Аппендикс — это червеобразный отросток слепой кишки. Если он воспаляется, то говорят о заболевании под названием «аппендицит» — то, чего очень боятся родители маленьких детей, и то, что в первую очередь приходит в голову при болях в животе. Но в последнее время все чаще появляются сообщения о том, что аппендицит — не повод ложиться на стол хирурга. И все чаще обыватели начинают рассуждать, а так ли уж была нужна операция? Может можно было обойтись одной таблеткой? MedAboutMe разбирался, как менялись подходы к лечению аппендицита и можно ли уговорить врача не оперировать ребёнка с таким диагнозом.
История аппендицита: умереть без боли
Первые упоминания об аппендиците и попытках его лечения связывают с именем Авиценны, который смог правильно поставить диагноз правителю Бухары и даже удалить воспалившийся отросток. Возможно, пациент легендарного арабского доктора даже выжил, несмотря на отсутствие антибиотиков — чудеса на свете случаются. Но на протяжении еще многих столетий врачи всего мира оказывались не столь проницательны и принимали аппендицит за воспаление мышц, слепой кишки или матки и пытались лечить его консервативным путем, то есть, без операции. Пациенту ставили клизмы, промывали желудок и давали настойку опия, что позволяло ему умереть, не страдая от боли.
Только в XIX веке врачи утвердились во мнении, что основной причиной болей в правой подвздошной области является воспаленный аппендикс. Интересно, что в 1839 году, когда симптомы острого аппендицита были уже описаны, хирургическое решение проблемы все еще считалось крайним средством с сомнительным эффектом. Неудивительно: ни обезболивающих, ни антибиотиков на тот момент у человечества еще не было.
С появлением общего обезболивания в 1846 году операции на брюшной полости стали более безопасными. Но удалять собственно отросток доктора стали не сразу. Изначально брюшную полость пациента вскрывали и вычищали гной из абсцессов правой подвздошной ямки. И только в начале 1880-х годов появились сообщения об успешном удалении воспаленного аппендикса сначала во Франции, а потом в Канаде.
«Сомневаешься — оперируй!»
В 1886 году Реджинальд Фитц выступил с докладом, в котором ввел в медицинскую лексику термин «аппендицит», в подробностях описал клинику болезни и призвал коллег лечить ее удалением воспаленного аппендикса. И с этого момента основным методом лечения стала хирургическая операция, так как без нее смертность составляла в среднем 67%.
В России первая аппендэктомия была проведена в 1890-м году в Санкт-Петербурге профессором А.А. Трояновым. Даже признав удаление отростка единственным способом лечения аппендицита, врачи еще долгое время придерживались тактики выжидания, приступая к операции только после того, как развивались осложнения. Российским докторам понадобилось 20 лет, чтобы начать «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов», как говорила героиня фильма «Покровские ворота». И только в 1933 году было окончательно принято решение об экстренной госпитализации и проведении операции во все сроки от начала заболевания.
С появлением антибиотиков в 1940-х годах операции на брюшной полости стали еще более безопасными, и маятник качнулся в другую сторону. Хирурги стали бояться пропустить разрыв воспаленного аппендикса и отправляли на операционный стол пациентов с малейшими признаками аппендицита, придерживаясь девиза: «Сомневаешься — оперируй!». Анализ удаленных отростков показал, что, по разным данным, 30-60% из них не были воспалены. Особенно страдали молодые женщины: хотя, по статистике, аппендицит у них бывает немного реже, чем у мужчин, под скальпель хирурга они попадали чаще. Такие операции, сделанные «на всякий случай», повышали частоту развития спаечных процессов в брюшной полости, что негативно сказывалось на здоровье пациентов.
Аппендицит и новые технологии
К счастью для пациентов с болями в животе, в 1960-х годах хирурги начали использовать лапароскопию — диагностический метод, известный врачам с начала века, но считавшийся до того момента технологией гастроэнтерологов. Со временем лапароскопия стала использоваться не только для диагностики, но и для удаления воспаленного аппендикса.
Постепенно появлялись новые методы диагностики, например, УЗИ брюшной полости. Его применение осложняется наличием воздуха в кишечнике, который скрывает глубоко расположенные образования. Но сегодня разработаны специальные датчики и приемы, позволяющие справиться с этой проблемой.
А самым точным методом на сегодняшний день является рентгеновская компьютерная томография (КТ), диагностическая ценность которой достигает 96%. И с момента появления КТ и накопления результатом гистологических анализов удаленных аппендиксов врачи снова засомневались: а так ли уж надо немедленно класть пациента под нож?
