Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Воспитатель

Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумывает идеи для поделок, рисунков, аппликаций, которые потом воплощают в жизнь дети. Творчество воспитателей проявляется и в общении с детьми. Каждый ребенок индивидуален, а это, в свою очередь, требует особого подхода. Чаще всего под контролем воспитателя находится более двадцати детей, при этом все они разные. Однако выдающийся воспитатель всегда найдет тактику общения с каждым из них. Разве это нельзя считать искусством?

Воспитатель

Фильтр

Воспитатель: требования, особенности профессии, аттестация

Профессия воспитателя известна еще из истории Древней Греции. В ту эпоху функции воспитателя исполнял раб, обязанностями которого были защита и развитие ребенка. Даже тогда такие люди имели огромное значение в обществе. Насколько существенно трансформировалась профессия, и какой она стала в наше время?

Воспитатель: общая информация

Воспитатель: общая информация

Воспитатель – это тот человек, который знакомит ребенка с миром. Работа сложная, а потому к такой трудовой деятельности предъявляются исключительно высокие требования. Хороший детский воспитатель должен обладать такими качествами, как:

  • мудрость, которая позволит отвечать на самые неожиданные детские вопросы;
  • отзывчивость, без которой невозможно заслужить уважение;
  • терпеливость, особенно необходимая в данной профессии;
  • внимательность, умение контролировать большое количество воспитанников;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • позитивное отношение к детям, умение передать воспитанникам хорошее настроение;
  • нравственность, умение выслушать ребенка, понять его, помочь и расположить к себе.

Профессия воспитателя очень схожа с работой учителя. Однако воспитателю нередко приходится решать более сложные задачи. С профессиональной точки зрения работа воспитателем предполагает следующие функции:

  • проведение развивающих игр, которые помогут детям подготовиться к школьной жизни;
  • знание и понимания особенностей поведения детей дошкольного возраста;
  • владение педагогическими навыками;
  • умение оценивать деятельность каждого ребенка;
  • коммуникабельность.

Последний пункт касается не только детей, но и их родителей. Профессия воспитателя обязывает найти подход не только к детям, но и к каждому родителю, что крайне непросто. К огромному сожалению, многие мамы и папы воспринимают работу воспитателей как должное, не задумываясь над тем, насколько она сложна. Но, с другой стороны, деятельность воспитателя нельзя назвать неблагодарной, ведь итог стоит приложенных усилий: дети учатся, развиваются, готовятся вступить в школьную жизнь, получают необходимые умения и навыки. Воспитатель детского сада учит малышей правильно оценивать события и взаимодействовать друг с другом, формирует в детях такие качества, как уважение к старшим, доброту, честность, уступчивость и искренность.

Профессия воспитателя предназначена для тех, кто находит радость в общении с детьми, в их добрых улыбках. Такие люди искренне желают помочь малышам познать мир и подготовить их к более самостоятельной жизни. В конце концов, воспитатель – это даже не профессия. Это призвание.

Деятельность воспитателя в Российской империи

Во времена царской Российской Империи воспитатели пользовались огромным спросом. Каждая уважающая себя семья поручала воспитание и обучение своих детей опытным воспитателям. Острая потребность в подобных услугах объяснялась недоверием к системе образования того времени, которая, согласно общепринятому мнению, имела больше недостатков, нежели достоинств. Дети богатых родителей не посещали школу и проходили базовый курс обучения, занимаясь с частными учителями, которые также несли ответственность за воспитание и защиту своих подопечных.

Со временем доверие к школе возросло, и в XIX веке услуги воспитателя могли себе позволить лишь самые достойные и богатые семьи. Детей, которых обучали воспитатели, больше не считали привилегированными. Наоборот, распространялось ошибочное мнение, что такие дети не способны обучаться в школах из-за своей «недоразвитости».

