Ангина, она же острый тонзиллит – это заболевание, при котором воспаляются миндалины – лимфоидные структуры, находящиеся в области глоточного кольца. Причиной воспаления чаще всего являются какой-нибудь вирус или бактерия. А иногда это не один возбудитель, а сразу двое, как в случае довольно редкого, но интересного заболевания – ангины Симановского-Венсана. MedAboutMe выяснял, что это такое и как оно выглядит для пациента.
Две бактерии и одна ангина
На ангину Симановского-Венсана приходится 5-8% всех тонзиллитов. Причиной ее являются сразу два вида бактерий – бореллии (Borrelii vincenti) и фузобактерии (Fusobacterii fusiforme hoffman).
Боррелии относятся к спирохетам – длинным тонким закрученным в растянутую спираль бактериям. Спирохеты появляются в ротовой полости человека примерно в период прорезывания молочных зубов и с этого момента становятся частью бактериального сообщества этой части тела. Боррелии являются лишь одним из трех родов спирохет, обитающих во рту человека. Borrelii vincenti, о которых идет речь в данной статье, обитают в складках слизистой оболочки полости рта и в десневых карманах.
Фузобактерии выглядят как палочки с заостренным концами, похожие на веретено. Это тоже часть нормальной микрофлоры полости рта. В 1 мл слюны можно обнаружить десятки тысяч фузобактерий. Но если в окрестностях набирают активность спирохеты (а также вибрионы, анаэробные кокки), то патогенность фузобактерий возрастает многократно. При рассматриваемой нами ангине Симановского-Плаута-Венсана количество этих микроорганизмов увеличивается в 1-10 тысяч раз. Они обитают в пораженном кариесом дентине и в десневых карманах при пародонтите.
Если в развитии болезни участвуют оба микроба, говорят о фузоспирохетозе.
История болезни
О плодотворном сотрудничестве боррелий и фузобактерий врачам известно достаточно давно. Язвенно-некротические поражения десен (гингивит) у греческих солдат упоминает еще Ксенофонт в IV веке до нашей эры, говоря также о зловонном запахе изо рта. В 1778 году аналогичную патологию описывал Джон Хантер, который объяснял, чем язвенно-некротический гингивит отличается от цинги и хронического пародонтита.
А в середине 1890-х один за другим французский врач Жан Иасент Венсан и немецкий доктор Хьюго Карл Плаут описали особую форму ангины, при которой образуются некротические язвы на миндалинах и которая вызывается двумя бактериями – эта болезнь позднее получила называние ангины Плаута-Венсана. Венсан описывал также и гингивит с аналогичными поражениями десен и той же комбинацией возбудителя, поэтому нередко можно встретить упоминание «гингивита Венсана», которое не следует путать с почти одноименной ангиной: области поражения все-таки разные и оба заболевания возникают, по мнению врачей, независимо друг от друга.
В России в это же время изучением язвенно-некротической ангины занимался отечественный отоларинголог Николай Петрович Симановский. В результате название болезни может варьировать в зависимости от страны. Где-то это ангина Венсана, где-то Плаута, где-то Плаута-Венсана, а где-то Симановского-Плаута-Венсана.
Чуть позже, во время Первой мировой войны среди солдат, проводивших много времени в сырых окопах, часто встречалось заболевание, получившее название «траншейный рот» («окопный рот») – тот самый язвенно-некротический гингивит Венсана, которым страдали греческие бойцы. По мнению врачей, болезнь развивалась на фоне сильного психологического стресса – и это один из ключевых факторов риска. Аналогичное заболевание нередко поражало обычных жителей, которые жили далеко от линии фронта и относительно неплохо питались: у них «окопный рот» развивался во время бомбардировок. Еще одним фактором риска на тот момент считалось курение.
Позднее, в 1980-1990-х гг. обнаружилось, что язвенно-некротические патологии полости рта встречаются у людей, зараженных ВИЧ. В какой-то момент их даже считали одним из осложнений СПИДа. Но потом пришли к выводу, что на фоне ВИЧ снижается иммунодефицитный статус человека, что и приводит к партологической активности фузобактерий и спирохет.
Симптомы ангины Симановского-Венсана
При данном заболевании выраженной интоксикации и существенного подъема температуры не наблюдается, особенно при легком течении болезни. Даже боли в горле не ощущаются особенно сильно, хотя и присутствуют. Чаще всего миндалины поражаются только с одной стороны. Но при этом формируется серый налет в виде пленки. Если его попытаться снять — под ним будут поврежденные ткани, сочащиеся кровью. На месте налета позднее образуется кратерообразная язва с зоной некроза (отмирающих тканей) вокруг и с характерным гнилостным запахом изо рта.
При средней тяжести заболевания температура повышается до 38°С, а боль в горле становится постоянно. На воспаленных и отечных миндалинах могут появиться темные пятна, возможно с белесоватым оттенком, которые иногда сливаются в единое целое. При тяжелом течении болезни температура поднимается до 40°С, а отек и воспаление распространяются на окружающие миндалины ткани.
В процесс могут вовлекаться задняя стенка глотки, небо, а также десны – в этом случае говорят о язвенно-некротическом (псевдомембранозном, язвенно-пленчатом) тонзиллите и гингивите.
Среди самых тяжелых осложнений – прободение твердого нёба, которое развиватся при очень глубоких язвах. Основной симптом – кровотечение. Такая ангина также может стать причиной абсцесса корня языка, флегмонам, гангрене и сепсису. То есть, если гнойно-некротические процессы продолжают прогрессировать, то болезнь становится смертельно опасной для человека.
Самолечение ангины Симановского- Венсана не допускается, необходимо обращение к врачу.