Сознание

Любые события в жизни человека отражаются в его сознании во время как активной мыслительной так и подсознательной деятельности. Еще философы Западной Европы, со времен Декарта и Локка пытались понять природу сознания и выделить его свойства. Как правило, наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с существованием каких-то физических процессов, обусловливающих существование сознания как объекта мыслительной деятельности индивида. В настоящее время сознание изучается в психологии, нейропсихологии и нейробиологии. Как правило, это связано как с изучением возможности лечения состояний с нарушениями сознания, так и с его оценкой у пациентов в коме или под наркозом.

Сознание человека

Сознание человека

Под сознанием человека можно понимать:

  • познание себя и окружающего мира, в основе которого лежат когнитивные процессы;
  • противоположность бессознательности, то есть состояние активности;
  • процесс осознания влияния факторов внешней среды на человека.

Как правило, внешний мир изменяет сознание человека как непосредственно через органы чувств, так и через анализ субъективных ощущений индивида. Это является неотъемлемой частью процесса жизнедеятельности любого человека. Также отдельно следует выделить общественное сознание, которое является отражением внутреннего мира индивида в социуме.

Сознание с латинского переводится как «conscius», что дословно расшифровывается как «co» – вместе и «scio» – знать. Впервые упоминания о сознании восходят к 1500-му году. Иногда это также трактовалось как «знание о себе», так и «обмен знаний с самим собой о чем-то».

Происхождение современной концепции сознания часто приписывается Джону Локу, благодаря его работе, опубликованной в 1690 году. Локк определяет сознание как «восприятие того, что происходит внутри человека». Эта работа оказала существенное влияние на общественное мнение о сознании в 18-м веке.

Сознание ребенка

Сознание ребенка

Развитие сознания у ребенка и уровень понимания того, что происходит вокруг, является серьезным вопросом, интересующим многих матерей. Так, даже несмотря на то, что здоровый новорожденный ребенок не спит, у него открыты глаза и он извивается или строит гримасы, достаточно сложно понять, что на самом деле происходит у него в голове.

Согласно имеющимся на сегодняшний день данным считается, что новорожденные не имеют осознанного понимания своего состояния, эмоций и мотивации. Кроме того, сознание ребенка даже в дошкольном возрасте достаточно ограничено. Это можно определить по общению с детьми при задании им определенных вопросов.

В то же время, несмотря на то, что сознание ребенка имеет достаточно низкий уровень развития, детям приходится сталкиваться с большим объемом информации. Так, уже новорожденные обрабатывают большие объемы информации, получаемые с помощью зрения и слуха. Также ребенок активно изучает окружающий мир. Развитие сознания, таким образом, является последовательным процессом, включающим как восприятие информации, так и ее обработку с формированием абстрактных понятий, которые составляют основу осознанной деятельности.

На то, как развивается сознание ребенка, значительное влияние также оказывают особенности созревания нервной системы организма, от которой зависит умственная работа любого человека. Как правило, после рождения некоторое время происходит дальнейшее созревание как периферической, так и центральной нервных систем, что проявляется повышением эффективности их функционирования.

Также, следует отличать безусловные рефлексы, заложенные в геноме каждого человека, от проявления тех или иных признаков сознания. Тем не менее, имеются основания предполагать, что у человека существует базовый уровень сознания, который проявляется уже в детском возрасте следующими признаками распознаванием голоса матери и имитацией некоторых движений. Тем не менее, достоверно определить, так ли это, на сегодняшний день не удалось.

Для существования сознания необходима работа сети тесно взаимосвязанных нервных клеток головного мозга. Наибольшую роль в этом сложном процессе представлена таламо-кортикальным комплексом, формирующимся уже на 24-28 неделях внутриутробного развития. Примерно через еще 6-8 недель отмечается синхронизация электроэнцефалографического ритма, что говорит об интеграции нейронов. Таким образом, структуры, обеспечивающие возможность функционирования сознания, готовы только к третьему семестру беременности.