Одним из основных критериев, которым должен был обладать воспитатель, являлось знание иностранных языков. В те времена широко распространенными были такие языки, как французский и немецкий. Английский изучался реже. В некоторых семьях общение велось исключительно на иностранных языках. Именно поэтому отдавали предпочтение воспитателям с иностранными корнями или же непосредственно иностранцам, которые мигрировали на территорию Российской Империи. Также следует заметить, что большинство высококвалифицированных воспитателей были женщинами. Таким образом, до XIX столетия идеальным представителем такой профессии, как воспитатель, была женщина, владевшая иностранным языком, или же вовсе иностранка (француженка, немка, англичанка).

Однако по прошествии определенного периода времени знание иностранного языка потеряло свою былую значимость, из-за чего воспитательницы-иностранки обрели простой статус преподавателя.

Помимо частного обучения детей воспитатели проводили некоторое время в общеобразовательных школах. В условиях таких учебных заведений работа воспитателем делилась на два направления: обучение детей и их непосредственный контроль. Так, в свою очередь, воспитатели превратились в преподавателей и надзирателей. Также в то время появились такие новые термины, как классный наставник или классная дама, надзиратель или надзирательница, а также учитель.

Детский воспитатель в современной России

Детский воспитатель в современной России

В отличие от времен Российской Империи в наши дни профессия воспитателя не считается особо престижной или элитной, да и зарплата воспитателя оставляет желать лучшего. Однако это не значит, что значимость этой профессии утрачена.

Современный воспитатель, или педагог-воспитатель, – это работник детского садика, школы-интерната, детских домов и любого другого учебно-воспитательного учреждения. Программа воспитателя чрезвычайно обширна и разнообразна. Воспитатель дошкольников несет ответственность за образование и воспитание группы детей. Обучение письму и рисованию, проведение развивающих и развлекательных занятий, обеспечение безопасности детей во время прогулок – всё это входит в базовые обязанности воспитателя. И это далеко не полный перечень таковых.

Воспитатель отвечает за взаимодействие детей в группе, за соблюдение режима дня, за питание и за многое другое, в том числе за проведения таких мероприятий, как утренники. В таких случаях детский воспитатель обязан придумать сценарий праздника, вовлечь детей в процесс подготовки и провести само торжество.

Профессия воспитателя востребована не только в государственных учреждениях. Существует огромное количество частных садиков, где также необходимы соответствующие услуги. В свою очередь, некоторые родители обращаются к частным воспитателям, предпочитая именно их для своих детей. Такое происходит в тех случаях, если ребенок часто болеет, из-за чего редко посещает детский сад, или родители не доверяют системе дошкольного образования, полагаясь на приватного профессионала.

Педагог-воспитатель в интернате

Сложность данной профессии состоит, прежде всего, в возрастной вариации. В интернатах обучаются дети всех возрастов. Основная проблема заключается в том, что к детям дошкольного возраста гораздо легче найти подход, чем к подросткам 12-15 лет. Воспитатель обязан определить способ общения с каждым из своих воспитанников, и это является его важнейшей служебной функцией.

Работая в интернате, воспитатель должен в какой-то мере заменить ребенку родителей, устранив проблему в нехватке общения со взрослыми и их внимания. Столь деликатная ситуация требует постоянного проявления заботы и внимания к своим подопечным. Педагог-воспитатель несет ответственность за питание, состояние здоровья, обучение и всеобщее развитие, поведение каждого ребенка. Также воспитатель обучает детей самому элементарному: правилам гигиены, нормам поведения в обществе и этикету.

Помимо постоянного общения с детьми воспитатель в интернате обязан узнавать об успеваемости каждого ребенка, организовывать внеклассные мероприятия, оформлять необходимую педагогическую документацию. Деятельность воспитателя заключается и в обучении детей, что влечет за собой новые обязанности. Воспитатель, выполняющий функции учителя, обязан донести учебный материал абсолютно всем ученикам и проконтролировать его усвоение.

Воспитатель в интернате проводит гораздо больше времени с детьми, чем их родители (если таковые имеются). Именно поэтому хороший воспитатель всегда проникнется проблемами и переживаниями своих подопечных.

