Эксперты полагают, что первые годы жизни ребёнка — лучшее время для обучения, но придумать новые способы для стимулирования развития может быть не так-то просто. Пусть эти весёлые и полезные занятия вдохновят вас! Играйте, чтобы малыш рос умным.
Стимулируйте развитие зрения с рождения
- Установите зрительный контакт. Воспользуйтесь теми короткими моментами, когда глаза новорожденного открыты, и посмотрите прямо в них. Младенцы рано начинают распознавать лица — и именно ваше для них самое важное! Каждый раз, когда ребёнок смотрит на вас, он развивает свою память.
- Высуньте язык. Младенцы уже в возрасте 6 месяцев могут имитировать простые движения лица — так что не стесняйтесь корчить рожицы и поощряйте ответную мимику.
- Предложите малышу посмотреть на себя в зеркало. Сначала дети могут думать, что это другой ребёнок, но затем им очень нравится, когда «другой» малыш начинает повторять их движения, машет руками и улыбается.
- Поощряйте сравнения. Держите две простые картинки на расстоянии примерно 20-25 см от лица ребёнка. Они должны быть похожи, но иметь одно небольшое отличие (например, на одной есть дерево, а в другом нет). Даже младенец будет смотреть по очереди на картинки, чтобы выяснить отличительные особенности, что подготавливает его к распознаванию букв и чтению в дальнейшем.
Общайтесь с малышами и смешите их
- Стимулируйте общение. Разговаривайте с ребёнком и делайте короткие паузы, чтобы он мог лепетать в перерыве. Вскоре он войдёт в ритм и начнёт «отвечать».
- Не стесняйтесь сюсюкать! Исследования показывают, что младенцы во всём мире действительно «настроены» на высокий голос, растягивание гласных и всё, что считается «глупым сюсюканьем» родителей — оно помогает детям быстрее усваивать родную речь.
- Пойте песни. Придумайте свои собственные стихи на веселую детскую мелодию («Вот как мы снимаем подгузник, вытираем попу, меняем твой подгузник...»). Включайте ребёнку любые мелодии — от Чайковского до Аллегровой. Исследования связывают понимание музыкального ритма в младенчестве со способностями к математике у детей (Journal of Experimental Child Psychology).
- Дайте детям подсказки. Говорите: «Я сейчас включу свет», прежде чем щелкнуть выключателем, или «Я собираюсь набрать ванну», прежде чем открыть кран. Это учит ребёнка причинно-следственной связи.
- Щекочите пяточки! На самом деле, пощекочите малышей везде. Умение смеяться — это первый шаг к развитию чувства юмора. А слова «Вот я сейчас тебя поймаю» перед тем, как погнаться за малышом или игра в «А где у тебя нос» (с последующим нажиманием на носик), учат предвидеть события.
- Корчите смешные рожи. Надуйте щеки и предложите малышу дотронуться до вашего носа. Когда он это сделает, сдуйте щёки! Пусть ребёнок потянет вас за ухо, а вы высуньте язык. Издайте смешные звуки, когда вас гладят по голове. Повторите каждое упражнение три-четыре раза, затем измените правила, чтобы заставить ребёнка гадать, что же будет.
- Шутите. Укажите на фотографию дяди Серёжи и назовите его «мама». Затем скажите ребёнку, что это глупость, и посмейтесь над своей «шуткой», чтобы развить у него зарождающееся чувство юмора.
Укрепляйте связь
- Кормите грудью по возможности. И делайте это так долго, как сможете. Некоторые исследования, в том числе масштабная работа учёных нескольких университетов США, показывают, что школьники, которых в младенчестве кормили грудью, имеют более высокий IQ. Кормление также даёт дополнительное время, чтобы пообщаться с ребёнком, напевая, разговаривая или просто гладя его по волосам.
- Используйте подгузники с пользой. Когда вы меняете подгузник, рассказывайте детям, что вы делаете; это учит их предвидеть порядок действий. По ходу дела называйте части тела или предметы одежды.
- Уберите гаджеты и выключите телевизор. Мозг малыша нуждается в таком взаимодействии один на один, которое не может обеспечить ни одна программа, какой бы образовательной она ни была.
- Отдыхайте от игр и занятий. Проводите несколько минут каждый день, просто сидя на полу с ребёнком — без музыки, яркого света и упражнений. Позвольте детям исследовать мир вместе с вами — но самостоятельно.
Укрепляйте мышцы — и с ними развивайте мозг
- Станьте детской игровой площадкой. Лягте на пол и позвольте малышу карабкаться и ползать по вам. Вы поможете улучшить его координацию и навыки решения проблем.
- Постройте полосу препятствий. Укрепите двигательные навыки ребёнка, положив на пол диванные подушки, коробки или игрушки и показав ему, как ползать по ним, под ними и вокруг них.
- Двигайтесь под музыку. Научите ребенка махать руками, притопывать ножками или кружиться, как балерина.
- Ползайте вместе: поманите ребёнка двигаться за вами и передвигайтесь по дому с разной скоростью.
