Дошкольный возраст — один из самых ответственных периодов психо-эмоционального развития малыша. В период с 1 года до 6 лет происходит масса значимых событий: ребёнок делает огромный скачок в моторном развитии, осваивает речь, учится общаться с окружающими, начинает познавать мир вокруг себя. Именно в ранние детские годы формируется творческое начало, воля к победе, целеустремленность, оптимистический или пессимистический взгляд на мир. Задача взрослого — помочь ребёнку развить как можно больше положительных качеств.
Дети дошкольного возраста, какие они?
Дошкольный возраст задает тенденции будущего психологического развития. У ребёнка активно развивается долговременная и кратковременная память, это положительно сказывается на его интересе к познавательной деятельности.
Кроме того, малыши активно осваивают базовые понятия нравственности и морали. Они уверенно различают понятия «хорошо» и «плохо», при содействии взрослого начинают осознавать необходимость помощи своим друзьям и родителям.
Начиная с трехлетнего возраста становится все более ясен тип темперамента ребёнка. Уже можно примерно определить, является он меланхоликом, холериком, флегматиком или сангвиником. Интенсивно развиваются коммуникативные навыки: одни дети не испытывают затруднений в общении со сверстниками и взрослыми людьми, другие же являются более стеснительными. И те, и другие учатся вести себя в обществе, знакомятся с общепринятыми правилами поведения.
Всех детей дошкольного возраста отличает любознательность, живой и неподдельный интерес к происходящему вокруг. Ребёнок стремится узнать как можно больше обо всем на свете, постоянно задает вопросы о человеческих взаимоотношениях, об устройстве окружающего мира. Его любопытство касается всех жизненных сфер.
Интерес к учебникам и тетрадкам
У ребят дошкольного возраста, посещающих детских сад, в старшей и подготовительной группе начинаются занятия по подготовке к школе. С помощью воспитателя дети осваивают алфавит, учатся читать, готовятся к освоению письма. Много внимания уделяется разучиванию стихов наизусть: так развиваются концентрация внимания и память.
Чтобы ребёнок хорошо начал учебу в школе, необходимо сохранить его интерес к учебно-познавательной деятельности. Поэтому многие занятия проводятся в игровой форме. В то же время, уже пора привыкать к строгому распорядку дня и дисциплине. Ребёнок впервые знакомится с такой вещью, как учебник. Изначально его привлекает яркая обложка и цветные картинки, и только потом он переходит к изучению заданий.
Учебники и тетради — это то, без чего никак нельзя обойтись в школе. Для малыша эти вещи в новинку, поэтому дошкольники воспринимают занятия с энтузиазмом.
Учебные мероприятия необходимо совмещать с ролевыми играми. Они позволяют ребятам осваивать социальные роли, поэтому дети так любят воспроизводить жизненные сценарии: играют в дочки-матери, в семью, в магазин, примеряют на себя роль воспитателя или учительницы. К примеру, ребёнок может дать товарищу учебник, тетрадь и посильное задание, затем «проверить» его выполнение, почувствовав себя учителем.
Желание ребёнка поскорее стать взрослым
Звучит парадоксально, но дошкольный возраст — это тот период, когда дети мечтают поскорее вырасти. Для них очень характерно желание все повторять за взрослыми, делать все, как мама или папа.
Взрослый мир представляется им чем-то увлекательным и неизведанным, ведь родители занимаются массой интересных дел, все знают и умеют найти выход из любой ситуации. Очень важны для ребёнка внешние атрибуты «взрослости». Именно поэтому девочки стараются надеть мамину обувь или воспользоваться ее косметикой. А мальчики примеряют отцовские галстуки и рисуют на лице усы.
Если в семье есть старшие дети, малыш будет подражать брату или сестре. Отношения между ними складываются по-разному: иногда дети дружны между собой, а иногда постоянно конфликтуют.
Чаще всего взрослые пытаются объяснить ребёнку, чтобы он не торопился вырасти, но такие пояснения, как правило, не имеют практического успеха. Ведь малыш не осознает, что вместе с новыми правами на него лягут и новые обязанности. Он видит только внешнюю сторону жизни взрослых, особенно, если родители всячески оберегают его от семейных проблем и неурядиц.
Искренняя детская помощь и поддержка в любых делах
Тот, кто работает или проводит много времени с детьми, знает, насколько они бывают искренними и доброжелательными. Малышам только предстоит познакомиться такими понятиями, как зависть, обида, злость, предательство, поэтому они искренне тянутся к людям.
Конечно, многое зависит от склада характера ребёнка, кто-то из малышей замкнут и недоверчив больше, чем остальные. Но в основном дети всегда готовы прийти на помощь, особенно к тому, кого считают своим другом. Ребёнок почти всегда интересуется, как идут дела у родителей, и с интересом слушает их рассказы о работе, в точности запоминая все сказанное, даже если звучат совсем непонятные слова. Его радуют их победы и огорчают неудачи, он искренне сопереживает им.
Малыш может поддержать родителей не только словом, но и делом: например, выполнять посильную работу. Дошкольник вполне способен разложить вещи на свои места, вытереть пыль, убрать со стола посуду. Это дает ему понимание, что он является важной и значимой частью семьи, и позволяет с ранних лет приобрести полезные навыки. Формируется чувство собственной значимости, ответственности.
Родителям и педагогам стоит помнить, что каждая личность является индивидуальной. Ребёнок обладает рядом психологических характеристик, присущих только ему. Взрослые должны быть внимательны к эмоциональному состоянию малыша, поскольку это позволит им найти к нему правильный подход и работать с ребёнком максимально эффективно.
Впереди предстоит целая жизнь: веселые школьные годы, выбор любимого дела, освоение профессии, начало трудовой деятельности. Поступки ребёнка в будущем будут определяться особенностями его характера. Поэтому развивать достоинства и воспитывать качества личности нужно уже сейчас.