Должностные обязанности и права

Должностные обязанности и права

Как и представитель любой другой профессии, профессиональный воспитатель имеет определенные должностные обязанности, которые прописаны в контракте приема на работу. Среди общих положений воспитателя, в том числе и работающего в интернате, присутствуют такие пункты, как:

  • воспитатель принимается и снимается с должностного места по приказу директора учреждения;
  • для назначения на должность педагога-воспитателя необходимо высшее или среднее профессиональное образование;
  • непосредственным руководителем воспитателя является помощник директора по делам воспитательной деятельности;
  • во время своей педагогической работы воспитатель должен полагаться на нормативно-правовую базу и постановления Российской Федерации, которые прописаны в Конституции, на приказы органов по делам образования, на положения техники безопасности, устав школы и непосредственные приказы руководителя учебного учреждения;
  • воспитатель, принимая опеку над детьми, обязан следовать актам и законам, принятым Конвенцией о правах ребенка.

Поступая на соответствующую должность в интернате, новый воспитатель берет на себя ответственность за выполнение таких должностных обязанностей и функций, как:

  • планирование и организация жизнедеятельность учеников (составляется план воспитателя);
  • проведение воспитательных процессов во внеучебное время;
  • составление распорядка дня учеников, которые проживают в интернате, и контроль за его соблюдением;
  • организация внешкольной деятельности;
  • создание для учеников приемлемых условий проживания;
  • контроль отъезда и прибытия учеников;
  • сопровождение подопечных при необходимости;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья детей;
  • содействие развитию нравственных принципов в поведении детей.

Данный список обязанностей является неполным, в нем представлены самые главные функции работы воспитателя. Воспитатель, в свою очередь, имеет ряд прав. Он может:

  • повышать квалификацию;
  • участвовать в аттестации (аттестация воспитателей проводится ежегодно);
  • претендовать на анонимность служебного расследования;
  • самостоятельно выбирать методику воспитания и обучения, учебные материалы, способ оценивания учеников;
  • принимать участие в таких мероприятиях, как конкурсы для воспитателей (по итогам которых выбирается воспитатель года).

Кроме того, имеет очень большое значение такой фактор, как самообразование воспитателя, который должен развиваться оттачивать свои умения, свое профессиональное мастерство. Совершенствоваться в профессии можно как самостоятельно, так и посещая специальные занятия воспитателей и прочие мероприятия, например курсы.

Ответственность

Ответственность

Профессия воспитателя неразрывно связана с ответственностью. В частности это касается тех воспитателей, которые работают в интернатах. Данная работа требует постоянного контроля за учениками, за безопасностью их жизни и здоровья. В таких учебных заведениях, как интернат, дети находятся круглосуточно. В подобных условиях педагог-воспитатель осуществляет постоянное наблюдение за своими подопечными. Таким образом, воспитатель является непосредственно ответственным за:

  • здоровье учеников интерната;
  • неприкосновенность прав учащихся;
  • выполнение норм и правил, прописанных в уставе школы, законах Российской Федерации и прочей нормативной документации;
  • осуществление полноценной воспитательной и обучающей деятельности.

Для воспитателя недопустимо:

  • использование в педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • нанесение ущерба школьному имуществу или имуществу учеников и работников школы;
  • употребление в своей педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • невыполнение требований правовой и нормативной документации (школьный устав, законодательство, техника безопасности и прочее) без серьезных на то причин.

За совершение таких аморальных поступков, как насилие над учениками, их моральное и психическое подавление, принуждение к каким-либо действиям воспитатель должен быть незамедлительно отстранен от своей должности. Далее проводится дисциплинарное расследование, в ходе которого доказывается или опровергается вина педагога. Если правонарушение доказано, то воспитатель несет ответственность в виде увольнения. В том случае, когда нарушен закон Российской Федерации, педагог несет административную либо уголовную ответственность.

