Ранний возраст – это период от года до трех лет, который отличается активным исследованием ребенком окружающего мира. Именно в эти пару лет происходит очень много качественных изменений как в физическом, так и в психическом развитии малыша, поэтому родителям важно обратить внимание на ключевые моменты и создать необходимые условия для эффективного освоения новых навыков во всех сферах деятельности детей раннего возраста.

Содержание

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста

Так как большинство детей в год могут ходить (а некоторые освоили этот навык гораздо раньше), перед ними открывается масса возможностей для исследования окружающего мира. Все, с чем взаимодействует малыш в этот период, является средством его развития.

Особенности детей раннего возраста

Этот возраст, также называемый ранним детством, – время, когда и физическое и психическое развитие связаны очень тесно. Центральным видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, из которой постепенно к трем годам развивается игра. Однако важную роль играет и взаимодействие ребенка со своими родителями, так как именно взрослый выступает образцом для подражания во всем – и в речи, и в выполнении функциональных действий с разными объектами, и в социальном взаимодействии с другими.

Психическое развитие ребенка

Психическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста отличается высоким темпом и скачкообразностью. Следующие три фактора оказывают наиболее значимое влияние на формирование психических особенностей раннего возраста:

  • Умение ходить.

Самостоятельное перемещение не только делает доступным для ребенка более широкий круг предметов, но и дает ему возможность научиться ориентироваться в пространстве, понять, как определить расстояние до того или иного предмета. Решение различных практических задач является хорошей тренировкой для психики ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

  • Умение говорить.

В раннем детстве ребенок активно осваивает речь, и именно этот период считается наиболее благоприятным для ее развития.

  • Предметная деятельность.

Малыш оперирует не только игрушками, но и любыми предметами, которые попадаются ему под руку, постепенно осваивая их предназначение и обучаясь переносить функции одних предметов на другие, как бы замещая недостающие для игры вещи.

Особое значение для психического развития ребенка имеет эмоциональное состояние. Если ребенок ощущает себя в безопасности и комфорте, он более открыт к получению новых знаний об окружающем, а также способен лучше формировать социальные связи и необходимые для общения со взрослыми и другими детьми привычки.

Физическое развитие

Физическое развитие

В раннем детстве вес детей составляет примерно пятую часть веса взрослого человека, однако многое зависит от генетической предрасположенности и активности ребенка. Активность малышей существенно возрастает год от года. Ведь уже в год ребенок осваивает умение ходить, что открывает для него новые возможности изучения окружающих предметов, но для родителей является сигналом о переходе к периоду повышенной травмоопасности. Поэтому, как только малыш пошел, рекомендуется убрать из радиуса его доступа все тяжелые, опасные предметы, средства бытовой химии, а на острые углы мебели установить заглушки.

Фигуры детей раннего дошкольного возраста довольно специфичны: их спинка прогнута, а живот несколько выпячен вперед из-за внутренних органов, которые тоже продолжают расти. У малышей уже исчезают складки на руках и ногах, общий объем жировой ткани становится меньше, уступая место мышцам. Скелет ребенка еще не до конца прошел процесс окостенения, так что у него больше хрящевой ткани, однако кости черепа и позвоночник уже укрепились в достаточно хорошей степени.

Речь в раннем возрасте

Период от года до трех лет считается сензитивным, то есть наиболее предрасполагающим к развитию речи. Когда ребенок только вступает в самый ранний возраст, у него в арсенале только несколько лепетных слов вроде «мама», «папа», «баба» и т.д., однако понимает он существенно больше и способен соотнести конкретное слово с предметом, который данным словом обозначается. Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло хорошо, родителям нужно постоянно общаться с ними: комментировать свои действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому малышу с элементарными просьбами.

К 2 годам в словаре ребенка должно быть уже порядка полусотни слов. В действительности разные специалисты называют разные цифры и не стоит привязываться к конкретному числу слов. Бывают случаи, когда речь ребенка развивается несколько позднее, а до двух лет ребенок накапливает пассивный запас. Однако, если к двум годам ребенок совсем не говорит, и родители замечают какие-либо иные неврологические проблемы, стоит проконсультироваться со специалистом.

В возрасте двух лет малыш далеко не все звуки произносит правильно. Чаще всего проблема состоит в свистящих, шипящих и сонорных звуках. Дети раннего дошкольного возраста либо пропускают их в речи, либо заменяют. Развивается не только активный, но и пассивный словарный запас, а также улучшается понимание словесных инструкций: если в год это были простые одноэтапные инструкции вроде «дай мне кружку», то в два года ребенок способен понять и выполнить двухэтапную инструкцию «пойди на кухню и принеси кружку».

К концу раннего возраста, то есть в три года, словарный запас ребенка включает порядка пятисот-тысячи слов. Большинство детей уже хорошо говорят предложениями, используя падежные формы, времена, числа. Так как речь в раннем возрасте является хорошим средством познания мира, родителям нужно быть готовым к многочисленным «почему» обо всем, что окружает малыша. Если же словарный запас ребенка слишком мал, он не может строить не только полноценные предложения, но и простые фразы, родителям рекомендуется обратиться к логопеду и неврологу, а также самим стимулировать речевое развитие детей раннего возраста.

Деятельность детей раннего возраста

Деятельность детей раннего возраста

Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Она оказывает влияние на общий темп развития ребенка и первоначально носит манипулятивный характер, впоследствии развиваясь и совершенствуясь. Действия с любым предметом проходят три стадии формирования:

  • Манипулятивные действия.

