Адаптация ребенка к первому классу

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

В первый раз — в первый класс! Эти слова наполняют волнением и ожиданиями души всех родителей, особенно, если в школу идет их первый ребёнок. Важность качественного образования сейчас очевидна для всех взрослых. Чего ожидать от первого года в школе? Как помочь ребёнку побыстрее втянуться в учебный процесс, наладить отношения в классе?

Ребёнок — большой или маленький?

Когда ребёнок впервые надевает школьную форму и берет в руки ранец, он сразу начинает казаться родителям очень взрослым и серьезным. В пять и шесть лет его имидж не сильно отличался от себя прошлогоднего — малыш и малыш, ну подрос на несколько сантиметров. Но теперь ребёнок попадает в другую систему, его образ жизни уже ассоциируется с науками и важными занятиями, потому сравнивая его с любыми дошколятами, родителям очевидно, что их сын или дочь уже совсем взрослые. Не зря существует расхожее выражение — «уже в школу ходит», значит, совсем большой. Ребёнок и сам с удовольствием поддерживает свой образ взрослого человека. Это говорит природное любопытство — ему не терпится познакомиться и стать причастным к миру новых неизвестных дел.

И здесь часто происходит первое недопонимание, а порой даже разочарование. Во-первых, сам школьник неожиданно открывает для себя, что учиться — это не всегда так легко и весело, как представлялось раньше. Что задания бывают не только приятными, что выполнять их надо обязательно, даже если очень не хочется. Это не вчерашнее рисование — надоело корпеть над домиком, уберу в стол, дорисую завтра. Ребёнок сталкивается с первой объективной оценкой со стороны, и не всегда она оказывается восторженной. Это для мамы или воспитательницы любые каракули были достижением, а теперь ученик слышит «старайся лучше», это принципиально другие отношения.

Все это является большим стрессом для организма. Строго говоря, подобная перемена в жизнедеятельности человеческого организма не является для него естественной — обязательному школьному образованию меньше ста лет, природой ничего подобного вообще не было предусмотрено. Реагировать на этот стресс организм ребёнка может по-разному. Но в любом случае, школьнику понадобится очень много отдыха, больше, чем было еще год назад. Многие дети именно в первом классе возвращаются к дневному сну. Родители не должны удивляться — так проходит естественная адаптация, нужно дать ребёнку восстановить силы.

Отношения в классе

Отношения в классе

Отношения внутри класса — это очень важно. Они выстраиваются сразу по двум направлениям — контакты с одноклассниками и с учителем. Такие отношения очень отличаются от того, к чему ребёнок привык в детском саду, и если этого этапа не было, то адаптация может оказаться еще более сложной. В садовской жизни было меньше обязательности и больше игровых моментов. В игре дети разделялись на мини-компании, и каждая могла играть по своим правилам. В школе для всех деятельность одна и уроки одни. Игровая деятельность постепенно уходит на второй план, потому отношения с друзьями в большом коллективе выстраивать не так просто.

Для нормализации контактов и поддержания дисциплины на уроке придется много потрудиться классному руководителю. Не просто так в начальной школе количество педагогов, работающих с одним классом, администрация старается свести к минимуму. Классный руководитель — это переходное звено между мамой-воспитателем и учителями старшей школы. Во время обучения личные моменты постепенно уходят из отношений ученика и учителя, и ребёнку, и педагогу необходимо сосредотачиваться на усвоении материала, а не на личных событиях жизни или предпочтениях. Но такой резкий переход очень сложен для нервной системы маленького ребёнка, потому первая учительница будет рядом постоянно, она поможет адаптироваться, и некоторый уровень личных отношений с ней будет сохраняться у каждого ребёнка.

Потому выстроить хорошие доверительные отношения с классным руководителем — это очень важно, и родители сами первые должны стремиться наладить их. Это нужно не только для контроля за успеваемостью. От того, насколько психологически комфортно будет чувствовать себя ребёнок в классе, зависит его способность к учебе. А микроклимат в школе напрямую зависит от учителя.

Когда родители не должны мешать

Довольно сложным является вопрос о степени самостоятельности при обучении ребёнка. Еще не так много лет назад это вообще не обсуждалось — родители вообще не очень вникали в учебные дела школьника, только оценивали результат. Но постепенно получила распространение другая тенденция: теперь все чаще родители строго контролируют выполнение домашней и классной работы даже учеников старших классов. Иногда это в самом деле способствует повышению качества получаемого образования. Но родители сталкиваются с полным отсутствием личной мотивации к учебе — как только жесткий контроль ослабляется, учеба забрасывается полностью. Еще чаще возникают проблемы при получении высшего образования.

Начинать закладывать ответственное отношение к выполнению домашнего задания нужно еще в начальных классах. В первом классе официально запрещена домашняя работа, но часто детям приходится повторять дома пройденный в классе материал или готовить дополнительную информацию. Родители должны правильно обозначить свое участие с самого начала. Да, контроль нужен. Но выполнить свою задачу ученик обязательно должен сам. Помочь ему в этом разумеется, можно — вместе отрепетировать стих, который необходимо выучить, подсказать, где найти нужную информацию. Но в целом учеба — ответственность только ребёнка, не родителей.

Все дети разные

Все дети разные

Даже если в школу идет не первый в семье ребёнок, родители каждый раз заново переживают волнительный первый класс. Но как раз здесь может подстерегать психологическая ловушка: к младшему ребёнку иногда предъявляют такие же требования, как и к старшему, и ждут от него тех же достижений в школьной жизни. Почему-то родителям проще бывает признать тот факт, что научиться ходить каждый малыш может в свое время, чем смириться с тем, что младший ребёнок дольше сидит над уроками, или ему не дается математика.

Интеллектуальные особенности у всех свои, и далеко не все перетрут терпение и труд, как говорит известная поговорка. То, что кажется элементарным взрослым, может оказаться непосильной ношей для испуганного семилетки. Не нужно обвинять его в лени — это не его вина, это его беда. Возможно, ему придется приложить больше усилий — школьника стоит при этом поддержать, а не наказывать, если он и в самом деле старается.

И наоборот, если успехи даются ученику легче, чем в свое время его братьям и сестрам — это не повод родителям расслабляться. Такие дети часто начинают халтурить и теряют ту границу, когда материал усложняется и нужно уже прилагать усилия. Они привыкли, что можно не трудиться, и не понимают, почему теперь вдруг понадобились усилия. Так легко вчерашние отличники становятся отстающими. Родители с самых первых дней должны следить за тем, чтобы любая работа была выполнена качественно. Она кажется легкой и не интересной? Тем больше поводов побыстрее сделать ее, но хорошо.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 08.10.2017 13:34, обновлено 24.08.2021 11:00
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Динамика распространенности неврологических изменений и расстройств у детей младшего школьного возраста в зависимости от форм обучения / Немова С.И., Рычкова Л.В., Долгих В.В. // ACTA BIOMEDICA SCIENTIFICA 2003 №6

Читайте также

Адаптация к школе: как помочь ребенку-первокласснику
Впервые отправляя свое чадо в школу, многие родители не подозревают, что впереди их может ожидать непростой период, связанный с проблемами адаптации.
Адаптация в новой школе: как занять свое место под солнцем
Ребенок переведен в новую школу. Как помочь ему быстрее и безболезненнее адаптироваться в новом коллективе, рассказывает MedAboutMe.
Адаптация ребенка в новой школе: ошибки родителей
Что должны сделать родители, чтобы адаптация подростка в непривычных условиях не обернулась психологической травмой?