Воспитатель детского сада

Воспитатель детского сада

Человек на должности воспитатель детского сада обязан специализироваться на обучении и развитии детей дошкольного возраста. Основная часть работы заключается в проведении развивающих игр и занятий, опекой над детьми во время их пребывания в детском саду. Профессия воспитателя широко распространена в основном среди женщин; мужчины очень редко реализуют себя в данной сфере деятельности.

В детском саду воспитатель несет ответственность за целую группу детей (приблизительно 20 человек). Детский сад посещают дети трёх разных возрастных категорий:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Занятия в детском саду проводятся как в помещении, так и на улице. Прогулка на улице напрямую зависит от погодных условий, но воспитателям рекомендуется выводить детей на улицу два раза – после завтрака и после обеденного сна. В обязанности воспитателя также входит постоянный контроль за детьми и предотвращение травмоопасных ситуаций. Детский воспитатель несет ответственность за безопасность детей в течение дня, а в случае экстренной ситуации он должен оказать первую медицинскую помощь. Таким образом работа воспитателем предполагает ответственность не только за обучение и развитие детей, но и за сохранения их здоровья во время пребывания в учебно-воспитательном учреждении.

Согласно законам Российской Федерации, воспитатель имеет право самостоятельно выбирать учебную методику и форму обучения дошкольников, а также создавать собственную систему оценивания их достижений. Каждая возрастная группа имеет свой особый курс развития. Например, дети ясельного возраста знакомятся с окружающим миром, учатся различать цвета и геометрические фигуры. Средний дошкольный возраст, по желанию родителей, посещает уроки хореографии или иностранного языка, учатся различать животных, считать. Старшие дошкольники в последний год учатся читать и писать. Также план воспитателя включает различные развивающие игры, целью которых является всестороннее развитие малышей.

Детский сад – это первая социальная среда в жизни ребенка. Именно поэтому воспитатель оказывает огромное влияние на процесс социализации и нравственное воспитания детей. Он влияет на социальное будущее каждого ребенка, ведь именно воспитатель закладывает основы и правила общения не только со своими сверстниками, а также и со взрослыми.

Другим немаловажным аспектом работы воспитателем является взаимодействие с родителями. Родители бывают разные, как и дети, и не ко всем можно применять стандартный коммуникативный подход. Однако воспитатель должен суметь с каждым найти общий язык. Помимо прочего общение с родителями включает в себя отчет о материальных затратах, поведении и успеваемости каждого ребенка.

Как и в любой другой вид деятельности, работа воспитателем имеет свои минусы. Одним из них является практически полное отсутствие возможности карьерного роста. Единственный вид поощрения – повышения зарплаты воспитателя и квалификации. В редких случаях опытный воспитатель дошкольников со стажем со временем занимает должность директора детского сада или получает место в департаменте образования. Подобного уровня трудно достичь, но, с другой стороны, всегда имеется возможность открытия частного садика или другого подобного учебно-воспитательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работать воспитателем, необходимо обладать определенными качествами и умениями. Идеальный воспитатель должен быть терпеливым и отзывчивым, внимательным и трудолюбивым, уметь заинтересовать и вовлечь детей в какую-то игру или другое занятие.

Зарплата воспитателя и востребованность профессии

Зарплата воспитателя и востребованность профессии

В России профессия воспитателя пользуется спросом. Несмотря на то, что каждый год выпускается все больше и больше специалистов данного рода деятельности, число вакансий на должность воспитателя в детском саду продолжает расти. Работа воспитателя привлекательна тем, что основная часть работы приходится на интеллектуальную деятельность, а физический труд сведен к минимуму. Это одна из причин, по которой данная профессия популярна в основном среди женщин.

Стоить заметить, что кандидатуры на должность воспитателя в детском саду отбираются очень тщательно. Кроме высоких нравственных качеств и любви к детям кандидату на место воспитателя необходимо иметь высшее или среднее образование. Современная система образования нуждается в грамотных специалистах, которые воспринимают профессию воспитателя не как стабильный заработок, а как свое призвание. Воспитатели, не проявляющие интереса к детям и работающие просто «по инструкции», долго не задерживаются на своей должности.