Если ребенок самого раннего возраста берет в руки ложку, он пока что не знает, для чего она нужна, поэтому может пытаться постучать ей по другим предметам, попробовать на вкус или выполнить другие действия.

  • Использование предмета по назначению, но без сформированности способа его применения.

Возьмем в пример ту же ложку: малыш уже знает, что она используется для еды, но пока что не может держать ее правильно.

  • Использование предмета специфическим способом.

Ребенок уже умеет брать ложку правильно и есть с ее помощью.

После того, как эти стадии освоены, ребенку становится доступен перенос действий из конкретной ситуации в другие похожие. В дальнейшем хорошо знакомый предмет может быть задействован в игровом процессе.

Для любого ребенка в этот период действиями, оказывающими значимое влияние на психику, являются соотносящие и орудийные действия. Соотносящие подразумевают приведение нескольких предметов в определенное взаимодействие: всевозможные пирамидки, кубики и аналогичные игрушки – яркий пример. Орудийные действия могут быть выполнены на основании того, насколько хорошо ребенок усвоил свойства предметов под руководством взрослого и подразумевают использование предмета по его назначению: из кружки пьют, молотком забивают гвозди.

Кризисы раннего детского возраста

На протяжении раннего детского возраста многие родители сталкиваются с проявлениями двух возрастных кризисов, связанных с переходом ребенка к качественно новому этапу – кризис одного года и кризис трех лет. Каждый из этих кризисов имеет определенные особенности.

Кризис 1 года

Кризис 1 года

В зависимости от темпа развития раннего возраста, кризис одного года может проявиться с 9 месяцев до полутора лет. В это время малыш уже умеет ходить, а значит чувствует себя более независимым от родителей.

Признаки кризиса 1 года

К признакам кризиса 1 года относятся следующие проявления:

  • Упрямство, повышенное требование внимания к себе
  • Стремление к самостоятельности
  • Слишком сильная реакция на замечания родителей
  • Противоречивость поведения, капризы

Ребенок стал более самостоятельным, однако все еще очень нуждается в получении похвалы значимого взрослого человека. К тому же, большинство действий все еще не до конца сформированы, и беспомощность в некоторых ситуациях (например, он хочет сам достать игрушку, но она лежит слишком высоко для его роста) вполне может быть причиной негативных проявлений.

Как преодолеть кризис 1 года

Наказать ребенка за непослушание и капризы – худшая стратегия для родителей, чей малыш демонстрирует признаки кризиса 1 года жизни. Лучше всего создать для малыша такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше. Конечно, они в любом случае будут нужны для обеспечения безопасности ребенка, но любой из таких запретов должен быть логически обоснованным, а родителям в этом случае нужно спокойно настаивать на своем.

Дети раннего возраста уже используют так называемый манипуляторный плач, поскольку проведена четкая аналогия «я плачу – мама приходит на помощь». Стоит правильно реагировать на подобное поведение: дать ребенку определенную долю самостоятельности (если он на прогулке каждый раз хочет проверить глубину лужи, просто наденьте на него резиновые сапожки вместо категорического запрета). Некоторые моменты стоит превратить в игру или попробовать переключить внимание ребенка от негативных реакций.

Кризис 3 лет

Кризис 3 лет – это второй возрастной кризис, с которым сталкиваются родители детей. Примерно в три года у малыша формируется осознание себя как отдельной от родителей личности, и это качественно новое изменение психики находит свое проявление в специфическом поведении.

Признаки кризиса 3 лет

Признаки кризиса 3 лет

Основным признаком кризиса трех лет является негативизм – ребенок стремится делать все не так, как ему говорят взрослые, а абсолютно наоборот. Другим ярким проявлением психологи называют упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Если ребенок добивается чего-то желаемого, это настойчивость, но, если малыш хочет чего-то просто из принципа, хотя на деле это что-то ему не очень нужно, – это уже упрямство.

Дети раннего дошкольного возраста также стремятся к самостоятельности, выполнению любых действий без помощи родителей, даже если не получается. Так как в процессе кризиса трех лет происходит формирование ребенка как отдельной личности, родители могут заметить его стремление переоценивать свои достижения, слишком часто хвалиться и обижаться, если малыш не получает нужной реакции от взрослого.

Как преодолеть кризис 3 лет

Чтобы успешно преодолеть кризис 3 лет, родителям потребуется много терпения для того, чтобы сохранять спокойствие и положительное отношение к ситуации. Срывы в ответ на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию в целом.

Так как ребенок активно ищет одобрения родителей, не нужно ругать его за мелкие оплошности вроде разбитой чашки, и уж тем более – сравнивать его с другими детьми, ставя их в пример. Малыша нужно ободрять и хвалить даже за маленькие достижения, которые для взрослого являются обычными действиями: завязать шнурки, надеть шапку, отнести на кухню пустую кружку.

Малыш стремится к самостоятельности, поэтому стоит по возможности обеспечить ее. К примеру, позвольте ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если очевидно, что футболка не очень гармонирует со штанами, возможность самостоятельности для ребенка куда важнее.

Когда стоит обратиться к психологу

Любой детский психолог знаком как с проявлениями возрастного кризиса трех лет, так и с тем, как успешно преодолеть данный период. Родителям стоит прибегнуть к помощи психолога в том случае, если они не могут справиться с проявлениями кризиса и все чаще проявляют неконтролируемое раздражение и агрессию в сторону ребенка. Психолог даст необходимые рекомендации и поможет преодолеть кризис трех лет.

