Что должен уметь говорить годовалый ребёнок? И на какие моменты в его речевом развитии родители должны обратить особенное внимание?
Подготовка родителей к рождению ребёнка
В наше время будущие родители со всей серьезностью готовятся к появлению на свет своего малыша. Они покупают соответствующие книги, бороздят просторы Интернета в поисках информации по физиологии, гигиене, питанию и особенностях развития маленьких детей. Кроме того, многие посещают специальные курсы для будущих родителей, на которых их знакомят с особенностями ухода за грудничками. В общем, основные освещаемые вопросы — это здоровье, питание и уход. А вот такой важный аспект, как речевое развитие ребёнка, очень часто ускользает из поля зрения. В то время как физическое и речевое развитие тесно связаны между собой.
Ребёнок растет, изучает окружающий мир. А родители, ухаживая за ним, помогают крохе подготовиться к следующему этапу развития. Малыш учится говорить, слушая то, что ему говорят взрослые. Кстати, делает он это практически с первых дней своей жизни.
Самый ранний возраст: ребёнку один месяц
Казалось бы, только что родившийся ребёнок живет в своем собственном мире. Ручки и ножки полусогнуты, пальчики сжаты в кулачки. Кроха еще не может держать голову, а большинством его движений управляют рефлексы. Ну какое там речевое развитие в этом возрасте? Тем не менее малыш плачет, кричит, причем очень громко. А еще он реагирует на слова, адресованные ему, на интонацию, с которой они сказаны: радостью на ласковую и плачем на резкую.
Разговаривать с ребёнком нужно как можно чаще — во время кормления, переодевания, укладывания (можно спеть колыбельную) или просто, держа кроху на руках. И не забывайте, что малыш все слышит. Он пока не понимает смысла слов, но реагировать на звуки может (вздрагивает, дергается). Поэтому в процессе общения с членами семьи или другими людьми лучше воздерживаться от криков, ссор, громкого смеха и резких высказываний.
Малышу три месяца
К третьему месяцу ребёнок учится управлять собственным телом. Он все чаще разжимает кулачки, чтобы схватить какой-то предмет (например, мамин палец). Хотя в большинстве случаев его движения бывают хаотичными. Малыш начинает понемногу опираться на руки, лежа на животе, и поднимать голову. Однако такое еще происходит нечасто. В это время слух ребёнка становится острее, постепенно развивается и мимика, что способствует появлению первых звуков (помимо крика и плача). Грудничок прислушивается к окружающим звукам и издает их сам — начинает гулить. Интересный факт — дети разных стран гулят одинаково, то есть языковые особенности на этом этапе развития речи никак не отражаются.
В это время рекомендуется время от времени разговаривать с малышом на его языке, то есть пытаться повторять произнесенные им звуки. Это поможет установить контакт и развивать внимательность ребёнка. А в остальное время просто разговаривайте с малышом ласковым спокойным тоном.
Речевое развитие ребёнка в четыре месяца
Ребёнка все больше интересуют разные предметы — он рассматривает их со всех сторон, тащит в рот, являющийся в это время главным инструментом для изучения окружающего мира. Кроме того, малыш внимательно слушает звуки, иногда многократно повторяет их. Правда, пока это почти всегда происходит неосознанно. В этот период малыш начинает усваивать языковые особенности семьи, в которой живет. Самое время вводить в общение песенки, лучше простые и короткие. Причем большой репертуар пока не нужен. Для нормального речевого развития ребёнка достаточно менять песенку один-два раза в месяц.
Пять месяцев
В этом возрасте ребёнок начинает больше двигаться. Он уже умеет переворачиваться с живота на спину и наоборот, хорошо держит и поворачивает голову. Малыш становится более энергичным — упирается ногами в опору, а еще чаще задирает их так, что может играть со своими ножками и засовывать в рот. Продолжает слушать звуки и пытаться их воспроизводить. В пять месяцев дети активно подражают взрослым — вытягивают губы, открывают рот, высовывают язык. Многократное повторение букв и слогов помогает закрепить их в памяти ребёнка. Общаясь с малышом, старайтесь произносить слова четко и ясно, не глотая окончания.
От шести до девяти
Кроха двигается еще больше. Он радуется, когда добивается желаемого. Поэтому самое время хвалить ребёнка и поддерживать ласковыми словами. Малыш становится на ножки, если его придерживать за руки. Правда, делает это пока неуверенно. В этом возрасте дети чувствуют ритм и могут «пританцовывать» под музыку. В этом возрасте развивать речь ребёнка помогут потешки, скороговорки, короткие песенки. Подражая взрослым, малыш произносит отдельные слоги и короткие слова, связывая их с конкретными людьми, животными или предметами.
Показывайте малышу предметы, называя их. Очень важно не коверкать нарочно слова, обращаясь к ребёнку, а также говорить простыми, понятными для него предложениями.
Что умеет годовалый малыш?
В год ребёнок активно передвигается на четвереньках, стоит, иногда уже ходит, открывая для себя много интересного. Он ощупывает игрушки, с интересом слушает речь взрослых и пытается повторять слова, жесты и мимику. Малыш различает игрушки по названиям (зайчик, машинка, петушок) и приносит их по просьбе взрослых. Когда кроха выполнит поручение, нужно похвалить его и еще раз озвучить название игрушки, а лучше рассказать стихотворение или спеть песенку, которые помогут закрепить выученное слово.
Малыш может определенным образом озвучивать свои действия: «на», «дай», «бах». Появляются первые полноценные слова: «мама», «баба», «папа», правда, иногда ребёнок путает буквы по причине схожести их артикуляции: «мапа», «бапа». Чтобы исключить такие ошибки, нужно чаще повторять малышу каждое слово по отдельности. Например, во время кормления учимся говорить «мама», а чуть позже — «папа». Если кроха упорно произносит собственный вариант, не расстраивайтесь. Через некоторое время он разберется в тонкостях воспроизведения звуков и освоит языковые нормы.