Задержка речевого развития — это диагноз, впервые выставляемый детям младше 3-4 лет. При данном нарушении ребёнок позже установленных возрастных норм овладевает устной речью. Как показывает статистика, такое расстройство встречается примерно у 4-10% детей. При этом мальчики в несколько раз чаще девочек сталкиваются с данной патологией. Ниже мы расскажем при причинах задержки речи у ребёнка 3 лет, а также рассмотрим лечение.
Почему возникает задержка речевого развития?
Как показывает статистика, примерно у каждого третьего ребёнка точные причины задержки речи остаются невыясненными.
- Достаточно часто данное нарушение возникает на фоне поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде. В анамнезе у таких детей можно выявить родовые травмы, внутриутробную гипоксию, внутриутробные инфекции и прочее.
- Еще одна частая причина — это различные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни ребёнка. В качестве примера можно привести воспаление вещества или оболочек головного мозга, черепно-мозговые травмы и так далее.
- В некоторых случаях задержка речевого развития бывает обусловлена первичным нарушением слуховой функции у малыша.
Кроме этого, нельзя исключать роль наследственной предрасположенности.
Значительно реже данное расстройство бывает ассоциировано с психосоциальными факторами, например, с сильными стрессами, недостаточностью обучения и воспитания, дефицитом социальных контактов и прочим.
Как проводится лечение при задержке речи у ребёнка?
Выбор тактики лечения при задержке речевого развития, прежде всего, будет определяться провоцирующим фактором.
Если у ребёнка имеются те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, показаны средства, улучшающие мозговое кровообращение, сеансы массажа, физиотерапевтические процедуры и прочие терапевтические мероприятия, проводимые под контролем детского невролога.
При наличии психосоциальных факторов необходимо направить внимание на их устранение. Следует оградить малыша от стрессов, организовать благоприятную речевую среду, стараться проговаривать с ребёнком все его действия и так далее.
Вторым важнейшим этапом в коррекции речевого развития являются занятия с психологом и логопедом. При этом могут использоваться самые различные инструменты, например, сказкотерапия. В 2019 году ученые из Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина опубликовали работу, в которой был сделан вывод о высокой эффективности сказкотерапии в рамках лечения задержки речевого развития у детей.
Неотъемлемой частью логопедических занятий являются упражнение на развитие мелкой моторики. В качестве примера можно привести сбор мозаики, пальчиковые игры, лепку из пластилина и так далее. Такие занятия оказывают благоприятное воздействие на созревание моторного центра речи и стимулируют речевое развитие малыша.
Кроме этого, план лечения может дополняться различными речевыми упражнениями и играми, упражнениями на развитие зрительной и слуховой памяти, а также многим другим.