Начало учебного года — старт новых школьных достижений детей. От того, насколько он будет удачным, зависит результат в конце года. Как помочь ребёнку освоить школьную программу без перегрузок и нервных срывов?
Оказывается, существуют эффективные технологии и методики скорочтения, способные помочь школьникам учиться во много раз эффективнее. Как развивать память с помощью быстрого чтения, насколько результативна эта методика и для всех ли школьников она подходит, выясняем на MedAboutMe.
Почему люди читают
Когда-то книги были доступны не всем, да и читать их могли только избранные люди, обученные чтению. С тех пор многое изменилось и книги стали доступны всем желающим и в любом количестве. Причем не только в бумажном варианте. Современным читателям предлагаются электронные книги, которые многие считают более удобными из-за того, что в них можно загрузить сотни электронных изданий и взять с собой куда угодно.
У всех потенциальных читателей свои причины читать:
- возможность занять себя в свободное время;
- получить новые знания;
- способ найти полезную информацию;
- выполнение учебных заданий.
Что такое чтение как источник психического здоровья и адаптации? Психическая адаптация означает, что мы своим эмоциональным поведением и когнитивными функциями (памятью, интеллектом) вписываемся или, наоборот, не вписываемся в реальную жизнь.
Я много работаю с молодежью, и частота обращений, связанных с проблемой коммуникации, выросла в разы. Одна из основных психотерапевтических задач в моей работе состоит в том, чтобы помочь молодым людям общаться, что называется «вживую». Для современной молодежи это представляет определенные трудности.
Отчего так происходит, если для развития коммуникативных навыков есть все условия? По моим собственным наблюдениям, одной из причин является отсутствие привычки читать. Об этом, кстати, свидетельствуют и результаты ЕГЭ. К сожалению, многие дети, которые уже готовятся к школе, плохо читают. У чтения, кроме развлекательной функции, есть множество других. Прежде всего, чтение является способом развития. Соответственно, мало читающие люди не только не развиваются вообще, но и не развивают аналитические функции мозга, скорость мышления.
Почему так полезно читать?
Во-первых, это полезно с точки зрения восприятия. Детям дошкольного возраста и младшим школьникам очень важно читать вслух. Когда прочитанное обсуждается с детьми, увеличивается скорость и последовательность их мышления. Именно ежедневное чтение тренирует качественные и количественные функции мозга. Например, в Японии и Швейцарии разработаны специальные программы чтения, представляющие собой профилактическое чтение, предотвращающие развитие болезней мозга. С точки зрения функционального здоровья мозга, ежедневное тридцатиминутное чтение обязательно.
В этом смысле исключительное значение имеет классическая литература. В современном быстром мире жизненный опыт люди проживают спешно, у них нет времени анализировать происходящие события. Писатели-классики предлагают в своих книгах именно поэтапный анализ событий и переживаний героев произведений, показывают, на какой возраст чаще приходится определенное переживание. Читая, люди проживают несколько жизней с литературными героями и приобретают некий опыт развития жизненных ситуаций. Вот в чем конкретная, можно сказать, утилитарная польза чтения. В классике огромное разнообразие словесного выражения того, что человек чувствует.
Во-вторых, я настоятельно рекомендую родителям чтение с детьми и для детей не менее тридцати минут в день по схеме: 5 минут читает мама, 5 минут для папы и 20 минут читает ребёнок. А затем все вместе обсуждают прочитанное.
Важно!
Здоровье мозга, умение правильно строить отношения со своими близкими и адаптироваться в социуме зависит от того, сколько люди читают.
Чтение хорошей книги — одна из самых приятных вещей, которые может сделать человек. Читая качественную литературу в своем кресле, в гостиной, на даче, в кемпинге или в любом месте где угодно, позволяя вашему разуму расслабиться, посетить другие страны, узнать интересные истории из жизни — это великолепный опыт. Проблема для многих читающих людей в другом. Время. Вот что необходимо для знакомства с разумной книгой и чего так не хватает для чтения.
Как читают «скорочитатели»
Скорочтение предполагает освоение навыка думать и запоминать быстрее, развивать внимание и увеличить скорость чтения. Все зависит от тренировок. Они похожи на тренировки в спортзале, но только для мозгов. Каждый день или через день «скорочитатели», как спортсмены на тренажерах, «прокачивают» мозг с тем, чтобы он быстрее воспринимал информацию. Для этого существуют определенные техники, работающие по принципу «от простого к сложному». Человек в среднем читает со скоростью от 120 до 200 слов в минуту, а вот «скорочитатели» умеют поглощать большие объёмы печатного текста очень быстро. Людям, владеющим техникой скорочтения, прочесть 30 книг в неделю вполне по силам. Как у них это получается?
Они умеют читать по-особому:
- не разделяя слова на слоги, а воспринимая их целиком;
- не проговаривая слова при чтении;
- погружаясь в чтение, и не отвлекаясь на внешние раздражители.
Чем вообще хороша эта практика?
Школьникам техника скорочтения помогает быстро освоить большие объёмы учебных текстов, что сокращает время на подготовку домашних задания и освоение нового материала. Она очень важна для взрослых, которые хотят сохранить интеллект и разум на долгие годы, заставив работать головной мозг.
Существуют разные методики увеличения скорости чтения. Все они предполагают постоянную работу по улучшению навыков работы с объёмными текстами.
Термин «скорочтение» появился во второй половине 40-х годов, когда ученые США начали первые исследования на эту тему. Интерес к развитию навыков быстрого чтения продолжается до сих пор, а исследования этого процесса продолжаются во многих странах мира.