В медицинской научной литературе стали появляться статьи о применении выжидательной тактики: снять воспаление и после этого оперировать, через 1-3 месяца, в так называемом «холодном периоде». Экономически для здравоохранения это более выгодно, даже при том, что обследование на компьютерном томографе — весьма дорогостоящая процедура. Неудивительно, что на очереди — консервативная терапия, то есть, отказ от операции и лечение аппендицита антибиотиками. Конечно, только при неосложненном остром аппендиците и в тех случаях, когда это не ставит под угрозу жизнь больного.
Маятник истории возвращается на прежнее место. Как и 100 лет назад, врач думает о том, чтобы избежать операции. Но причины этого изменились. Когда-то операция была последним шансом больного на жизнь, а теперь становится фактором дополнительных рисков на фоне наличия современных методов диагностики и эффективных антибиотиков.
Лечение аппендицита без операции у взрослых
На Западе каждый год публикуются сообщения об очередных наблюдениях за пациентами, прооперированными в экстренном режиме, и за теми, кого лечили только антибиотиками.
- В 2012 году исследователи из Ноттингемского центра болезней органов пищеварения обнародовали данные о наблюдении за 900 взрослыми пациентами с диагнозом «неосложненный острый аппендицит». 430 из них были прооперированы, а 470 пролечены антибиотиками. Из группы антибактериальной терапии 63% вылечились, остальные — все-таки попали на операцию. Но в результате в группе, которая лечилась антибиотиками, частота осложнений была на 31% ниже, чем среди сразу прооперированных больных.
- В том же году шведские хирурги поделились своими изысканиями в данной области. По их наблюдениям, риск рецидива болезни при антибиотикотерапии на протяжении следующего года составляет 10-15%. А в целом, 80% тех, кого можно направить на лечение антибиотиками, а не на операцию, вылечиваются полностью. Шведские врачи также подчеркивают пониженный риск развития осложнений при выборе антибиотикотерапии там, где это возможно.
- В 2015 году финские ученые из Университетской больницы в Турку случайным образом распределили 530 пациентов с неосложненным острым аппендицитом. 274 из них были прооперированы, 1 человек умер, а остальные (99,6%) успешно выздоровели. Другие 256 пациентов проходили лечение антибиотиками. Наблюдение за ними велось на протяжении года. Из них 72,7% выздоровели и больше и не вспоминали об аппендиците. 27,3% пациентов все-таки понадобилось хирургическое вмешательство в течение первого года после лечения. Что характерно, никаких осложнений в группе «поздней аппендэктомии после антибиотикотерапии» выявлено не было.
Лечение аппендицита без операции у детей
Ситуация с детьми далеко не такая радужная, как с взрослыми людьми. Экспериментировать на ребёнке, который болен потенциально смертельной болезнью, никому не хочется. Тем более, что детские организмы отличаются непредсказуемостью реакции. В 2017 году было опубликовано исследование, в котором анализировались данные об антибиотикотерапии 413 детей с аппендицитом (вместо хирургической операции) — это все, что удалось собрать ученым по итогам анализа статей за 10-летний период. Надо отметить, что выводы исследователей весьма оптимистичны: частота рецидивов болезни составила всего 14%. Сейчас ученые готовятся к проведению масштабных наблюдений по применению антибиотикотерапии у детей с диагнозом «неосложненный острый аппендицит».
Можно ли вылечить аппендицит без операции?
Практика показывает, что да, можно, но не всем. Массовым этот метод точно не назовешь. Для его реализации требуется соблюдение нескольких условий.
- Прежде всего, ни о каком самолечении дома при диагнозе «аппендицит» речи быть не может. Еще 100 лет назад эта болезнь уносила жизни подавляющего большинства тех, кто имел несчастье с ней столкнуться. Поэтому человек с подозрением на аппендицит подлежит госпитализации.
- Врачи приходят к выводу, что при неосложненном остром аппендиците возможно назначение антибиотиков на начальных этапах терапии. Если состояние пациента при этом не улучшается, то должна быть назначена плановая аппендэктомия.
- Важным условием для принятия решения о возможности отложить операцию является проведение диагностики при помощи метода компьютерной томографии. Только на основании его результатов можно не торопиться с операцией. Добавим, что КТ — дорогостоящий метод, то есть массово использовать его для диагностики при любых болях в животе не получится.
- Любые осложнения являются угрозой для пациента, а значит не позволяют отменять операцию.
- Речь об отмене операции пока не может идти, если пациентом является ребёнок или беременная женщина, так как по этим группам пациентов слишком мало данных.
В России существуют стандарты лечения острого аппендицита, согласно которым отмена хирургической операции не предусмотрена. Сегодня отечественные хирурги активно обсуждают идею антибиотикотерапии неосложненного острого аппендицита. Но до официального решения вопроса еще далеко. Это значит, что подозрение на аппендицит — это причина для немедленной госпитализации. А подтверждение диагноза анализами в больнице — повод для операции. Выбора у пациента нет. А аппендэктомия по-прежнему остается «золотым стандартом» лечения аппендицита.