Исследования в Университете Макгилла и Институте Макса Планка показали, что клейкая нить, производимая ягодами омелы, известная как висцин, достаточно прочна, чтобы заклеивать раны.
Омела – классический праздничный аксессуар, а поцелуи под веткой омелы считаются давней традицией, а также гарантией любви и прочного брака. Но ещё кельтские друиды считали, что это растение обладает спасительной силой, и ученые подтвердили эту теорию более 2000 лет спустя. Каждая ягода производит около шести футов клейкой нити, которая позволяет семенам этого паразитического растения прилипать к растениям-хозяевам и заражать их.
Древние греки и римляне использовали ягоды для различных целей, таких как отлов птиц и мазь от кожных язв. Тысячи лет спустя ученые тщательно исследовали потенциальное медицинское или техническое применение клея.
Смачивание волокон висцина, клейкой нити из ягод омелы, превратило их в тонкие пленки, которые после высыхания превращаются в жесткие и прозрачные отдельно стоящие пленки, прилипающие к поверхностям. Нильс Хорбельт, первый автор исследования, сказал, что носил пластырь на своей коже в течение трех дней и обнаружил, что он достаточно гибкий, чтобы гнуться, не ломаясь.
Чтобы проверить клей, команда сделала надрезы на куске свиной кожи. Разрезы были запечатаны путем нанесения клея на основе висцина, которому затем дали высохнуть. Исследователи обнаружили, что «шелковистый, глянцевый» герметик оставался на месте, а порезы оставались закрытыми, в то время как те, которые не были покрыты висцином, легко открывались.
А на живой коже человека висциновый герметик оставался прочно закрепленным не менее трех суток. Герметик оставался гибким, позволяя свободно двигаться при выполнении повседневных задач, и даже был устойчив к кратковременному промыванию водой.