Воспитание детей раннего возраста

Воспитание детей раннего возраста

Правильное воспитание детей раннего возраста закладывает необходимые предпосылки для характера, поэтому родителям стоит обратить внимание на выбор правильной линии воспитания. Очень важно, чтобы все взрослые – и родители, и бабушки, и другие – кто имеет отношение к воспитательному процессу, придерживались одного стиля.

Разные стили воспитания: за и против

Анализируя ситуации в различных семьях, легко отметить, что в каждой семье есть свой определенный стиль воспитания. Психологи выделяют несколько наиболее распространенных стилей:

  • Авторитарный.

Это строгая дисциплина для ребенка, на которого уже в таком возрасте возложены большие надежды. Эмоциональный климат в таких семьях характеризуется достаточно прохладными взаимоотношениями. Диалог с ребенком часто ведется в форме приказа. Такой стиль воспитания действительно вырабатывает в ребенке дисциплину, однако излишняя авторитарность может привести к безынициативности ребенка, привыкшего не проявлять свое мнение и просто следовать приказам.

  • Либеральный.

В противовес предыдущему стилю, либеральные родители практически не создают запретов для ребенка. Основная цель такого стиля воспитания – дать ребенку выразить себя во всем, в чем ему хочется. Эмоциональные отношения между родителями и детьми отличаются душевностью и теплотой. Однако, несмотря на внешнюю привлекательность этого стиля, его минус в том, что либеральным родителям сложно установить определенные рамки допустимого для ребенка, в результате чего он не может контролировать себя и свое поведение. Еще один минус такого попустительства состоит в привыкании ребенка контролировать собственных родителей, в результате чего впоследствии он может попытаться перенести данную модель поведения и на других взрослых, серьезно разочаровавшись в результате.

  • Демократический.

Является своего рода золотой серединой между авторитарным и либеральным стилями. Атмосфера в семье отличается теплотой, однако ребенок принимает авторитет родителя и следует установленным порядком, придерживаясь ранее обозначенных ограничений. Родители поощряют достижения ребенка, в то же время предоставляя ему возможность заниматься любимым делом. Запреты и правила, установленные в семье, логически объясняются ребенку, в результате чего он выполняет их осознанно, а не из чувства страха перед наказанием. Считается, что такой стиль воспитания наиболее приемлем для ребенка в раннем возрасте.

Как договориться с ребенком

С детьми старше года договариваться можно и нужно, но при этом родителям стоит понимать одну важную вещь: договориться – не значит заставить ребенка выполнить то, что нужно взрослому, в то время, как интересы самого малыша не учитываются. Успешно договориться с ребенком – значит найти то решение, которое будет устраивать обоих.

Чтобы уметь договориться с ребенком, в первую очередь нужно научиться активно его слушать. Это означает, что малыш будет видеть в ваших ответах не только реакцию на его слова, а то, что вы понимаете его состояния и желание, готовы слушать его дальше. В случае, если ребенок пришел к вам с какой-либо проблемой, активное слушание ослабляет силу негативных переживаний.

Очень важно предоставлять ребенку варианты выбора, при этом создавать иллюзию этого выбора. Авторитарный приказ «надевай футболку» будет воспринят упрямым малышом в штыки, но если мама предложит «выбери, какую футболку ты наденешь – с машинкой или синюю?», то ребенок будет уверен, что с его мнением и желанием самостоятельности считаются – и конфликта не произойдет.

Адаптация детей раннего возраста

Адаптация детей раннего возраста

К трем годам большинство детей отправляется в детский сад, и это может стать настоящим испытанием для родителей. Хотя ребенок уже проявляет определенную самостоятельность, он все еще очень привязан к родителям, и смена привычной домашней обстановки на группу детского сада, где нет мамы, может оказаться для него стрессом. Поэтому адаптация детей раннего возраста к детскому саду – обязательный процесс.

Чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям, его стоит готовить к этому заранее – не ограничивать его среду только лишь домом и одной и той же детской площадкой, а ходить в гости, выбираться на дачу или на природу. Также важен возраст ребенка: психологами подмечено, что с года до двух адаптационный процесс проходит гораздо сложнее, а вот после двух лет у ребенка уже хорошо сформирована предметная деятельность в раннем возрасте, и его легче заинтересовать новой игрушкой или занятием.

К другим факторам, влияющим на эффективность адаптации, относится здоровье ребенка, уровень его развитие, а также индивидуальные особенности. О том, что адаптация детей раннего возраста завершилась успешно, могут говорить такие признаки, как хороший аппетит, здоровый сон, положительный эмоциональный настрой.

Раннее развитие детей

Раннее развитие детей подразумевает, что родители используют различные методики для того, чтобы буквально с пеленок всесторонне развивать своего малыша. Действительно, сегодня существует очень много способов обучения ребенка, который еще даже не ходит в садик, но как понять, что именно нужно малышу?

Вред и польза раннего развития

Хотя сегодня на раннее развитие детей настроено подавляющее большинство родителей, детские психологи отзываются далеко не однозначно на данную тему. У раннего развития существуют как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным сторонам относится прежде всего внесение разнообразия в жизнь малыша, ведь какая бы методика ни была выбрана, все эти пособия и способы работы с ними вызывают интерес у большинства детей. Плюс раннего развития также в том, что благодаря ему в мозге ребенка активно формируются нейронные связи.