Существует определенная модель функционирования центральной нервной системы, обеспечивающая существование сознания. Так, после встречи с тем или иным раздражителем, у взрослого человека возникает определенный алгоритм, направленный на привлечение внимания и обработку полученной информации. Это и становится основой для того, чтобы запустился процесс сознания. Было установлено, что этот алгоритм получения и обработки информации встречается у некоторых детей в возрасте 5 месяцев и у всех в возрасте 12 месяцев, однако скорость протекания этих процессов в три раза ниже, чем у взрослых.

Для изучения процессов, говорящих о сознании у детей, зарубежными учеными был проведен ряд исследований. Так, в одно из исследований было связано со сравнением наличия непрерывного потока мыслей у детей и взрослых. Как известно, даже в покое человек имеет какие-то мысли, поток которых практически не прекращается. В то же время у 4-х летних детей, не занимающихся решением каких-либо задач, было отмечено, что потока мыслей не отмечается. Как правило, уже в школьном периоде отмечается сильное изменение когнитивной деятельности.

Первая модель, которая является примитивной формой общественного сознания, формируется уже в детском коллективе. Как правило, система взаимоотношений в детском саду и школе намного проще, однако играет большую роль в социализации индивида.

Как правило на сознание оказывают влияние внутренние факторы, связанные как с нервным перенапряжением, так и с изменением гормонального фона. Так, стресс в незначительных количествах приводит к повышению интенсивности когнитивных процессов, в то время как при длительном стрессе происходит угнетение сознания. Также на сознание влияет гормональный фон, изменения которого наиболее выражены в период пубертата.

Сознание взрослого

Сознание взрослого человека тесно связано с личностью, основы которой закладываются уже в детском возрасте. Таким образом, на сознании значительно сказываются характер, темперамент и направленность.

В большинстве случаев, люди в современном обществе живут в одних и тех же условиях довольно длительное время. В связи с этим, довольно сложно проследить изменения в сознании индивида за небольшой промежуток времени (в течении одной или нескольких недель). Исключением являются ситуации, кардинально меняющие уклад жизни человека (серьезные аварии, катастрофы, смерть близких).

Гораздо проще заметить, что сознание изменилось, если промежуток времени, в течение которого отмечались изменения, составляет 5 и более лет. Так, ни для кого не является секретом, что сознание человека в возрасте 30 и 50 лет сильно отличается. Как правило, это значительно связано с разницей в социальных ролях. Так, в возрасте до 30 лет люди занимаются созданием карьеры и семьи, в связи с чем имеют более активную позицию.

На сознание человека значительное влияние оказывает кризис среднего возраста. Как правило, это состояние наступает далеко не у всех людей. Оно связано с несоответствием ожиданий и амбиций в молодости реалиям в зрелом возрасте. Также кризис усиление кризиса может быть связано с осознанием того, что значительная часть жизни прошла и ее конец не так уж далеко.

Также возможно временное изменение состояния сознания, связанное с приемом различных психотропных соединений. Как правило, обычно это встречается среди лиц до 30 лет. К этим средствам относят алкоголь и наркотические средства. При сильном изменении сознания могут наблюдаться иллюзии и галлюцинации.

Значительное влияние на сознание личности в жизни оказывают такие факторы, как:

  • социальное окружение (друзья, коллеги);
  • наличие высшего образования;
  • материальное обеспечение;
  • род профессиональной деятельности;
  • религия и культура;
  • жизненный опыт;
  • наличие или отсутствие семьи.

Сознание у пожилых

По мере старения сознание людей подвергается изменению. Это связано, как правило, с кардинальным изменением окружения индивида, отношения к нему, а также внутренними переменами. Э.Эриксон считал, что старость является одной из стадий развития личности и, соответственно, сознания. Согласно его теории, люди либо становятся целостной личностью, либо осознают, что конец жизни близок и начинают переживать по этому поводу.

В связи с тем, что практически все пожилые люди в возрасте старше 65 лет меняют окружение и деятельность, сознание личности также существенно преображается. Это обусловлено также снижением количества и качества общения, так как человек и его мыслительная деятельность напрямую зависит от социума. Под качеством общения понимают разницу между сознанием молодых и пожилых людей. В связи с этим у лиц пожилого возраста нередко возникает боязнь быть непонятыми, что приводит к затворничеству. В более редких случаях, если также имеют место такие факторы, как финансовая необеспеченность и боязнь одиночества, повышается вероятность суицида.

