Количество детей, страдающих различными нарушениями речи, растет с каждым годом. По мнению специалистов, это нередко связано с условиями развития детей дошкольного возраста в наше время. Технический прогресс принес в семьи множество современных мультимедийных развлечений, при этом живая речь стала звучать гораздо реже — родители уже практически не поют ребёнку песен и не читают сказок, а просто включают мультфильм или компьютерную игру. Стоит ли удивляться, что такой подход нередко тормозит своевременное формирование речевых функций.
Чем занимается логопед
Многие родители ошибочно полагают, что работа логопеда заключается в правильной постановке звуков после того, как ребёнок уже начал говорить. Это связано в основном с тем, что логопедические группы в детских садах создаются на базе старших и подготовительных, то есть посещают их дети пяти и более лет. В реальности же симптомы у детей, говорящие о логопедических проблемах, можно обнаружить уже с шестимесячного возраста. Речевые навыки должны активно формироваться в период так называемого «гуления», а после десяти месяцев при нормальном развитии малыш уже может произносить свои первые слова.
Задача логопеда — выявить нарушения, если они имеются, и предложить меры их коррекции. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов с ней справиться. В арсенале логопеда присутствуют не только какие-то специальные упражнения, но и целый набор инструментов, которыми при необходимости выполняется массаж языка, губ, жевательных и мимических мышц.
Когда следует обращаться к логопеду
Некоторые дети начинают говорить чуть позже, чем положено, однако в дальнейшем речь их развивается нормально. У других же первые слова появляются вовремя, но затем возникают сложности с произношением или с использованием фразовой речи. Родителям необходимо знать основные возрастные нормы и обращать внимание на любые признаки недоразвития речи, чтобы своевременно проконсультироваться со специалистами и принять необходимые меры.
Вот основные признаки, которые должны вызвать тревогу в раннем возрасте (при условии, что общее состояние здоровья ребёнка нормальное, слух и зрение без патологии):
- отсутствие лепета до полугодовалого возраста;
- отсутствие отдельных слов в возрасте года-полутора;
- отсутствие активной фразовой речи в возрасте трех лет.
Нормальное дошкольное развитие ребёнка подразумевает, что после трех лет он уже может:
- составлять полные предложения;
- пересказывать простые сюжеты;
- рассказывать короткие стихи наизусть;
- активно задавать вопросы.
Если этого не происходит, необходимо обратиться к логопеду, который первым делом проверит память ребёнка, его навыки и общее развитие, а лишь потом назначит необходимые упражнения, гимнастику или массаж.