О вреде раннего развития часто предупреждают неврологи, которые сталкиваются с проблемами перегрузки центральной нервной системы, вызванной как раз обилием занятий и их несоответствием возрасту и уровню развития малыша. Иногда у детей из-за такой перегрузки возникает функциональная несформированность некоторых отделов мозга, что приводит к дальнейшим проблемам в учебе и других видах деятельности. Если родители постоянно сравнивают достижения своего ребенка с успехами других и заставляют равняться на более успешных, ребенок также может получить стойкие проблемы с самооценкой.

Кроме того, в период до трех-четырех лет у ребенка особенно активно формируются субкортикальные отделы головного мозга. При этом некоторые методики раннего развития подразумевают обучение чтению и счету в возрасте до 4 лет. За эти умения отвечает кора больших полушарий. В таком случае происходит следующее: энергия, предназначенная на развитие субкортикальных отделов головного мозга, перенаправляется на кору больших полушарий. В результате такого «развития» в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы неврологического характера, в том числе неспособность справиться с собственными эмоциями.

Природой устроено так, что кора больших полушарий начнет активно развиваться после 4 лет. И в этом возрасте учить ребенка читать и считать будет куда полезнее. Но в любом случае решение всегда остается за родителями.

Безусловно, есть дети, которые сами проявляют интерес к чтению в раннем возрасте. В этом случае стоит поощрять такие стремления. Значит, мозг ребенка готов к получению подобного рода информации. Но это не имеет ничего общего с принудительными занятиями.

Группы для раннего возраста

Малышей от года до трех лет можно записывать в разнообразные группы для раннего возраста. Такие группы могут работать по разным методикам и быть нацелены либо на комплексное развитие ребенка, либо на его обучение в какой-то одной сфере (например, языковые или художественные группы). Отличительной особенностью такой формы занятий является присутствие вместе с детьми родителей, которые участвуют в образовательном процессе. Все занятия проходят в игровой форме в соответствии с выбранной методикой.

Однако выбирая такие программы для малышей до 3 лет важно, чтобы они не перегружали нервную систему ребенка. Если он капризничает во время занятий, отказывается заниматься, пытается убежать, значит, их нужно прекратить или заменить на другие. Важно учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Одни дети более подвижные, другие проявляют больше усидчивости. Подбирайте занятия в соответствии с сильными сторонами и интересами ребенка.

Программы для раннего возраста

Программы для раннего возраста

Дошкольные образовательные учреждения работают по определенным программам. Существуют следующие программы для раннего возраста.

  • Программа воспитания и обучения в детском саду, включающая занятия для детей от года до трех. На данный момент считается отражающей устаревший подход, поэтому используется редко.
  • Программа «Истоки». Предполагает комплексное развитие ребенка, адаптацию его к социуму и привитие эстетических навыков.
  • Программа «Кроха». Создана для детей до 3 лет и строится на развитии деятельности с предметами, социальных отношений, а также решении общих воспитательных задач.
  • Программа «Первые шаги». Основывается на подходе гуманизма и предполагает комплексное развитие ребенка 1-3 лет.
  • Программа «Детство». Здесь ранний детский возраст представлен только в конце периода – третьим годом жизни ребенка.
  • Программа «Радуга». Ранний возраст в ней представлен вторым и третьим годом ребенка.

Методики для самого раннего возраста

Существует довольно много методик для раннего возраста детей, каждая из которых строится на определенных принципах обучения. Остановимся подробнее на самых популярных методиках.

Педагогика Монтессори

Принципы развивающей системы Монтессори – это создание условий свободы в реализации образовательного процесса. Кроме того, методика предполагает создание специальной образовательной среды, в которой каждый ребенок группы раннего детского возраста находит занятие для себя. Цикл работы обычно длится три часа, при этом в одной и той же группе могут заниматься дети разных возрастов. Дети не сидят на одном месте – у них есть полная свобода перемещения по классу. Они используют специальные образовательные материалы, при этом каждый вид материала присутствует только в одном экземпляре – это обучает ребенка социальному взаимодействию с другими детьми.

Методика Домана

Методика Домана предполагает обучение ребенка чтению в раннем детском возрасте и построена на работе со специальными карточками. Она рассчитана на то, чтобы ребенок запоминал слово целиком вместо последовательного изучения сначала букв, а потом слогов. Прием, который используется для этого – это кратковременный показ ребенку специальной карточки и произнесение слова, написанного на ней. Отдельно указывается, что только при регулярных занятиях данная методика способна обеспечить устойчивый результат.

Система развивающих игр Никитиных

Система развивающих игр Никитиных своим основным принципом ставит совместную игру детей и родителей. В ходе такой деятельности детей раннего возраста происходит не только развитие, но и воспитание детей раннего возраста, а также оздоровление ребенка. Большая часть этих игр – это своего рода головоломки, которые нужно решить, используя образное и логическое мышление.

В системе Никитиных присутствуют задачи совершенно разного уровня сложности, поэтому ребенку в раннем возрасте вполне можно для начала предложить что-то более легкое, а уже потом повышать сложность заданий. Никитины говорят о том, что такое увеличение сложности – это поднятие ребенка до потолка его возможностей, той зоны, в которой темп развития будет идти наиболее высоко.

Методика Зайцева

Все пособия, разработанные Зайцевым, основаны на том, что основная деятельность в раннем возрасте – это игра, в которой у каждого малыша есть существенная потребность. Наиболее известным среди пособий данной методики являются кубики Зайцева, которые используются для обучения чтению. Единицей строения языка в этом случае признается склад, который и располагается на гранях кубиков. Склад представляет собой комбинацию из согласной и гласной, а также может быть представлен одной буквой или сочетанием согласной с непроизносимой согласной.