В законодательстве Российской Федерации проводятся реформы, которые касаются увеличения зарплаты воспитателей. Сумма заработной платы зависит от нескольких критериев:

  • разряд – чем выше квалификация работника, тем больше его зарплата;
  • определенная специфика профессии (например тяжелый труд, условия которого прописаны в Трудовом Кодексе);
  • управлениями секциями и кружками на базе детского сада;
  • узкая специализация воспитателя;
  • исполнение должностных обязанностей в ночное время суток;
  • дополнительная ответственность.

Воспитатели, работающие в частных дошкольных учреждениях, получают оклад больший, нежели работники госучреждений, при этом размер зарплаты воспитателя значительно зависит от региона и его социально-экономического развития.

Старший воспитатель

Большинство не видит разницы между понятиями «воспитатель» и «старший воспитатель». Раньше существовали термины «методист-воспитатель» и «педагог воспитатель», которые со временем были заменены на «старшего воспитателя». Следует отметить, что эта должность отличается от работы рядового воспитателя.

Старший воспитатель имеет больше должностных обязанностей и несет большую ответственность. В то время как на должность воспитателя принимается человек с высшим или средним специальным образованием, деятельность старшего воспитателя требует наличие высшего педагогического образования и особых коммуникативных навыков. Этот фактор считается основным для принятия на работу, так как основная обязанность современного старшего воспитателя – это контроль педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Сложность данной профессии состоит в том, что от работы одного старшего воспитателя зависит работа всего педагогического коллектива. Если должностное лицо является профессионально компетентным специалистом в области педагогики, психологии и ознакомлен со спецификой работы с детьми дошкольного возраста, то и всех остальных работников учебно-воспитательного учреждения можно считать такими же квалифицированными. Это объясняется тем, что в обязанности старшего воспитателя также входит отбор и прием на работу педагогических кадров. В свою очередь, на него возлагается ответственность за контроль за работой всех сотрудников детского сада, которые имеют контакт с детьми.

Старший воспитатель должен найти особый подход не только к каждому ребенку, но и к каждому коллеге по работе, уметь избегать конфликтов в педагогическом коллективе. Так как, согласно законам Российской Федерации, воспитатель сохраняет за собой право самостоятельно выбирать методику воспитания, старшему воспитателю остается лишь советовать и всячески способствовать улучшению и развитию данных методик.

Старший воспитатель должен быть готовым принять и способствовать развитию новаторских методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В наши дни подобный специалист обязан иметь необходимые навыки работы с информационными технологиями, которые внедряются в процесс обучения и развития детей в детском саду.

Младший воспитатель

Младший воспитатель

Работник, который помогает воспитателю в работе с детьми – это младший воспитатель. Не следует путать младшего воспитателя с помощником воспитателя (нянечкой). Няня, или помощник воспитателя, отвечает только за хозяйственную часть. В частности, няня ответственна за питание детей и уборку помещения.

В должностные обязанности младшего воспитателя входит выполнение следующих обязанностей:

  • контроль проведения уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • оказание помощи воспитателю в таких ежедневных делах, как одевание детей на прогулку, кормление, а также в проведении мероприятий;
  • стерилизация используемого белья;
  • помощь в проведении своевременной инвентаризации;
  • выполнение требований старшего воспитателя, медсестры;
  • оказание помощи на кухне в случае необходимости;
  • контроль за детьми во время тихого часа.

В свою очередь младший воспитатель проводит педагогическую деятельность на уровне с обычным воспитателем. Подобная должность требует наличия среднего или среднего профессионального образования. Младший воспитатель должен обладать коммуникативными навыками, которые помогут найти подход к детям. В свою очередь, такая работа требует определенной педагогической специализации, с помощью которой проводятся все воспитательные процессы в детском саду.

