К 2060 году число людей с диагнозом болезнь Альцгеймера (БА) вырастет втрое по сравнению с сегодняшним днем. БА уже стоит на 5-м месте в рейтинге причин смертности людей старше 65 лет. Среди причин роста заболеваемости БА, прежде всего, увеличение продолжительности жизни людей, страдающих от различных хронических патологий: диабет, болезни сердца и др. И возраст, и наличие этих болезней повышают вероятность развития БА.
Надо отметить, что о болезни Альцгеймера сказано достаточно, чтобы о ней услышали все. Большинство взрослых американцев (54%) боятся того, что станут ее жертвами. А лекарства от этого недуга пока так и не придумали. MedAboutMe выясняет, что нового узнали ученые за последние годы о БА.
Белки болезни Альцгеймера
При болезни Альцгеймера происходит разрушение нервных связей — контактов между нейронами, которые обеспечивают наши воспоминания, опыт, навыки. По мере уменьшения числа межнейронных взаимодействий человек начинает терять память, приобретенные за долгую жизнь умения, накопленные социальные контакты и другие когнитивные функции.
В начале 1990-х годов ученые пришли к выводу, что главная причина БА — это отложения бета-амилоидного белка в тканях головного мозга. Потом оказалось, что в нейронах, кроме того, формируются нейрофибрилляные клубки из тау-белка, которые тоже приводят к гибели нейронов.
А на днях ученые из Университета Южной Калифорнии сообщили, что нашли еще один фактор риска развития БА. На сей раз речь идет о белке гуманине, который, похоже, играет важную роль в активации процессов старения и развития старческой деменции. Этот белок кодируется одним из генов митохондриальной ДНК. Однонуклеотидные полиморфизмы (SNP) этого гена — варианты, отличающиеся от исходного на оду «букву»-нуклеотид — определяют, сколько гуманина будет вырабатываться в организме человека. Так, некоторые варианты гена предполагают снижение его количества на 14%. Как следствие, обладатели таких генов — кандидаты первой очереди в список пациентов с БА.
Проблема диагностики болезни Альцгеймера
Лекарства от болезни Альцгеймера не существует. Но можно замедлить развитие болезни, подарить человеку и его близким годы нормальной жизни. Для этого важно как можно раньше диагностировать БА. Известно, что разрушение нервных тканей при болезни Альцгеймера начинается за 10 и более лет до появления ее первых симптомов. Ученые бьются в поисках методов, которые бы позволяли определять начало болезни задолго до ее первых проявлений.
Уже давно известно о существовании вариантов гена ApoE, значительно повышающих риск развития деменции. В принципе комбинация трех факторов — наличие аллеля ApoE4, пожилой возраст и женский пол — позволяет предсказать вероятность развития болезни Альцгеймера. И такая вероятность даже была рассчитана:
- в возрасте 60-69 лет: женщины — 7%, мужчины — 6% (при этом любые деменции в этом возрасте развивались с частотой 10 и 8%);
- в возрасте 70-79 лет: 16 и 12%, соответственно (для любых деменций — 22 и 19%);
- в возрасте 80 лет и старше: 24 и 19%, соответственно (для любых деменций — 38 и 33%).
Однако даже при наличии аллеля ApoE4 далеко не факт, что у пожилой женщины разовьется болезнь Альцгеймера. И даже если это произойдет — чем раньше врачи узнают о начале развития болезни, тем эффективнее они смогут притормозить ее развитие.
В этом году ученые из международной команды ученых (Южная Корея и США) поделились своими разработками, согласно которым предполагается проводить исследование мозга методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) и обрабатывать полученные результаты при помощи мультимодального анализа и самообучающихся программ. Эта методика позволяет выявлять диагностические маркеры заболевания на самых ранних стадиях. На сегодняшний день в ходе экспериментов удалось достигнуть 98%-ной точности диагностики болезни Альцгеймера и 84%-ной точности в выявлении слабых когнитивных нарушений — предшественников БА.
А французские ученые нашли еще один показательный биомаркер. Они обнаружили связь между эластичностью артерий и угрозой развития болезни Альцгеймера. По их мнению, людей из группы повышенного риска БА можно идентифицировать по скорости пульсовой волны — так называется волна повышенного давления, которая распространяется по сосудам после выброса крови при систолическом сокращении левого желудочка сердца. Это классический показатель для определения степени жесткости артерий.
По словам ученых, при повышении этого показателя кровеносная система становится более подверженной скачкам давления, приводящим к травмированию сосудов и тканей мозга. При этом исследователи напоминают, что сосудистые патологии неразрывно связаны не только с рисками инсульта и инфаркта, но и с угрозой заболевания деменцией. И это, кстати, согласуется с тем недавно открытым фактом, что даже тот самый «вредный» вариант гена ApoE4 приводит к ухудшению кровоснабжения определенных тканей мозга.
Интересно, что толщина внутренних слоев сонной артерии, которая говорит о наличии атеросклеротических бляшек и степени развития атеросклероза, никак не влияет на вероятность развития БА. Поэтому ученые считают скорость пульсовой волны хорошим биомаркером для выявления пациентов с умеренным когнитивным расстройством, которое практически еще никак не проявляется.
Есть ли надежда на создание лекарства против БА?
Большинство опрошенных американцев (55%) уверены, что ученые успеют отыскать лекарство от БА еще на протяжении их жизни. Более того, 89% участников опроса в США считают, что медицинские исследования в ближайшее время позволят найти ключ к полной победе над БА, а 77% даже готовы принять в них участие. Однако в этой области у ученых и фармацевтов далеко не все так радужно, как хотелось бы думать.
В начале 2000-х после экспериментов на мышах, когда ученым удалось разработать препараты, действующие на пораженные нейроны, казалось, что до победы над БА остается несколько лет. Однако на сегодняшний день о своем решении закрыть проекты по поиску лекарства от болезни Альцгеймера объявили большинство крупнейших фармацевтических компаний. В этот перечень вошли АстраЗенека, Пфайзер, Элли Лили, Мерк, Такеда, Янссен Биотех и др. Все разрабатываемые ими препараты оказались бесперспективными.
Но, несмотря на неудачи, наука продолжает двигаться вперед. Не фармацевты, так ученые рано или поздно придумают, как вылечить БА. В этом году американо-японская группа исследователей объявила о предварительных положительных результатах исследования антител, способных расщеплять белки, негативно влияющие на нейроактивность. До действующего препарата в этом случае еще очень далеко, но это один из многочисленных шагов, которые делает наука на пути борьбы с болезнью Альцгеймера. Рано или поздно цель будет достигнута.