При этом кубики являются разными по цвету, размеру и звуку, издаваемому ими – это сделано для того, чтобы ребенок лучше понимал разницу между звуками. Однако кубики Зайцева и обучение чтению – не единственное его достижение; таблицы Зайцева отлично подходят для того, чтобы обучать детей математике в доступной и простой форме.

Программа «7 гномов»

Так называемая программа «7 гномов» – это проект, рассчитанный на детей от рождения до 7 лет. Каждый возраст здесь представлен своим цветом, и на ранний дошкольный возраст приходятся следующие цвета:

  • 1-2 год – синий цвет
  • 2-3 года – голубой цвет

Методика ориентирована на использование пособий для всестороннего развития ребенка и может использоваться как для занятий дома, так и в группах раннего возраста.

Отставание в развитии детей раннего дошкольного возраста

Отставание в развитии детей раннего дошкольного возраста

Темп развития каждого ребенка индивидуален, однако существуют определенные нормы, отклонение от которых может являться признаком отставания в развитии. Задержка психического развития в этом возрасте в большинстве случаев может быть успешно скорректирована.

Признаки отставании в развитии

Есть некоторые допустимые отклонения от норм развития, так как все дети раннего возраста разные. Однако есть признаки, на которые рекомендуется обратить особое внимание. К симптомам отставания развития ребенка 3 лет относится следующее:

  • существенное недоразвитие речевых функций, которое проявляется в крайне маленьком словарном запасе или его полном отсутствии, несформированности речевого подражания, нарушенном произношении. Фразовая речь раннего возраста также может отсутствовать.
  • проблемы с бытовыми навыками: ребенок не умеет самостоятельно одеваться, с трудом пользуется ложкой, не умеет обслуживать себя, как в норме это доступно трехлетним детям.
  • незрелость моторных функций, что часто проявляется в форме нарушения целенаправленных действий.
  • неразвитая игровая деятельность: игра ребенка раннего дошкольного возраста отличается однообразием, развивается гораздо медленнее, чем это предписывают нормы развития.

Наличие у ребенка трех лет одного или нескольких таких признаков – это повод обратиться к специалисту для конкретной диагностики и получения рекомендаций по коррекции нарушения.

Причины отставания в развитии

Задержка развития не является самостоятельным заболеванием. Это лишь следствие различных причин, которые могут быть как врожденными, так и повлиять на ребенка уже в ходе его первых лет жизни.

Задержка развития может быть спровоцирована:

  • различные болезни матери при беременности, в том числе инфекции, травмы или отравления.
  • гипоксия плода
  • проблемы, возникающие в ходе родового процесса
  • инфекции или травмы, которые повлияли на головной мозг
  • генетические проблемы, приводящие к нарушению нормального развития мозга

Помимо заболеваний и других сложностей со здоровьем задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания. По статистике диагноз «задержка психоречевого развития» очень часто ставят детям из асоциальных семей, однако это не исключает появление отстающих в развитии детей и в нормальной семье. И жестокое обращение, и гиперопека могут стать причиной того, что развитие ребенка будет идти замедленным темпом.

Что делать при отставании в развитии у ребенка

Чем раньше приступить к лечению ребенка с задержкой в развитии, тем больших результатов можно добиться, особенно в том случае, если причиной отставания являются не биологические факторы (поражение мозга и центральной нервной системы), а социальная ситуация в семье. Для коррекции важно выполнять рекомендации специалистов, при этом постоянно занимаясь с ребенком в семье, так как только регулярные занятия способны обеспечить устойчивый результат.

Очень важно развитие мелкой моторики рук, что позволит не только точнее выполнять различные действия с предметами, но и активизирует мозговые центры, отвечающие за речевое развитие. Пальчиковая гимнастика, игры, массаж – все это окажет существенную помощь ребенку.

Родителям следует использовать специализированные пособия, развивающие различные стороны восприятия ребенка, знакомящие его с необходимыми понятиями формы, цвета, развития мелкой и крупной моторики. Рекомендуется, чтобы ребенок посещал специализированные группы или дошкольные учреждения.

Как родителям помочь в развитии детей раннего дошкольного возраста

Как родителям помочь в развитии детей раннего дошкольного возраста

Каким бы ни было разнообразие групп раннего развития, основная ответственность за ребенка в раннем детстве все же лежит на родителях. Поэтому именно им следует выработать определенную стратегию развития и заниматься со своим малышом регулярно – тогда результат будет достигнут достаточно быстро.

Психологическая атмосфера и развитие ребенка

Ранний возраст – период, когда ребенок зависит от родителей и от атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие в этот период окажет слишком авторитарный стиль воспитания, который часто приводит к полному подавлению инициативы ребенка. Гиперопека (которая характерна для родителей с поздними детьми) также не обеспечивает ребенку свободы действий и неблагоприятно скажется на развитии ребенка. Наконец, агрессия в отношении к такому малышу может не только отрицательно повлиять на его развитие, но и спровоцировать появление различных психологических травм.

Напряженность, существующая между супругами, оказывает большое влияние на развитие ребенка даже в том случае, если конфликт не является очевидным, поэтому лучше сразу решать подобные проблемы – они вносят дискомфорт не только между родителями, но и плохо влияют на малыша.

Исходя из всего этого, лучшая атмосфера для развития ребенка – это гармоничные отношения между его родителями, а также правильная стратегия воспитания, которой придерживаются оба родителя. Важно, чтобы ребенок чувствовал одобрение, так как это воспитывает в нем уверенность в себе и собственных силах. А вот критика вполне может спровоцировать нежелание делать что-то в следующий раз.

