Атипичный аутизм — особенная форма в спектре аутистических расстройств. Хотя это нарушение схоже с «классическим» детским аутизмом, у данных форм есть важные различия, которые влияют на появление патологии, состояние ребёнка и определяют возможности абилитации.
«Обычный» и атипичный: основные отличия
Атипичный аутизм (АА) у детей диагностируют по одному из двух основных диагностических критериев:
- Позднее появление первых симптомов. Чаще всего при атипичном аутизме нарушение развития манифестирует в 3 года и позже. Важно помнить, что при иных формах РАС первые ранние симптомы аутизма родители могут не замечать или игнорировать;
- Малое количество характерных симптомов аутизма.
Часто при атипичном аутизме нет стереотипии (повторяющихся движений, звуков), отсутствуют или выражены неявно сложности с коммуникацией (хотя стремления к активному общению обычно нет).
Тяжелые формы атипичного аутизма чаще диагностируются при начале расстройства в возрасте от 16 до 18 месяцев, в особенно важном периоде развития функций мозга.
Причины развития атипичного аутизма
В основе АА — поражения тканей головного мозга, которые спровоцированы различными воздействиями в возрастных периодах, совпадающих с критическими в онтогенезе центральной нервной системы. Структурные изменения различных отделов головного мозга могут быть вызваны следующим группами факторов:
- Наследственной предрасположенностью. Согласно статистике, данное нарушение развития в половине случаев диагностируется у детей, имеющих близких родственников с РАС. Число выявленных генов, связанных с аутизмом, увеличивается каждый год. На данный момент известно около 20 генов, однако наличие таких последовательностей (SHANK3, PTEN, MeCP2 и др.) в геноме не означает обязательное возникновение РАС.
- Пренатальными и натальными осложнениями: как следствие патологической беременности и родов, гипоксии, токсемии, инфекций, недоношенности.
- Психическими и соматическими заболеваниями: эпилепсией, детской шизофренией, цитомегалией, синдромами Дауна, Ретта, Мартина — Белл, фенилкетонурией и т. п. Входят в группу риска также дети с мозговыми дисфункциями, патологиями левого полушария, мозжечка, подкорковых зон и так далее.
Наиболее распространен атипичный аутизм на фоне олигофрении, может развиваться также у детей со сложными специфическими нарушениями развития речи («Русский журнал детской неврологии»).
Атипичный аутизм: симптомы
В проявлениях выделяют зависимость спектра признаков от степени сохранности интеллекта ребёнка.
Атипичная форма РАС с сохранным интеллектом может проявляться:
- Эмоциональной отстраненностью, безразличием к оценке действий;
- Отсутствием стремления к контакту с окружающими, при попытках — равнодушием или отторжением;
- Длительными периодами бездействия или однообразных действий (не связанных со стереотипиями);
- Скудностью словарного запаса, речевых конструкций;
- Строгой педантичностью в режиме дня, требовании определенной последовательности действий, событий;
- Как правило, себя ребёнок называет по имени в третьем лице, не используя местоимения «я».
Важно помнить, что для постановки диагноза необходимо обследование у врача: аутичные черты могут также возникать на фоне соматических заболеваний, переходных состояний, после стрессов и т. д.
При атипичном аутизме в сочетании с умственной отсталостью спектр симптомов зависит от типа исходного расстройства. Самый частый случай — сочетание АА и олигофрении. Выделяют четыре формы нарушений, которые чаще всего сопровождаются аутистическим расстройством:
- Детская шизофрения с речевыми нарушениями, бредом, галлюцинациями, кататонией;
- Синдром Мартина — Белл со своеобразной речью, недостаточностью интеллектуального развития, нарушением координации, гипотонией;
- Синдром Ретта с ранней потерей приобретенных социальных и двигательных навыков и остановкой развития головного мозга;
- Синдром Дауна с физической и интеллектуальной недоразвитостью.
В течении АА могут выделяться четкие стадии с регрессом и кататонией. Клинический прогноз зависит от наличия умственной отсталости, возраста обращения к специалистам, программ лечения основной патологии и реабилитации ребёнка.