Помощник воспитателя

Это работник, в обязанности которого входит обеспечения работы хозяйственного сектора. Таких сотрудников принято называть нянечками. В работу помощника воспитателя входит исполнение таких должностных обязанностей, как:

  • проведение уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • стерилизация используемого белья;
  • обеспечение детей едой согласно графику питания;
  • стерилизация посуды после каждого приёма пищи;
  • уборка помещения после проведения занятия и игр;
  • инвентаризация.

В основном функции младшего воспитателя схожи с обязанностями помощника воспитателя. Разница состоит в образовании – для работы на должности помощника воспитателя необходимо иметь среднее, желательно специальное, образование. Данная работа также требует наличие навыков общения с детьми.

Образование и самообразование воспитателя

Образование и самообразование воспитателя

Помимо наличия среднего или высшего специального образования для работы на должности воспитателя необходимо иметь определенные знаний психологии поведения детей дошкольного возраста и способность к коммуникации не только с детьми, но и со взрослыми.

Воспитатель может повышать свою квалификацию и расширять границы своей специализации. Для усовершенствования уровня знаний воспитатель может изучить такие направления, как:

  • исследование новых нормативно-правовых документов сферы образования;
  • изучение новой литературы, которая поможет развить педагогические навыки;
  • ознакомление с последними методиками обучения детей дошкольного возраста в учебно-воспитательных учреждениях;
  • повышение уровня всеобщего развития.

Все это можно считать саморазвитием, которое увеличивает знания и опыт воспитателя. К сожалению, самообразование воспитателя не влечет за собой никаких должностных изменений. Для того чтобы повысить собственный разряд, воспитатель может пойти на курсы повышения квалификации. Подобный вид образования фиксируется документально, вследствие чего воспитателю могут повысить ежемесячную заработную плату или получить должность старшего воспитателя. В любом случае, каждый воспитатель не должен останавливаться на достигнутом и продолжать развивать свои знания и навыки.

Работа воспитателем и личные качества

Под опекой современного воспитателя в детсаду находятся дети 3-7-летнего возраста, при этом нередки случаи, когда родители по разным причинам отправляют в детский садик даже 2-летних малышей. В зависимости от возраста детей делят на группы, и справиться с двумя десятками (а то и больше) подопечных непросто. Именно поэтому в группе часто работает два сотрудника – старший и младший воспитатель, которым помогает няня.

Работа воспитателем чрезвычайно ответственна. Воспитатель педагог формирует у детей личность, учит их взаимодействовать в коллективе и с окружающим миром, отвечает за здоровье каждого ребенка, обеспечивает детский досуг и соблюдение распорядка дня. Кроме того, детский воспитатель отвечает за организацию различных мероприятий в группе и вне ее, занимается оформлением документации, общается с родителями.

На сегодняшний день работа воспитателем считается одной из наиболее сложных и ответственных. Несмотря на то, что зарплата воспитателя относительно невысокая, к такому специалисту предъявляются очень серьезные требования, в первую очередь в плане личных качеств. Это закономерно, поскольку без них эффективно работать с детьми просто невозможно. Общительность, ответственность и отзывчивость, умение находить с подопечными общий язык, такт и внимательность – вот далеко не полный перечень тех личных качеств, которыми должен обладать воспитатель детского сада.

Кроме того, воспитательная деятельность требует от работника таких качеств, как:

  • любовь к детям;
  • высокие моральные принципы;
  • умение сосредотачиваться и организовывать подопечных, заинтересовать их;
  • умение находить особый подход к каждому ребенку;
  • стремление совершенствоваться в профессии;
  • трудолюбие;
  • организаторские способности;
  • усидчивость и так далее.

В сферу деятельности воспитателя входят следующие обязанности:

  • прием в детсад детей с утра и возвращение их родителям в соответствующее время вечером;
  • проведение развлекательных, обучающих, игровых мероприятий (игры по развитию интеллекта, моторики, памяти и речи, утренники и так далее);
  • разработка и составление сценариев, методических панов;
  • внегрупповые мероприятия (экскурсии, посещение парка, театров или музеев);
  • прогулки с детьми;
  • обеспечение распорядка дня (прием пищи, сон, игры, занятия);
  • проведение мероприятий, связанных с оздоровлением детей (физкультура);
  • оказание маленьким подопечным помощи во время еды, подготовки ко сну и так далее.

