Австрийский ученый и основатель теории психоанализа Зигмунд Фрейд о психологии бессознательного писал, что под покровом сознания таится немалый объём неосознаваемых человеком желаний и влечений. Эти скрытые переживания способны влиять на человека и даже провоцировать нервно-психические болезни, в частности, неврозы.
Фрейд: психология бессознательного
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году и оставил после себя множество научных трудов, которые до сих пор не утратили своей актуальности, например, «Толкование сновидений» (1899), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я и Оно» (1923). Фрейд внес большой вклад в понимание того, как работает наше подсознание, как устроен внутренний мир человека и какие переживания составляют его.
Именно Фрейду принадлежат идеи о бессознательном и трехкомпонентной структуре человеческой психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»). Для понимания теории Фрейда можно привести в пример айсберг: его небольшая вершина — это сознание, а все, что скрыто под водой есть бессознательное. Фрейдистский психоанализ и был разработан для того, чтобы помочь пациентам справиться с внутренним конфликтом между их сознанием и бессознательными потаенными желаниями.
Австрийский психолог утверждал, что совершаемые человеком действия «на автомате» имеют неосознаваемую природу, а в бессознательное вытесняются наши скрытые фантазии, желания, которые не соответствуют установленным в обществе нормам морали или поведения.
Бессознательное в творчестве
Благодаря фрейдистскому подходу, искусство в XX веке стали рассматривать сквозь призму психоанализа. Ученый полагал, что когда зритель смотрит на картину, он должен не просто понять замысел художника, но и прочувствовать его состояние, ключевые мотивы, которые подтолкнули к творчеству. В этом поможет психоанализ, как метод, посредством которого определяются душевные порывы художника, интерпретируются сюжетные элементы его картин.
- Для того, чтобы понять художника, важно узнать его биографию, проследить жизненный путь и выделить главные события его судьбы. Таким методом Фрейд изучил творчество Леонардо да Винчи, отметив, что великий итальянский художник часто создавал изображение Мадонны с младенцем. По мнению психолога, здесь Леонардо изобразил себя с матерью. А загадочная улыбка Моны Лизы есть не что иное, как улыбка родной матери Леонардо. Он сам был незаконнорожденным и воспитывался мачехой в семье своего отца.
- Фрейд настаивал на том, что искусство — способ сублимировать подавленные интимные переживания в физическую форму, а либидо представлял как движущую силу эстетического творчества. Художник, чьи половые инстинкты долго подавлялись сознанием и не находили выхода, выразил их в своем творчестве, чтобы тем самым достичь удовлетворения. Таким образом, мотивацией к творчеству служит половой импульс, когда подавленное либидо находит воплощение в форме, допустимой социальными установками.
- Теория бессознательного в искусстве во многом отразилась в движении сюрреализма, поэтому сюрреалисты-художники большое значение придавали грезам, сновидениям и фантазиям, реализуя их в своих картинах.