Игры и занятия с детьми

Существует огромное количество развивающих методик и занятий, которые используются в группах раннего возраста. Однако есть много упражнений, которыми могут заниматься с ребенком сами родители.

Физическое развитие

Здоровый в физическом плане ребенок эффективнее развивается и с психологической точки зрения, а так как большинство детей уже в год начинают ходить, для физического развития им необходимо обеспечить достаточно двигательной активности. Однако навязывать упражнения им не стоит – достаточно превратить все в увлекательную игру, и малыш с удовольствием сам выполнит нужное действие.

В год нужно стимулировать ребенка ходить, поэтому стоит почаще просить его подойти и посмотреть/взять/принести определенный предмет. Вместе с тем, как развивается моторика и координация, становятся сложнее и упражнения. Комплекс гимнастики для детей раннего возраста не стоит делать слишком длинный – малыши быстро утомляются, и 5-6 упражнений по 3-5 повторов будет вполне достаточно.

Упражнения могут включать ходьбу на определенное расстояние, перемещение по наклонной поверхности, освоение приставных боковых шагов и другие действия, доступные ребенку. В подборе упражнений рекомендуется исходить из уровня развития самого малыша, постепенно усложняя упражнения.

Развитие речи

Раннее детство – сензитивный период для развития речи, поэтому с года до трех лет нужно уделить максимум внимания именно этому моменту. Важно помнить о том, что речевые центры напрямую связаны с мелкой моторикой рук, поэтому всевозможные пальчиковые игры обязательно должны присутствовать в программе развития детей раннего возраста. Полезны будут и игрушки, развивающие мелкую моторику.

Собственно развитие речи можно разделить на два направления: развитие понимания речи и формирование активной речи ребенка. В ходе развития понимания происходит увеличение пассивного словаря, и для этого лучше использовать предметы, с которыми малыш сталкивается в своей повседневной жизни. Ребенка нужно знакомить с существительными, глаголами, прилагательными, при этом важно не только осваивать новые слова, но и повторять старые. Можно использовать специальные пособия с картинками, а можно и заниматься с малышом в любой ситуации – например, показывать и называть новые предметы на прогулке.

Для развития активной речи необходимо стимулировать ребенка говорить. В этом случае можно использовать всевозможные стихи, в которых малышу предлагается договорить окончание, однако важно, чтобы это стихотворение было уже знакомо ребенку ранее. Другим хорошим средством развития активной речи являются наглядные пособия, игрушки самого ребенка.

Очень многое в развитии речи зависит от того, сколько и как родители общаются с ребенком. Логопеды утверждают, что с детьми нужно разговаривать как можно больше, однако не «сюсюкать» и говорить правильно – так как ребенок строит свою речь в раннем возрасте на основе подражания речи взрослого, неправильное произношение будет также скопировано.

Развитие моторики

В развитии моторики ребенка можно выделить две позиции:

  • мелкая моторика, которая включает точные движения рук, а также действия, требующие скоординированности между движениями рук и глаз.
  • общая моторика, то есть движения отдельных групп мышц тела.

Для развития мелкой моторики подойдут различные пальчиковые игры, а также действия, которые так или иначе требуют точного движения рук. Это лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов и все, на что может хватить фантазии у родителей. Можно приобретать специально разработанные развивающие игрушки, а можно и задействовать доступные предметы: пуговицы на одежде, коробочки с крупами на кухне, тесто, из которого планируете делать пирожки, и многое другое.

Для развития крупной моторики подойдут любые активные игры, соответствующие возрасту ребенка и требующие от него точного выполнения действий. В первую очередь это игры с мячом, который можно катать, бросать и ловить. Перемещение по ступенькам – еще один вариант для развития крупной моторики; ходьба вверх и вниз, передвижение по ступенькам боком помогут малышу в развитии. Многие дети раннего возраста начинают осваивать трехколесные велосипеды, и это тоже отличный тренажер для развития крупной моторики.

Творческое развитие

Творческое развитие

Творческое развитие ребенка в раннем детстве строится вокруг игр и предметов, которые можно использовать по-разному. Это могут быть:

  • Мешочек с крупой или бобами.

Этот мешочек можно ощупывать, подбрасывать, закинуть в коробку или положить себе на голову, в общем, делать все, что заблагорассудится. Предложите ребенку самому придумать как можно больше действий для этого предмета.

  • Принадлежности для рисования.

Рисование – отличный способ развития творческих способностей малыша; первоначально его увлекает сам процесс, при котором ручка или карандаш (а в случае с пальчиковыми красками – собственная рука) оставляет след на бумаге, а в дальнейшем ребенок уже стремится изобразить что-то конкретное.

  • Пластилин.

Этот материал дает возможность создавать объемные фигурки и преобразовывать их во что-то другое. Покажите малышу, как лепить простые формы, а затем по мере развития усложняйте задания.

  • Музыка.

Танец – один из способов творческого самовыражения, поэтому включите несложную мелодию и предложите малышу танцевать под нее, как ему захочется. В дальнейшем можно показать ему самые простые движения для того, чтобы он включил их в свой танец

Существует множество других способов развивать творческие способности малыша. Родителям, которые лучше всех остальных знают своего ребенка, не составит труда выбрать и предложить из всего этого многообразия то, что понравится наверняка. Однако концентрироваться на одном виде деятельности не стоит, поэтому лучше обеспечить малышу разнообразие в таких занятиях.

