Заместительная гормональная терапия снижает риск деменции у женщин с ранней менопаузой, но только в том случае, если они быстро начнут лечение, говорят учёные Mass General Brigham.
Женщины составляют около двух третей пациентов с болезнью Альцгеймера, причём ранняя менопауза связана с повышенным риском заболевания. Теперь исследование утверждает, что те, кому назначают ЗГТ с момента появления симптомов, не подвергаются большему риску.
Пока неясно, как менопауза и гормональная терапия повлияли на мозг, и необходимы дальнейшие исследования. Но женщины, которые начинают лечение для контроля симптомы через несколько лет после начала перименопаузы, имеют более высокие уровни двух ключевых белков деменции, бета-амилоида и тау.
В последнем исследовании учёные использовали томографию мозга, чтобы изучить, как присутствие этих двух белков связано с возрастом наступления менопаузы и приемом ЗГТ. Позднее начало терапии — через пять и более лет после наступления менопаузы — было связано с более высокими уровнями бета-амилоида и тау.
Самые высокие уровни тау-белка, участвующего в развитии болезни Альцгеймера, наблюдались только у женщин, принимающих гормональную терапию с большой задержкой между возрастом наступления менопаузы и началом гормональной терапии. Накопление тау-белка может лежать в основе связи между поздним вмешательством гормональной терапии и деменцией при болезни Альцгеймера, говорят учёные. Это большое открытие.
Доказательства роли ЗГТ при деменции до сих пор неубедительны, и исследования показывают, что она может иметь как защитные, так и потенциально вредные эффекты. Ранее исследование Университета Восточной Англии показало, что ЗГТ может помочь предотвратить болезнь Альцгеймера у женщин с геном APOE4, который подвергает их повышенному риску.
Всё говорит о том, что ЗГТ наиболее эффективна при назначении во время перименопаузы, когда симптомы начинаются за месяцы или годы до того, как менструация фактически прекратится.