Кроме того, воспитатель должен контролировать медицинские процедуры, в частности следить, чтобы всем детям (с согласия родителей) были сделаны нужные прививки.

Программа воспитателя

Программа воспитателя

Программа воспитателя – необходимый элемент его профессиональной деятельности. Определяя ее структуру и содержание, воспитатель ориентируется на ее практическую ценность. Объем программы воспитателя бывает разным, но главное – чтобы в ней присутствовало достаточное количество материала по практически ориентированной работе педагога, включая конкретные и нужные рекомендации, как самому воспитателю, так и детям и их родителям. При соблюдении этого условия программу воспитателя можно считать реально приносящей пользу и эффективной.

Составляя программу, воспитатель педагог проделывает объемную и серьезную работу. Однако насколько программа практически значима, станет понятно по мере ее использования в работе. Кроме того, содержание программы проверяется соответствующими контролирующими органами.

План воспитателя: содержание и структура рабочей программы

План воспитателя – его рабочая программа – должен иметь определенную структуру, которая делает его востребованным. В частности, в основу плана воспитателя должны быть положены определенные учебные, обучающие методики, стандарты, курсы и дисциплины. То есть ряд так называемых модулей, которые предусматривают всестороннее развитие детей. Такие модули разрабатываются специально с целью развития у детей разных возрастов таких качеств, как:

  • речь и моторика;
  • социализация;
  • физическая культура;
  • эстетическое и художественное восприятие;
  • стремление к познанию.

Если план воспитателя включает в себя действенные подходы и методы, которые станут эффективными для достижения указанных целей, он будет рациональным и не станет пылиться на полке. План воспитателя не составляется ради «галочки»: он нужен для реального использования в работе воспитателя.

Задачи образовательной программы воспитателя дошкольников

Задачи образовательной программы воспитателя дошкольников

Образовательная программа процесса воспитания дошкольников предполагает не разрозненные методики, а единый, общий подход, в котором переплетены разные образовательно-воспитательные области, взаимодополняющие одна другую и неразрывно связанные. Добиться такой интеграции непросто, и каждый воспитатель разрабатывает свой собственный план, учитывая те образовательные задачи, которые он должен решать в силу своей профессиональной деятельности.

При этом, если в группе работает два воспитателя, план составляется каждым из них, но при условии сотрудничества, чтобы исключить любые разногласия в рабочем подходе. На сегодняшний день составление плана воспитателя для эффективного решения образовательных задач облегчается тем, что воспитатель может найти множество примеров таких программ и взять их за основу своей собственной.

Целесообразно, если в разработке одного плана будут принимать участие не только воспитатели группы, но и другие специалисты детсада, вовлеченные в процесс воспитания. Это логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры. При грамотном подходе задачи образования, развития и воспитания детей будут выполняться.

Конкурсы для воспитателей

Тематические конкурсы для воспитателей на современном этапе – явление распространенное и популярное. Такие конкурсы могут быть организованы на специализированных интернет-ресурсах, в рамках детского сада, района или города, даже области и страны в целом. Темы конкурсов для воспитателей – самые разнообразные. Это может быть конкурс на лучшую тематическую разработку методологии развития детей или конкурс «Воспитатель года», который проводится регулярно.

Польза и практическая ценность таких мероприятий очевидна. Любые конкурсы для воспитателей дают возможность:

  • продемонстрировать свои профессиональные навыки;
  • обрести новые знания и умения;
  • поделиться опытом и получить новый опыт.

Одним из самых популярных в России конкурсов является «Воспитатель года».

