Исследование Калифорнийского университета показывает, что заработавшие состояние люди могут меньше сочувствовать трудностям бедняков, чем те, кто родился богатым.
Предыдущие исследования были сосредоточены на том, как убеждения о социальной мобильности влияют на политические и экономические взгляды, но новая работа изучает, как опыт восходящей мобильности может формировать мировоззрение.
«В Соединенных Штатах мы обнаруживаем ожидания от тех, кто разбогател своим трудом, что они будут больше сочувствовать бедным, чем те, кто родился богатым. Однако «разбогатевшие» воспринимают улучшение своего социально-экономического статуса иначе по сравнению с «родившимися богатыми», что предсказывает менее сочувственное отношение к бедным и склонности к благотворительности», – рассказывает ведущий автор работы Хенджин Ку.
В своих первых двух работах о психологии богатства ученые опросили 736 человек: люди относились к тем, кто разбогател (стали богатыми), более позитивно, чем к тем, кто родился богатым, и ожидали, что разбогатевшие будут более благосклонны к бедным слоям. Затем они опросили 1032 относительно богатых (с годовым доходом от 80 000 долларов США в одном исследовании и от 142 501 доллара в другом), выявив, что те, кто разбогател, считали, что улучшить свое социально-экономическое положение легче, чем родиться в богатой семье, и были менее склонны делиться плодами заработанного с теми, кто не заработал состояние.
«То, что кто-то был на вашем месте, не обязательно означает, что он заботится о вас», – делают вывод ученые. Правда, с оговоркой, что далеко не все богатые люди одинаковы.