Развитие в раннем возрасте идет интенсивными темпами, и родители детей с года до трех постоянно удивляются, как быстро растет их кроха и как много он успевает освоить. Но то, как будет протекать это развитие, зависит от обстановки в семье и от того, как занимаются с ребенком, поэтому уделите малышу максимум внимания в этот период – и он будет радовать вас своими достижениями.

Комментарии 65 СвернутьРазвернуть
ava1
Гость
12.07.17 17:07

Тут я нашёл больше информации

http://tvoirodi.ru/

ava1
Гость
05.07.17 15:07

Отличная статья. Вот еще один сайт с массой полезной информации  http://tvoirodi.ru/.

ava1
Гость
30.05.17 19:05

В школе ездили с экскурсоводом в  Москву запомнилось на всю жизнь , это прекрасное время экскурсий жаль фотоаппарата небыло эх жаль.

ava1
Гость
30.05.17 19:05

Пора отдыха, путешествий, познания окружающего мира - каникулы, не забываемое время нашего детства.

ava1
Гость
30.05.17 17:05

Хочу поблагодарить автора статьи за абсолютно разумные и полезные советы. Ура! Каникулы начались и время пошло.

ava1
Гость
30.05.17 17:05

Думаю, каждый найдет идею как провести каникулы. Всем хорошего отдыха.

ava1
30.05.17 16:05

Статья содержит много толковых советов по поводу того, что можно делать ребёнку на каникулах... А то ведь, действительно, часто начало каникул застаёт родителей, что называется, врасплох - и они начинают метаться, придумывая, чем бы занять своё чадо!  

ava1
Гость
30.05.17 16:05

О каникулах можно всегда говорить бесконечно, но если одним словом, то любые каникулы - это праздник.

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Очень полезные советы, думаю всем у кого имеются дети весьма познавательно будет узнать что-то новое и это поможет качественно провести время на отдыхе вмести с ними.

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Да, сколько же интересных и познавательных экскурсий. Просто море)

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Мой сын весь учебный год ждет каникулы! А последние недели он дни считал до начала летнего отдыха!

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Экскурсии  -  это  очень  интересный  ,  полезный  и  увлекательный  досуг  . С детства  ещё  очень  любил  ходить  в походы
и  сейчас  с   радостью  путешествую  вместе  с  семьёй  ! Статья  понравилась !

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Действительно, выбор места для отдыха, очень важно. Ведь отпуска ждешь целый год и хочется наконец, после трудовых будней, насладится прекрасными пейзажами и национальными кухнями. Тем более, если берешь в поездку детей. Отдых должен быть не только интересным, но и безопасным.

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Эх, прошли те школьные времена, когда я ждал каникулы с нетерпением.  Теперь жду отпуска ;)

ava1
30.05.17 16:05

Даа если бы все так проводили свои каникулы как в этой статье,было бы круто!)

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Очень хорошая и полезная статья - очень грамотно написано - буду советовать знакомым

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Мы путешествуем преимущественно на летних каникулах. Ездим на природу с палатками, посещаем новые города с экскурсиями, и просто выезжаем на речку. А в этом году собираемся активно провести еще зимние каникулы - выбираем лыжную базу)

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Спасибо за хорошие советы для проведения каникул.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Все это прекрасно когда ребенок заинтересован познавать что-то новое. Допустим мой сын категорически не любит путешествовать, а только зациклен на компьютерных играх. И что мне делать я не знаю.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Когда приходит время каникул у детей, мы всегда стараемся провести их максимально активно: зимой ездим кататься на лыжах и на каток, летом ездим на море и в походы, у наших детей гораздо больше впечатлений от каникул, чем у их сверстников, которые проводят время дома.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Путешествовать всей семьей это просто прекрасно. Ведь в такие моменты ребенок чувствует себя просто прекрасно, есть возможность научить его справляться с разными трудностями.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

С детства всегда очень ждала каникулы. Сначала на каникулах отправлялась к бабушке в деревню, потом, когда повзрослела стала ездить на море, а сейчас вместо каникул жду отпуска, чтобы попутешествовать по Европе.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Интересная статья, очень объёмная, но много хороших советов я нашел - был рад почтитать!

ava1
Гость
29.05.17 18:05

Какая-то странная статья

ava1
Гость
28.05.17 18:05

я постоянно ссорюсь с дочерью,до скандалов, ей 13 лет, раньше такого не было, я устала

ava1
Гость
24.05.17 07:05

отличная статья про экскурсиии, мой ребенок постоянно ходит на такие мероприятия.

ava1
Гость
24.05.17 07:05

ребенку скоро в первый класс, прочитала статью ознакомилась, какие учебники для начальных классов и дальше.

ava1
24.05.17 00:05

Самое оплачиваемое в учении это хорошие учебники и литература но зато вложенный капитал вернетса через несколько лет образованием вашего ребенка, не жалейте денег на книги .

ava1
Гость
23.05.17 23:05

Чтобы не говорили, а путешествовать намного интереснее с гидом, хотя бы с человеком знающим историю развития региона путишествия.

ava1
Гость
23.05.17 23:05

Конечно учебник основной источник знаний молодого поколения. Какую мы получим молодежь напрямую зависит от составителей учебников, особенно в гуманитарной сфере.

ava1
Гость
23.05.17 22:05

Экскурсии - это отдых для активных людей. Как по мне, так лучше отдыхать на пляже, под зонтиком)

ava1
Гость
23.05.17 22:05

А пробовал кто то выучить предмет с помощью учебника без преподавателя? То то же.  Да учебник нужен, что бы подсмотреть или вспомнить какую то тему, но главную роль в изучении предмета играет учитель. Без него никак.

