Когда дошкольник начинает впервые проявлять характер и отказывается выполнять просьбы родителей, возникает естественное желание приструнить бунтаря. Родителей раздражает непослушание ребёнка, и хочется вернуть свой беспрекословный авторитет. Однако ребёнку обязательно нужно пройти этот этап на пути к взрослению. Возрастные кризисы необходимые — так формируется личность ребёнка. Занятия психолога с дошкольниками помогут сохранить дружеские, теплые отношения в семье. Важно пережить этот период с пользой для детей и безболезненно для родителей.
Почему необходимы занятия психолога с дошкольниками?
Каждый день дети учатся жить. Одновременно с физическими навыками формируются и психологические. Ребёнку важно научиться не только ходить, бегать, прыгать, самостоятельно есть и одеваться, но и уметь выражать свои эмоции, отстаивать собственные границы, взаимодействовать с окружающими. На занятиях психолог с помощью разных техник, чаще в игровой форме, может определить состояние ребёнка, его настроение, нюансы развития, на которые стоит обратить внимание.
Если есть проблемы с памятью, отставание речи, сложности в обслуживании себя и взаимодействии со сверстниками, могут потребоваться индивидуальные занятия психолога с дошкольниками.
Чаще всего первый раз родители задумываются о помощи психолога к 3-летнему возрасту малыша. В этот период ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира, у него формируются первые основы личности. Капризы, нежелание выполнять просьбы родителей, отрицание привычных правил и другие проявления характера со слезами и скандалами — естественный этап взросления. Этот период может стать настоящим испытанием и для ребёнка, и для родителей. Психолог поможет родителям и малышу выстроить комфортные взаимоотношения.
Специалисты Калифорнийского университета провели исследования, которые показали, что темперамент, память и интеллектуальные способности ребёнка не связаны с внушаемостью, но эмоциональная уязвимость детей может повышаться под влиянием стресса и неблагоприятной окружающей среды. Выявить травмирующие факторы поможет психолог.
Простые техники для занятий с дошкольниками
В разном возрасте дети решают различные личностные задачи. Поэтому специалист использует техники, которые помогают развивать мышление, речь, воображение, эмоциональность и другие навыки. Психолог учит детей различать и проявлять свои чувства, помогает подготовиться к школе и взаимодействовать со сверстниками.
Игра «Нарисуй настроение»
Эта игра помогает понять настроение малыша, его эмоциональный фон. Дети могут играть и веселиться, внешне никак не проявлять свои тревоги и страхи. Поэтому родители не сразу замечают, что малыша что-то тревожит. Такие занятия с психологом помогают выявить внутреннюю тревожность ребёнка.
Специалист просит малыша нарисовать его настроение. Предлагает ему разные цвета и говорит, что значит каждый. Например, желтый — радость, черный — грусть и т. д. Дети постарше могут сами говорить, что значит для них каждый цвет.
Есть другая вариация этой игры. Психолог дает ребёнку разноцветные карточки и просит собрать из них цветок. Каждый лепесток отвечает за настроение ребёнка: хочется бегать, прыгать, смеяться, плакать и т. д. Это дает возможность специалисту проанализировать результат и сделать вывод о состоянии малыша.
Игра «Музыкальное настроение»
Музыка влияет на эмоциональное состояние, с ее помощью можно создавать разный психологический фон. Выбор музыкальных композиций может рассказать о внутреннем состоянии малыша. Музыка помогает получить эмоциональную разрядку, развивает взаимодействие разных полушарий мозга.
Специалист включает разные музыкальные композиции и просит ребёнка делать различные действия: двигаться в такт, хлопать в ладоши, ходить по кругу и тд. Сначала ребёнок делает вместе с психологом, потом повторяет сам — так развивается внимание, тренируется память. Есть разные вариации этой игры — конкретный метод специалист подбирает в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка.
Упражнение для расслабления
Это упражнение помогает ребёнку расслабиться, учит его самостоятельно снимать напряжение.
Ребёнок садится в удобную позу, закрывает глаза. Психолог просит его погладить себя по голове и приговаривать: «Я — хороший». При этом специалист рассказывает какую-то сказку, вызывая в воображении ребёнка теплую позитивную картинку. Это может быть описание природы или сюжетная история. В конце упражнения малыш расслабляется, его нервная система успокаивается.
Согласно исследованиям, которые провели американские ученые, обстоятельства с сильным эмоциональным окрасом влияют на воспоминания ребёнка. Дети могут анализировать повторяющиеся события и извлекать свой опыт, но при сильном эмоциональном возбуждении они могут искажать детали.
Не стоит недооценивать занятия психолога с дошкольниками. Эмоциональное и психологическое здоровье закладывается в раннем детстве, поэтому родители должны отнестись к состоянию ребёнка ответственно.