- Следуйте примеру малыша. Когда ваш ребёнок подрастет, он будет более изобретательно придумывать, чем вам вместе заняться. Позвольте ему заставлять вас издавать глупые звуки, ползать задом наперёд или смеяться.
Меняйте окружение
- Совершите экскурсию. Когда вы идете на прогулку с ребёнком, рассказывайте ему о том, что видите: «Это маленькая собачка» или «Посмотри на эти большие деревья!» или «Ты слышишь пожарную машину?». Это помогает расширить словарный запас и понимание окружающего мира.
- Сходите за покупками. Возьмите с собой ребёнка в следующий раз в супермаркет. Продуктовый магазин для детей — место чудес, с множеством новых лиц, звуков и предметов.
- Измените декорации. Переместите детский стульчик на другую сторону стола. Вы бросите вызов памяти малыша о том, где находятся вещи во время еды.
Дурачьтесь вместе
- Время от времени радуйте малыша, нежно дуя ему на лицо, ручки или животик. Повторяйте свое дыхание по одной схеме, например «нос-ухо-живот» и наблюдайте за его реакцией и предвкушением.
- Играйте в напёрстки. Возьмите несколько пустых контейнеров из-под еды и спрячьте под ними небольшую детскую игрушку. Перетасуйте контейнеры и позвольте ребёнку найти приз.
- Играйте в «ку-ку». Это не только вызовет смех: ваш малыш узнает, что предметы могут исчезать, а затем опять появляться.
- Поднимайте брошенное. Даже если кажется, что ваш ребёнок постоянно роняет игрушки со стульчика только для того, чтобы свести вас с ума, поднимайте их, если это уместно (не делайте этого, когда малыш ест). Так дети изучают и проверяют законы физики. Дайте ребёнку несколько скомканных бумажек или теннисных мячей, поставьте под стульчик ведро и помогите ему прицелиться!
Развивайте тактильное восприятие
- Если ребёнок любит вытаскивать сухие или влажные салфетки из упаковки, позвольте ему это сделать самому! Это дешёвые сенсорные игрушки, которые можно мять или разглаживать. Спрячьте под ними маленькие игрушки и порадуйте малыша, когда он снова «найдёт» их.
- Соберите коробку с тканями разной фактуры, например, шёлком, махровой тканью, шерстью и льном. Аккуратно потрите каждой тканью щёку, ножки и животик малыша, описывая ощущения.
- Ходите по дому с малышом на руках и помогайте ему прикасаться к случайным предметам — прохладному окну, мягкому белью, гладкому листу растения и другим безопасным предметам. Называйте предметы.
- Играйте с едой. Как только ваш ребёнок начнет есть твердую пищу, давайте ему текстурированную пищу (варёный горох, макароны, кусочки мягкого фрукта). Это задействует его чувства и поможет попрактиковаться в пинцетном захвате.
Учите язык и цифры
- Каждую неделю посвящайте букве алфавита. Например, читайте книги, названия которых начинаются с буквы А, ешьте продукты категории А, нарезайте закуски в форме буквы А и пишите букву А на тротуаре мелом.
- Считайте всё. Посчитайте, сколько кубиков сможет сложить ваш малыш. Или количество ступенек в доме. Или пальцы рук и ног. Возьмите за привычку считать вслух, и вскоре дети к вам присоединятся.
- Читайте книги. Опять и опять! Младенцы в возрасте 8 месяцев могут научиться распознавать последовательность слов в простой истории, если её прочитать два или три раза подряд. Считается, что этот навык помогает им выучить язык.
- Рассказывайте небылицы. Выберите любимую историю вашего ребёнка и замените имя главного героя на имя малыша.
- Сходите в библиотеку или в детский центр, поинтересуйтесь кукольными представлениями и другими образовательными мероприятиями и прогуляйтесь с ребенком по рядам книг.
Сохраняйте воспоминания
- Составьте семейный альбом. Добавьте фотографии близких и дальних родственников и часто просматривайте их, чтобы укрепить воспоминания ребёнка. Когда бабушка позвонит, покажите ребенку её фотографию, пока она с ним разговаривает.
- Создайте зоокнигу. Во время следующего визита в зоопарк сделайте фотографии любимых животных и поместите их в альбом. Позже «прочитайте» его вместе, называя всех знакомых существ или добавляя звуки и истории животных.
- Покажите малышу видеоролики о первом купании, о том, как он пытается перевернуться, или о времени, проведённом с дедушкой. Расскажите о том, что ребёнок видит на экране, чтобы вы могли помочь ему развить речь и память.
- Сфотографируйте крупным планом важных людей в жизни вашего малыша. Распечатайте две копии каждой фотографии и сделайте набор карточек. Положите их на пол лицевой стороной вверх и помогите малышу подобрать пары. Когда дети подрастут, усложните игру, начав с фотографий лицевой стороной вниз.
Вам может показаться, что эти игры слишком просты. Но на самом деле они — именно то, что нужно детям раннего возраста, чтобы отлично развиваться и расти умными. Раннее развитие не должно быть сложным и избыточным. Учёные утверждают, что есть очень простые способы его стимулировать: о них мы рассказали в статье «Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?»
Использованы фотоматериалы Unsplash