ava1
Annete (2)
23.05.17 22:05

Какой вид экскурсии выбрать - это зависит, в первую очередь, от возраста участников. Если впечатления после поездки будут хорошими, то желание ездить и посещать новые места не иссякнет.

ava1
Гость
23.05.17 22:05

Очень информативно описали то, на какие разделы подразделяется учебник и что в себя включает!

ava1
Annete (2)
23.05.17 22:05

Грамотно написанный учебник - половина успеха в усвоении материала. Данное правило проверено неоднократно.

ava1
Гость
23.05.17 21:05

Как детально описаны экскурсии, пригодилась данная заметка, увлекательно было узнать много нового по данной теме.

ava1
Гость
23.05.17 21:05

Какой все-таки это кропотливый труд - издание новых учебников.

ava1
Гость
23.05.17 19:05

Данный метод поможет наверняка более тщательно заинтересовать обучающегося и лучше запомнить изучаемое.

ava1
Гость
23.05.17 18:05

Лучшая экскурсия с рюкзачком по непроторенным дорожкам в горах. Главное в таком путешествии это команда единомышленников, на которых можно положиться в непростых ситуациях.

ava1
23.05.17 18:05

А вы знали, что целенаправленное обучение люди пытались организовать с древних времен. В шумерской цивилизации для обучения использовались специальные дощечки, выполненные из глины. Первым учебником в современном понимании принято считать древнеегипетскую книгу Кемит (т.е. «итог или законченное»). Она служила учебником для письма и представляла собой сборник терминов и выражений, необходимых для составления писем.

ava1
Гость
23.05.17 18:05

Очень интересная статья, много чего интересного можно узнать. Из книги можно узнать много чего, а сейчас в планшете все книги.

ava1
23.05.17 18:05

Я тоже очень люблю путешествовать! Мне нравятся поездки с экскурсоводом, люблю слушать интересные рассказы о достопримечательностях той или иной страны!

ava1
Гость
23.05.17 17:05

Экскурсии бесспорно полезны, информация поможет выбрать и посетить новые интересные места в выходные и во время путешествий.

ava1
Гость
23.05.17 17:05

Хорошая статья,  описаны все виды учебников при чем очень полно! Кое-что узнал нового для себя - спасибо авторам!

ava1
Гость
23.05.17 17:05

Настолько детальное описание того, что представляют собой экскурсии и какие они бывают! Здесь подыскала и идею, как провести интересную и оригинальную экскурсию со своим классом.

ava1
23.05.17 17:05

На экскурсии ходить нужно не только детям, но и взрослым!

ava1
23.05.17 17:05

Действительно очень хорошо все описали, спасибо! Статья очень полезная оказалась!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Мы когда в школе учились, нам учебники всегда от старшеклассников доставались.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Толковое описание того, что из себя представляет учебник, как он составляется, из чего состоит, подыскивала для работы данную информацию, благодарна за толковую заметку.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Много полезной информации для себя почерпнула. Современные учебники,особенно для первоклашек, имеют большое количество иллюстраций. Они помогают плавно влиться детям в учебный процесс. Но без грамотного педагога и "думающей головы учащегося" любой  учебник бессилен.)

ava1
Гость
23.05.17 16:05

обожаю экскурсии, не понимаю, как можно без них прожить!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Сейчас дети все из интернета берут. Я помню как в детстве таскали полный рюкзак учебников, тяжелый такой) Некоторые из них уже совсем ветхие были) Оборачивали их в обложки, сверху бывало наклейки с героями мультов клеили, аккуратно, именно на обложку, чтоб учебник не испортить. Понимали уже тогда, что новые времена грядут.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Прям как будто сама в путешествии побывала. Жду с нетерпением отпуска. Статья отличная, очень развернутая и  познавательная, плюс ко всему ещё и фото качественные. Действительно погружаешься в атмосферу путешественника.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

без учебника не будет никакого процесса в школе, поэтому его так тщательно проверяют и делают

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Какие оказывается разнообразные и интересные экскурсии есть, я даже не знала о некоторых из них. Особенно понравились гастрономические, хотелось бы и самой в такой побывать!)

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Какие оказывается разнообразные и интересные экскурсии есть, я даже не знала о некоторых из них. Особенно понравились гастрономические, хотелось бы и самой в такой побывать!)

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Добрый день я думаю что статья про экскурсии очень познавательна и полезна для всех жителей планеты.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

я люблю экскурсии, была почти на всех видах, а вот на производственной еще не была.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

даже не представляла сколько работы методической происходит, пока учебник не попадет на стол к школьнику!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Обожаю экскурсии, жаль давно нигде не была. Хотелось бы совершить экскурсию по святым местам как-нибудь. Очень полезно для души. Домой возвращаешься обновленным. Пока была только в Святогорском Монастыре и в Киселевой балке.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

У меня жизнь проходит в экскурсиях. очень люблю позвать все новое.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

В детстве я обожал экскурсии - это всегда как маленькое путешествие! Очень развернутая статья был рад ознакомиться - спасибо авторам!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Не особо понял зачем статья про экскурсии на портале о медицине и здоровье. Ну да ладно, может какая то профилактика стрессов или ещё что то типа того.

ava1
Гость
23.05.17 15:05

Я думаю практически для всех хоть детей хоть взрослых экскурсии очень важны для познания человеком мира.

ava1
Гость
23.04.17 20:04

особенно я поверил про высокие моральные качества и тщательный отбор воспитателей ----- полнейшая ЧУШЬ на 20 т рублей как будто огромная очередь соискателей

ava1
Гость
+ =