Принято считать, что каждый ребёнок хочет общаться и играть со своими сверстниками. Таким образом он познает окружающий мир и учится общаться с людьми. Но существуют и дети, которые могут несколько часов провести в тишине, читая книгу или собирая конструктор, в то время как их сверстники играют друг с другом в подвижные игры. Их поведение вызывает порой недоумение у родителей и других взрослых. Стремление к общению с другими кажется нормальным и естественным. Но в отсутствии интереса к подвижным и шумным играм нет ничего странного, обычно это является особенностью темперамента ребёнка.
Особенности ребёнка, которому не требуется общаться много
Считается, что люди делятся на интровертов и экстравертов. Но это деление довольно условно, так как чистые, ярковыраженные типы не так уж распространены, зато тех, кто любит и пообщаться, и побыть одному, немало. Не всем людям нужно круглосуточное общение с людьми. Но одни предпочитают контакты с большим количеством людей, а другие стараются их избегать.
Общительность в современном обществе является одним из показателей успешности. Чем больше людей окружает человека, чем больше у него друзей, знакомых и приятелей, тем успешнее он считается. Поэтому, если ребёнок предпочитает тихие игры подвижным, родителей это может беспокоить.
В некотором роде ребёнок, не требующий много внимания к себе и предпочитающий чтение или спокойные игры, даже удобнее для родителей, поскольку умеет занимать себя сам. Но в то же время их не покидает чувство тревоги — почему он не общается с другими детьми, все ли в порядке с его психикой?
Как понять, что ребёнку не нужно общаться много:
- он способен долго обходиться без родительского внимания;
- для него не так важно общение в шумной компании, скорее, оно его раздражает;
- он негативно относится к вторжению в личное пространство;
- он не любит публичные мероприятия и выступления перед группой или классом;
- он не любит рассказывать о своем дне;
- он предпочитает занятия, требующие высокой концентрации внимания — собирание пазлов, конструкторов, компьютерные игры.
Таких мальчиков и девочек порой называют «ботаниками». Наверняка в каждом классе найдется ученик, которого интересует учеба гораздо больше, чем общение, и знающий больше одноклассников. В подобном поведении нет никаких отклонений от нормы, просто потребность общаться у такого ребёнка ниже, чем у остальных.
Нужно ли общение малообщительным людям?
Те, кого называют интровертами, и их будто бы постоянная погруженность в себя стали предметом некоторого количества сетевых шуток, вроде «Чего вам никогда не расскажут интроверты». Они изображаются чересчур закрытыми, необщительными, никогда не отвечающими на телефонные звонки, не любящими принимать гостей.
Несмотря на то, что в каждой шутке есть доля правды, мнение о малообщительных людях как о неудачливых затворниках лишено оснований. Они общаются с людьми, ходят на работу и посещают клубы по интересам. Просто им неинтересны разговоры «ни о чем», а общаться они предпочитают с небольшим кругом людей.
Необходимость общаться в течение длительного времени приводит к потере ресурса, усталости от коммуникации. Это еще раз подтверждает, что энергия некоторых людей иссякает при необходимости долго общаться.
Так же, как и взрослые, дети имеют полное право не хотеть общаться со сверстниками, если им неинтересно друг с другом и отсутствуют общие темы для разговора. Не хотеть общаться часто и много так же нормально, как желание быть в центре внимания и постоянно рассказывать о себе.
Как понять детей, которые стремятся к уединению?
Родители, чьи сыновья или дочери не стремятся постоянно контактировать со сверстниками, могут беспокоиться, когда видят, что они не хотят внимания, целиком погружаясь в себя. Но нежелание рассказывать о событиях прошедшего дня вовсе не означает нелюбви и равнодушия. Просто таким людям необходимо побыть одним некоторое время и восстановить силы, необходимые в том числе и для контакта с другими.
Как вести себя, если человек не расположен к общению:
- не следует забрасывать его вопросами, как прошел день в детском саду или школе. Если он не готов общаться, то ему нужно некоторое время, чтобы побыть одному, и только потом он проявит интерес к взаимодействию с членами семьи;
- не торопить с принятием решений. Интроверты несколько медлительнее экстравертов, они предпочитают вдумчивый анализ ситуации. Слишком быстрое решение может привести к ошибкам, поэтому не стоит на них давить;
- не допускать грубого вторжения в личное пространство. В идеале у каждого члена семьи должно быть место для уединения. Важно иметь его и взрослому, и дошкольнику или школьнику. В этом комфортном пространстве человек читает, выполняет домашние задания или занимается творчеством;
- желательно, чтобы у малообщительного члена семьи была возможность для индивидуальных занятий. Он не слишком любит дополнительные занятия в группе, поэтому ему лучше заниматься с частным репетитором.
При всей замкнутости мальчиков и девочек, потребность в общении которых ниже, чем у сверстников, они успешно находят друзей. Если они сближаются с другими, то это по-настоящему продуктивные и насыщенные дружеские и любовные отношения. Как правило, у них не много друзей, но все они — настоящие.
Безусловно, родителям следует понять, что поведение сына или дочери не является отклонением от нормы или болезнью. Просто им нужно немного больше времени, чтобы адаптироваться к новой обстановке, новым людям и восстановить ресурс, чтобы снова стать открытыми для коммуникации.
Доверительные отношения для малообщительных дошкольников и школьников не менее важны, чем для тех, кто любит общаться. Родителям не следует расстраиваться, если сын или дочь не проявляет особого внимания к играм сверстников или определенным компаниям. Вполне возможно, что им еще предстоит встретить настоящего друга, который по достоинству оценит внутренний мир спокойного и сдержанного человека, предпочитающего серьезные и содержательные разговоры или всерьез увлеченного учебой или хобби.
Если в семье явных экстравертов появляется человек, который любит уединение, то для остальных ее членов важно понять его особенности, а также то, что он более вдумчивый, но и более собранный и внимательный, чем остальные. Личное пространство и время, проведенное в одиночестве, позволяет ему восстановить силы и снова сделать открытым для коммуникации.