Дети осваивают чтение постепенно: от медленного произнесения отдельных слогов до «пословного» чтения. Окончив начальную школу, дети могут прочесть текст со скоростью в среднем до 100-120 слов в минуту. Считается, что ребёнок далее самостоятельно работает над техникой чтения и ее развитием. К сожалению, это не так. Скорость чтения многих взрослых людей остается той же, что и после окончания начальной школы. Сама собой способность улучшать навыки чтения не появляется. Ее нужно развивать. Мозг обученного быстрому чтению ребёнка работает более качественно. Он умеет «сканировать» текст, выделять ключевые слова. В процессе чтения текста мозг «раскладывает» прочитанное по логической системе. Следуя логической схеме, можно «упаковать» учебник из 600 страниц в 200 слов.
Зачем школьники осваивают быстрое чтение
Плохое чтение ухудшает успеваемость. Медленно читающие дети не усваивают объём материала на уроке, медленно выполняют домашние задания. Скорочтение может помочь в решении этой проблемы. Вопрос лишь в том, когда стоит начинать обучать этой методике ребёнка.
Существует несколько мнений о том, когда стоит начинать обучение школьников быстрому и осмысленному чтению. Методика Домана и Монтессори предлагает считать оптимальным для освоения методик скорочтения возраст с 3-х лет. Сторонники Вальдорфской школы уверены, что ребёнок должен быть старше, т. е. начинать обучение не раньше 10 лет.
Исходя из опыта работы с детьми в начальной школе, считаю, что заставлять авторитарными методами дошкольников и младших школьников учиться быстрому чтению не стоит. Малыши, что называется, еще «не дозрели». Они пока воспринимают информацию в обычном темпе, поэтому лучше отложить обучение скорочтению до того времени, когда дети немного подрастут и уже овладеют базовыми навыками чтения.
Для этой цели я использую в младших классах упражнения, развивающие память, внимание, артикуляцию. Это полезно для будущей работы с детьми, когда увеличивается темп усвоения текста. Тем родителям, которые хотят пораньше обучить малыша азбуке, можно посоветовать кубики Зайцева.
Важно!
Родители знают особенности своего ребёнка, поэтому следует учесть, как он умеет концентрироваться на занятии, хорошо ли запоминает новое, сколько времени сможет не отвлекаться от основной темы. Проводите короткие занятия, чтобы ребёнок не уставал.
Если родители решили самостоятельно заниматься скорочтением с ребёнком, то нужно понимать, что начинать можно тогда, когда школьник умеет быстро читать фразы и словосочетания. Нельзя торопить детей, а порой стоит возвратиться к изученному ранее.
Важно, чтобы интерес к занятиям у ребёнка не пропал, настраивайте его на успех, хвалите даже за небольшие достижения.
В первом классе, когда идет процесс адаптации ребёнка к новому коллективу, режиму дня и учителю, проводить интенсивные занятия по обучению скорочтению я не рекомендую.
Школьники начальных классов еще слишком малы и могут не выдержать дополнительной нагрузки. Лучшая методика в этот период — игра. Качество, а не количество ваших действий имеет решающее значение.
Безусловно, школьникам старших классов и студентам приходится перерабатывать огромное количество учебной литературы. Однако сейчас ежедневно появляется такое количество новых данных, что самая уникальная скорость чтения не поможет молодежи все освоить.
На помощь школьникам приходят поисковые системы и обучающее видео хорошего качества. Если речь идет о специальной литературе, то так ли уж необходимо «перепахивать» со скоростью света все, что издано по предмету? Ведь это все нужно переварить, запомнить и применить на практике. Скорость поглощения не всегда приводит к желаемому результату. Качество усвоения важнее.
Существует несколько мнений о том, когда стоит начинать обучение школьников быстрому и осмысленному чтению. Методика Домана и Монтессори предлагает считать оптимальным для освоения методик скорочтения возраст с 3-х лет. Сторонники Вальдорфской школы уверены, что ребёнок должен быть старше, т. е. начинать обучение не раньше 10 лет.
Исходя из опыта работы с детьми в начальной школе, считаю, что заставлять авторитарными методами дошкольников и младших школьников учиться быстрому чтению не стоит. Малыши, что называется, еще «не дозрели». Они пока воспринимают информацию в обычном темпе, поэтому лучше отложить обучение скорочтению до того времени, когда дети немного подрастут и уже овладеют базовыми навыками чтения.
Для этой цели я использую в младших классах упражнения, развивающие память, внимание, артикуляцию. Это полезно для будущей работы с детьми, когда увеличивается темп усвоения текста. Тем родителям, которые хотят пораньше обучить малыша азбуке, можно посоветовать кубики Зайцева.
Важно!
Родители знают особенности своего ребёнка, поэтому следует учесть, как он умеет концентрироваться на занятии, хорошо ли запоминает новое, сколько времени сможет не отвлекаться от основной темы. Проводите короткие занятия, чтобы ребёнок не уставал.
Если родители решили самостоятельно заниматься скорочтением с ребёнком, то нужно понимать, что начинать можно тогда, когда школьник умеет быстро читать фразы и словосочетания. Нельзя торопить детей, а порой стоит возвратиться к изученному ранее.
Важно, чтобы интерес к занятиям у ребёнка не пропал, настраивайте его на успех, хвалите даже за небольшие достижения.
В первом классе, когда идет процесс адаптации ребёнка к новому коллективу, режиму дня и учителю, проводить интенсивные занятия по обучению скорочтению я не рекомендую.
Школьники начальных классов еще слишком малы и могут не выдержать дополнительной нагрузки. Лучшая методика в этот период — игра. Качество, а не количество ваших действий имеет решающее значение.