22.08.2017 5807

ЗПРР у ребенка: что это такое

Автор - врач психолог

Стрелкова Анна Николаевна

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

ЗПРР (задержка психоречевого развития) — что таят в себе эти буквы? Почему они так страшат современных родителей? Это медицинский диагноз, который расшифровывается, как задержка психоречевого развития. Ребенок с ЗПРР имеет уровень речи и психических процессов (памяти, мышления, восприятия), не соответствующие возрастной норме. Кроме этого, у него есть нарушения в эмоционально-волевой сфере, что сказывается на поведении.

Признаки задержки психоречевого развития ребенка

Признаки задержки психоречевого развития ребенка

Задержка психоречевого развития начинает проявляться достаточно рано. Чтобы понять, что малыш развивается неправильно, достаточно внимательно за ним наблюдать.

Признаки ЗПРР:

  • в 4 месяца у малыша не появляется улыбка, он не реагирует на близких людей, не заинтересован в эмоциональном контакте с ними;
  • в 8 месяцев не лепечет (не повторяет отдельные звуки и слоги);
  • в полтора года не употребляет простые слова: «на», «ляля», «мама» и «баба» и т. д. Не реагирует на обращенную речь;
  • в 2 года имеет словарный запас, состоящий из нескольких слов. Не повторяет слова за другими, не проявляет интерес к общению;
  • в 2,5 года не выстраивает фразу, говорит ограниченное количество слов;
  • в 3 года не употребляет короткие предложения, не понимает значения многих простых слов, имеет ускоренную или замедленную речь, переставляет или пропускает слоги.

Дети с ЗПРР часто импульсивные, не могут контролировать свои действия, невнимательные, неусидчивые, быстро устают, имеют ограниченный набор эмоциональных проявлений, не могут найти общий язык со сверстниками, не идут на контакт со взрослыми.

Задержка развития речи или индивидуальные особенности ребенка?

Для своих родителей ребенок всегда самый лучший. Именно поэтому большинство из них не замечает тех проблем, которые есть у сына или дочки. Импульсивность и вспыльчивость они списывают на природный темперамент, а отставание в речи на наследственность. Однако такое игнорирование ни к чему хорошему не приводит. Если в 4 года малыш говорит так, что его кроме вас никто не понимает или не может найти контакт с другими людьми, то стоит задуматься, а все ли у него в порядке.

Еще одна частая отговорка родителей дети, которых не разговаривают или говорят очень плохо: «К школе выговориться. Вот его отец вообще до 9 лет «Р» не выговаривал». Если речь идет об одном звуке, то надеяться на то, что он начнет его выговаривать к определенному возрасту, конечно, можно. Однако если малыш в 3 года не строит фразу, говорит только отдельные звуки, то надеяться на то, что он самостоятельно заговорит — это просто преступление. В этом случае единственно правильным решением будет показать ребенка специалисту, который решит — является ли такое положение дел отклонением или это на самом деле особенность малыша.

Диагностика задержки развития в дошкольном возрасте

Диагностика задержки развития в дошкольном возрасте

ЗПРР — это медицинский диагноз и поставить его могут детский невролог и психиатр после проведения полного обследования. Чаще всего основные отклонения приходятся на дошкольный возраст ребенка. К врачам могут отправить и на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), куда родителям могут порекомендовать обратиться педагоги детского сада, в который ходит малыш. Направление на ПМПК может дать и невролог. Обследование проводится комплексно, с осмотром многих специалистов.

Однако провести диагностику и заподозрить это отклонение может также логопед, дефектолог или психолог. Грамотный, всесторонний подход к проблеме позволит определить эффективные направления коррекции. Специалисты диагностируют психоречевое развитие ребенка, ориентируясь на его возраст. Если оно не «дотягивает» до нормы, то выдвигается предположение о том, что у него ЗПРР. Однако это должен подтвердить не один специалист.

Диагностика ЗПРР:

  1. Детям, у которых развитие речи запаздывает, необходимо обязательно обратиться к сурдологу и проверить слух. Очень часто речь не развивается из-за того, что ребенок плохо слышит или не слышит вовсе.
  2. Для оценки развития речи используются тесты, соответствующие возрасту. Это могут быть также анкеты, беседа с родителями, стандартизированные методики со шкалой, позволяющие получить конкретную оценку речевого развития.
  3. Специализированное обследование работы мозга и сосудов головы и шеи: Эхо-ЭГ, допплерография и т. д. С их помощью невропатолог оценивает внутричерепное давление, степень зрелости мозга, скорость и объем кровотока в мозге.
  4. Логопедические тесты. Ориентируясь на возрастные нормы, логопед обследует уровень развития фонематического восприятия, произношения звуков, лексико-грамматических категорий.

Диагностика проводится комплексно с привлечением разных специалистов. И только на основании данных всех обследований можно будет говорить о постановке этого диагноза.

Что могут сделать родители?

Что могут сделать родители?

В работе с ЗПРР могут использоваться р