В зависимости от того, какое поведение у пожилых преобладает, ученым Фердинандом Гизе было предложено делить их на следующие типы:

  • негативист – осознания старости не наступает;
  • экстраверт – осознание старости происходит через изучение окружения;
  • интроверт – осознание старости является результатом переживаний и сочетается с воспоминаниями о прожитой жизни.

С возрастом в организме человека накапливаются изменения органического характера, приводящие к поражению центральной нервной системы. Как правило, это нередко становится причиной ишемических или геморрагических инсультов, в большинстве случаев нарушающих высшую мозговую деятельность и, таким образом, сознание. Также имеется высокая вероятность летального исхода или утрата тех или иных функций. На изменении сознания также сказывается стресс, вызванный снижением качества жизни.

Изменение сознания может быть вызвано колебаниями в гормональном фоне, связанными с угасанием репродуктивных функций у мужчин и женщин. Как правило, это отражается на изменении поведения.

Согласно многочисленным исследованиям американских ученых, сознание человека значительно зависит от полученного образования и рода профессиональной активности. Так, пожилые люди, трудовая деятельность которых была связана с интеллектуальным трудом, сохраняли когнитивные способности значительно дольше, чем люди, со средним профессиональным образованием.

Структура сознания

Структура сознания

Структура сознания изучается феноменологией – учением, основанным Эдмундом Гуссерлем. В основе этого метода исследования лежит изучение отношения к физическому миру. Как правило, наиболее распространенным методом изучения сознания в феноменологии является интроспекция. При этом методе суть исследования сознания состоит в сравнении информации, получаемой от органов чувств и из памяти.

Однако, в начале двадцатого века эффективность феноменологии как метода изучения структуры сознания была подвергнута серьезным сомнениям. Однако, в настоящее время, в сочетании с современными методами изучения активности мозга, феноменология как смежный раздел философии и психологии, снова получила распространение.

Как правило, в большинстве случаев сознание определяется окружающей средой. Еще Иммануил Кант говорил, что структура сознания является отражением внешнего мира, состоящего из отдельных объектов с совокупностью отдельных характеристик, включающих:

  • форму;
  • качество (цвет, тепло и т.д);
  • пространство (расстояние, направление и локализацию);
  • время.

Мир сознания и его структура изучались нейробиологами. Наибольший интерес вызывали процессы, протекающие при этом внутри головного мозга. Как правило, изучению были подвергнуты два основных механизма получения информации:

  • иерархической обработки данных от органов чувств;
  • памяти.

Так, от органов чувств информация через подкорковые структуры поступает в кору головного мозга, где происходит ее обработка с интерпретацией полученных данных. То же происходит и со слухом, а также другими органами чувств.

Память же имеет двойное значение. Во-первых, новая информация сравнивается с уже существующими данными, что важно для интерпретации полученных ощущений. Во-вторых, информация в памяти является главной основой для формирования представлений или ощущений о том или ином объекте.

И все же, даже несмотря на большое количество информации, достаточно сложно установить конкретную структуру головного мозга, отвечающую за формирование сознания. В связи с этим, ученые пришли к выводу, что за сознание, при кажущемся единстве, отвечает несколько взаимосвязанных структур мозга.

В соответствии с изучаемым объектом, выделяют следующие уровни сознания:

  • личностный;
  • общественный.

Общественное сознание

Общественное сознание

Общественное сознание формируется множеством индивидов и является совокупностью коллективных представлений, характерных определенному временному периоду и отражающему сущность и состояние конкретной группы людей. Как правило, сознание каждого индивида не только изменяется под влиянием общества, но и активно изменяет его.

Формы сознания

Как правило, философы сосредоточены на изучении сознания на примере конкретного индивида. В то же время социология рассматривает основные формы общественного сознания:

  • искусство;
  • науку;
  • мораль;
  • правосознание;
  • религию;
  • идеологию.

Как правило, формы общественного сознания определяются устройством конкретной социальной группы и существующими в ней отношениях между индивидуумами, которые могут быть:

  • экономическими;
  • политическими;
  • нравственными;
  • эстетическими.

Искусство как форма общественного сознания является особым способом познания и отражения действительности, результатом которой является создание эстетически-выразительных объектов (музыки, картин, л