Команда ученых из Университетского колледжа Лондона провела ряд изящных экспериментов, в результате которых было доказано, что человек подсознательно выбирает более легкий путь решения проблем и умело объясняет себе это.
В исследовании приняли участие 52 человека. В ходе тестов они должны были следить за перемещением облака точек на экране и определять: движется оно вправо или влево. Для ответа использовались рычаги справа и слева, которые, соответственно, следовало задействовать. Постепенно исследователи незаметно вводили нагрузку на один из рычагов так, чтобы перемещать его было сложнее. Если «загружали» правый рычаг, то испытуемые чаще «замечали», что точки движутся влево, и наоборот: как только тяжелее становилось толкать левый рычаг, точки, по мнению участников проекта, стремились оказаться правее.
Чтобы проверить свою теорию, ученые попросили испытуемых не жать на рычаги, а заявить об изменениях движения точек голосом. В этом случае ошибок не возникало.
Ученые указывают, что мозг человека автоматически адаптируется к меняющимся условиям и, в свою очередь, определяет восприятие окружающего мира. А это значит, что наши действия в ответ на проблему меняют наше восприятие увиденного. Таким образом, можно сделать вывод: заставить человека принять определенное решение можно не только при помощи различных когнитивных стратегий, но также путем создания определенной среды, которая неявным образом подтолкнет мозг к нужному «выходу». Эксперты считают, что данные выводы актуальны для рекламодателей и политиков.