жизненного опыта, чувствительностью, спонтанностью.
Если родители поймут, что дети ведут себя странно, глупо, неразумно только потому, что они дети, то избавятся от многих тревог, ожиданий, страхов, которые касаются детского развития. Для того чтобы принимать ребёнка таким, какой он есть, и радоваться становлению его характера, нужно хорошо знать особенности детской психологии, а именно: когда наступают возрастные кризисы, в чем они проявляются, чем руководствуется ребёнок, перед тем, как совершить тот или иной поступок, о чем думают маленькие дети, что заставляет их быть активными и любопытными.
В данной статье речь пойдет о том, за что родителям не нужно ругать детей, а вместо этого — практиковать внутри себя принятие и понимание детской природы.
Отсутствие самоконтроля у ребёнка
Способность контролировать себя — свои эмоции и поведение — обычно свойственно взрослым людям. Если родители не способны контролировать собственные чувства, это отрицательным образом сказывается на атмосфере и отношениях. Отсутствие контроля над собой можно простить ребёнку, особенно если он находится в раннем или дошкольном возрасте.
Самоконтроль — качество, которое формируется с возрастом. Хорошо, если родители приучают к нему ребёнка — обращают внимание на то, что он чувствует, думает и делает, рассказывают и показывают, как можно управлять собой. Так, взрослые учат детей быть терпеливыми, спокойными, соблюдать границы других людей и защищать свои.
Однако невозможно воспитать в ребёнке абсолютный контроль, когда он находится в дошкольном возрасте. У маленьких детей еще не сформированы психические процессы, отвечающие за это качество. Поэтому трудно быстро остановить истерику у годовалого ребёнка, успокоить дошкольника, если он горько плачет от обиды, заставить не чувствовать жадность, злость, страх.
Маленькие дети живут чувствами, поэтому способность контролировать себя приходит к ним в то время, когда они распознают эмоции и понимают, что могут управлять ими. Обычно такая способность формируется в начальном школьном возрасте и продолжает укрепляться по мере взросления.
Физическая и эмоциональная усталость
Когда взрослые что-то чувствуют, они понимают свои эмоции и могут говорить о них. Дети, в отличие от родителей, чаще всего не осознают свои внутренние процессы. Физическая или эмоциональная усталость, информационная нагрузка, дополнительные занятия, давление на ребёнка, долгая дорога, переживание страха, пребывание в напряженной обстановке, долгое ожидание в больнице, магазине, дорожные пробки вызывают у детей капризы, плохое настроение, раздражение.
Если родители понимают причину плохого поведения, то они не ругают детей, а озвучивают то, что с ними происходит: «Ты капризничаешь, потому что устал (боишься, хочешь спать, проголодался)». Проговаривание помогает детям обратить внимание на эмоции, понять потребности, успокоиться.
Выражение чувств у детей
Ребёнок дошкольного возраста или школьник способны переживать бурные чувства. Чаще всего это радость, восторг, страх, тревога, злость. Родители могут ругать ребёнка за их проявления, когда они являются неуместными — дети кричат и злятся в гостях, громко смеются в общественных местах, проявляют любопытство там, где оно неприемлемо.
Если запрещать ребёнку делать это, то он начнет думать, что все, что он чувствует — неправильно, некрасиво, плохо. Нельзя ругать ребёнка за проявление чувств, даже, если они являются социально неприемлемыми. Вместо этого взрослые должны понять, что послужило причиной появления негативных эмоций — проговорить это ребёнку и решить проблему, если решение возможно.
Чрезмерная двигательная активность
Иногда взрослые злятся на детей за то, что те слишком сильно шумят — бегают, прыгают, кричат. Следует отметить, что детская природа отличается активностью и энергичностью. Наличие этих качеств говорит о том, что с ребёнком все в порядке — он здоров и развивается в соответствии со своим возрастом. Если ребёнок всегда тихий, осторожный и сдержанный, это может свидетельствовать о повышенном уровне тревожности, психологической травме.
Ограничивать детей в движении — значит «давить» на них, доставлять дискомфорт, противоречить естественному развитию. Для того, чтобы ребёнок был более спокойным, нужно давать ему возможность избавляться от накопившейся энергии — она «выходит» через движения, физические упражнения, прыжки, танцы, бег, зарядку.
Дети, родители и недостатки
У взрослых и у детей есть как достоинства, так и недостатки. Если родители хотят построить с ребёнком теплые отношения, и меньше ругать его, то им нужно понять, что невозможно воспитать такого человека, который будет обладать только положительными качествами характера. Не стоит ругать ребёнка за недостатки личности — о них нужно говорить, обращать внимание, работать над тем, чтобы они стали не такими заметными или проявлялись реже, чаще акцентировать внимание ребёнка на достоинства, поощрять в нем положительные стороны личности.
Привлечение внимания
Иногда дети вызывают на себя гнев родителей плохим поведением — дерутся друг с другом, делают «назло», портят вещи, не выполняют просьбы. Когда такое поведение становится постоянным, и взрослые начинают думать, что с ребёнком что-то не так — он хуже других, растет избалованным, непослушным, неуправляемым — матери и отцу стоит подумать над тем, что дети, таким образом, часто привлекают их внимание.
Так бывает в семьях, где существует большой недостаток теплого и близкого общения — возможно, родители очень много работают и почти не видят детей, или они постоянно выясняют отношения, переживают проблемы на работе и в личной жизни.
Внимание и любовь матери и отца необходимы каждому ребёнку, как воздух. Благодаря им он живет, развивается и растет. Когда его очень не хватает, дети бессознательно совершают плохие поступки, чтобы родители, наконец, заметили их. Поэтому, прежде чем ругать ребёнка за непослушание, стоит задуматься над тем, не является ли его поведение сигналом к тому, что ребёнку катастрофически не хватает внимания взрослых.
Ребёнок берет пример со взрослых
Все родители хотят, чтобы у детей не было вредных привычек. Однако сами они не всегда задумываются над тем, какой пример подают ребёнку. Если взрослые грубят друг другу, злоупотребляют сладким, постоянно играют в компьютерные игры, относятся безответственно к работе, то не стоит удивляться, что ребёнок в скором времени станет копировать такое поведение.
Несправедливо и бесполезно ругать детей за то, что они копируют родителей. Прежде чем требовать от детей послушания, хорошего поведения, самостоятельности, разумности, родители должны взглянуть на себя со стороны и ответить на вопрос: соответствуют ли они тому, что требуют от ребёнка? Сформировать в нем положительные качества характера будет гораздо проще и быстрее, если мать и отец будут сами являться примером того, что требуют.