Воспитатель года

Воспитатель года

Конкурс «Воспитатель года» – это мероприятие, на котором каждый воспитатель-участник может показать свое профессиональное мастерство. Цель такого конкурса заключается в следующем:

  • поддержать, поощрить и стимулировать работу лучших, самых талантливых воспитателей;
  • повысить их социальный статус и профессиональную значимость;
  • усилить их поддержку со стороны государства и общества;
  • выявить и распространить лучший опыт воспитательной работы, инновационной деятельности в области дошкольного воспитания и образования.

Конкурс состоит из нескольких, обычно трех, туров, на каждом из которых участники представляют свои портфолио, читают лекции, проводят мастер-классы со взрослой аудиторией и мероприятия с детьми. План проведения конкурса может различаться, но в целом такие мероприятия всегда интересны и познавательны.

Победители конкурса получают награды в виде Почетных грамот, которые вручаются представителями образовательного комитета или другой соответствующей организации. Абсолютный победитель получает почетное звание «Воспитатель года».

Аттестация воспитателей

Аттестация считается одним из самых эффективных способов повысить качественность воспитательной работы. Ее основная суть состоит с том, что воспитатель педагог, получив соответствующее образование и приступив к работе по специальности, должен продолжать совершенствоваться, улучшать свое профессиональное мастерство. Уровень такого мастерства определяется квалификацией, а степень таковой обозначается категорией, присваиваемой воспитателю. Соответственно, по мере повышения категории повышается и вознаграждение, то есть зарплата воспитателей.

Аттестация воспитателей – процедура достаточно стрессовая для аттестуемых, однако она необходима для повышения категории специалиста. Аттестацию в обязательном порядке проходят все работники дошкольных общеобразовательных организаций. При этом аттестация может быть двух типов:

  1. обязательная, когда воспитатель должен подтвердить свое соответствие должности, которую он занимает;
  2. добровольная, при которой воспитатель при желании хочет получить более высокую квалификационную категорию.

Аттестацию могут не проходить:

  • новые воспитатели, то есть те, которые проработали на своей должности меньше двух лет;
  • женщины во время беременности и пребывающие в декретном отпуске (в последнем случае воспитатель детского сада проходит аттестацию не раньше, чем через два года после выхода на работу);
  • воспитатели, у которых имеется действующая квалификационная категория, то есть срок действия категории еще не истек.

Процедура аттестации проводится согласно установленному порядку.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации

Обязательная аттестационная процедура – это неотъемлемая часть деятельности воспитателя. Она проводится вне зависимости от желания специалиста, и заявление на ее прохождение подается непосредственно руководством учреждения. Педагог воспитатель должен проходить аттестацию раз в пять лет.

Цель добровольной аттестации – самообразование воспитателя, подтверждение профподготовки и получение более высокую категорию. Такая форма аттестации для воспитателя является возможностью повысить самооценку, вырасти как профессионал, поставить перед собой задачи на перспективу.

Согласно Приказу Минобразования России, аттестация воспитателей проводится таким образом. Вначале подается заявление, в котором указывается соответствующая информация, в частности:

  • уже имеющаяся категория (если она есть);
  • на какую категорию претендует аттестуемый работник;
  • стаж и прочие сведения.

В процессе прохождения аттестации, которую проводит специально созываемая для этой цели комиссия (список ее членов утверждается образовательной организацией), воспитатель должен продемонстрировать свои профессиональные знания и умения. Комиссия проверяет аттестуемых на профпригодность, оценивая все составляющие его деятельности (включая программу воспитателя) согласно ряду критериев.

Аттестация предполагает сдачу экзамена (письменно, устно или посредством прохождения тестирования на компьютере). По результатам такого тестирования (экзамена) устанавливается и оценивается степень владения воспитателем современными методиками дошкольной образовательной и воспитательной работы, его компетентность и профессионализм.

Решение, которое принимает комиссия, оформляется как протокол, который заносится в специальный аттестационный лист работника. Когда документ утверждается вышестоящей образовательной организацией России, он передается руководству учреждения, где работает педагог воспитатель.


Оценить статью:
Рейтинг: 5/5 Оценок: 869
Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4296 человек!