Международная команда ученых из Университета Неймегена (Нидерланды) и из Технологического университета в Сиднее (Австралия) обнаружила, что радостная музыка, например, Вивальди, повышает способность человека к творчеству.
Идея о том, что слушание музыки положительно влияет на когнитивные функции человека, не нова. Так называемый эффект Моцарта довольно активно обсуждается, например, в родительской среде. Ученые решили выяснить, какая именно музыка более эффективна для мозга.
В проекте приняли участие 155 взрослых человек. Все они проходили анкетирование по оценке настроения. После этого они были разделены на 5 экспериментальных групп: 4 группы слушали музыку определенного плана, а участники пятой (контрольной) сидели в тишине.
Для экспериментальных групп были отобраны следующие 4 набора композиций, отличающихся друг от друга по настроению и степени возбуждения:
-
Спокойная музыка (низкая степень возбуждения): Лебедь (Карнавал животных) Камиля Сен-Санса.
-
Радостная музыка (высокая степень возбуждения): Allegro (Концерт № 1 ми мажор «Весна», RV 269) Антонио Вивальди.
-
Грустная музыка (низкая степень возбуждения): Аддажио для струнного оркестра, опус 11 Сэмюеля Барбера.
-
Тревожная музыка (высокая степень возбуждения): Марс, вестник войны (Планеты) Густава Холста.
В процессе прослушивания участников просили решить ряд когнитивных задач на определение конвергентного (сходящегося) и дивергентного (расходящегося) мышления. Именно последнее считается признаком творческого человека, так как демонстрирует умение разрабатывать на основе одних и тех же данных широкий спектр альтернативных вариантов решения задачи путем создания неожиданных комбинаций факторов и трансформации полученных данных в новые формы.
Оказалось, что наиболее сильным активатором творческого подхода выступает радостная музыка. Прослушивание Вивальди приводило к значимому улучшению дивергентного мышления. Конвергентный подход к решению задач при этом не изменялся.
Таким образом, ученые считают, что радостная музыка повышает креативность, гибкость мышления. Исследователи уверены, что полученные ими данные можно использовать в образовании, науке и бизнесе.