Ученые из NYU Grossman School of Medicine рассчитали «цену» самоконтроля для человека в разных ситуациях.
Необходимость контролировать себя – эта проблема, с которой люди сталкиваются ежедневно. Но мы пока еще очень мало знаем о когнитивных процессах, лежащих в ее основе. Ученые решили определить цену, которую люди готовы заплатить за то, чтобы им не приходилось заниматься самоконтролем, и проверить, как меняется эта цена в разных по силе ситуациях искушения.
Группа добровольцев, сидящих на диете, участвовала в серии экспериментов, в ходе которых им предлагалось заманчивое пищевое вознаграждение (какое – определялось в ходе предварительных опросов), но от него можно было отказаться за некоторую сумму. Например, перед участником на полчаса ставили вожделенное шоколадное пирожное. Но его можно было убрать за 10 долларов.
Наблюдая за участниками в разных ситуациях ученые пришли к выводу, что стоимость самоконтроля (цены, которую испытуемые готовы заплатить, чтобы не надо было его проявлять) возрастает, когда человек находится в состоянии стресса, а также когда ему предлагают мотивационные стимулы (например, деньги), чтобы он не ел соблазнительную для него пищу. Люди в обоих случаях были готовы заплатить больше, только бы избавиться от искушения.
Также ученые пришли к выводу, что чем более заманчивым был для испытуемого продукт питания, тем больше он был готов заплатить, чтобы не страдать от мук выбора.
Ученые считают, что полученные ими результаты могут использоваться для оценки экономических издержек стресса и других факторов, влияющих на поведение человека.