Родителям приходится проходить через множество проблем, наблюдая, как растут и взрослеют их дети. Некоторые из них могут показаться пустяками, но только тем людям, которые не сталкивались с ними на собственном опыте. Речь идет, например, о том, каким образом и в какое время приучить ребёнка ходить на горшок.
На самом деле такой санитарно-гигиенический навык является одним из важнейших для периода раннего возраста детей. Более того, это настолько важная часть жизни маленького ребёнка, что ей посвящены десятки исследований профессиональных психологов, медиков и педагогов.
Но каждой семье при появлении новорожденного все равно приходится самостоятельно проходить этот путь, опираясь на опыт знакомых и советы специалистов. Особенно много сложностей возникает в том случае, если новорожденный малыш — первенец. Как правило, такие родители слишком торопятся приучить его к «взрослому» туалету. Такая торопливость нередко заканчивается стрессом и психологическими проблемами у ребёнка.
Какой метод обучения детей наиболее популярен
Несмотря на существование множества программ обучения малышей подобным навыкам, на протяжении уже более чем полувека неизменно популярным остается так называемый метод Бразелтона. Его в начале 60-х годов прошлого века разработал известный американский педиатр Томас Берри Бразелтон (Thomas Berry Brazelton).
Данный метод, ориентированный, прежде всего, на самого ребёнка, прижился далеко не сразу, но теперь считается общепринятым. В частности, его рекомендует и Союз педиатров России (СПР). Причина в том, что такой способ максимально учитывает физиологические особенности маленьких детей и их психологический настрой.
Главное — они должны проявить готовность к обучению «взрослому» туалету. Признаками такой готовности можно считать:
- дети не менее двух часов подряд остаются сухими, в том числе после сна днем.
- малыш уже самостоятельно сидит и даже ходит.
- он регулярно и в определенное время ходит в туалет «по-большому».
- возраст детей таков, что они уже хорошо понимают физиологический процесс оправления и могут его обозначить определенными словами.
Также учитывается то обстоятельство, что ребёнок готов к имитации действий своих родителей, в том числе и в такой деликатной сфере. И к тому же он стремится проявить свою независимость в каких-то бытовых мелочах. Весь этот комплекс признаков и дает основание применить метод Бразелтона.
В каком возрасте детей можно применять метод Бразелтона
Подходы Томаса Бразелтона разделяют и многие другие специалисты в этой сфере. Сходную точку зрения выражал, например, и такой известный педиатр из США, как Бенджамин Спок. Их позиции сходны в том, что малышу необходимо достичь определенной степени готовности к такому шагу. В противном случае это будет насилием над его психикой.
Маленькие дети в основном легко обучаются различным навыкам. Но происходит это только в том случае, если их центральная нервная система к этому уже готова. Стимулировать ее развитие искусственным путем практически невозможно, да и не нужно. Спешка в этом вопросе не даст ожидаемых результатов. Более того, доказанным является факт, что у ребёнка до года практически отсутствует контроль за опорожнением мочевого пузыря и кишечника.
По оценке Бенджамина Спока, после базового формирования центральной нервной системы оптимальный возраст детей для начала туалетного обучения — это 2-2,5 года. Метод Бразелтона предлагает более низкую планку — не менее 18-ти месяцев, то есть полтора года. Однако в любом случае это намного больше, чем модное в некоторых кругах стремление привить ребёнку навыки опрятности уже на первом году жизни. Это приводит к тому, что родители пытаются посадить на горшок чуть ли не новорожденных.
Какие ошибки допускают родители при обучении малышей
Метод Бразелтона и другие, сходные с ним, основываются на том, что при определенном возрасте детей формируется их всесторонняя готовность к подобному обучению:
- физиологическая, которая проявляется в полноценном формировании сфинктера прямой кишки и всего мочеиспускательного канала;
- психологическая, формирующая четкое осознание детьми родительских инструкций в данной интимной сфере;
- эмоциональная, создающая позитивный настрой при освоения различных навыков.
Пока такая всесторонняя готовность ребёнка не сформирована, принуждение к горшку будет просто насилием над его психикой и физиологией. При этом нет значительных различий между мальчиками и девочками. Оптимальный возраст детей для обучения туалетным навыкам считается единым вне зависимости от их пола.
Вместо того чтобы терпеливо дождаться формирования такой комплексной готовности ребёнка, некоторые родители начинают вырабатывать у него условные рефлексы. Чтобы добиться от малыша заветного мочеиспускания, его сажают на горшок и стимулируют, например, звуком журчащей воды. Это действительно на какое-то время может сформировать привычку, но она не будет устойчивой. Ведь на самом деле мочеиспускание должен стимулировать переполненный мочевой пузырь, а не посторонние звуки.
Эти навыки утрачиваются так же быстро, как и прививаются детям. Причина в том, что они не являются осознанными и основываются на неверной базе. Любой стресс может уничтожить с таким трудом привитую привычку — ссора родителей, переезд, конфликт в детском саду, страшная сказка и т. д. Самое печальное, что утрата навыка может произойти именно в тот период, когда ребёнок вступает в период осознанного обучения, то есть около двух лет.
Родители не понимают, что происходит. Ведь малыш еще совсем недавно ходил на горшок, а теперь вдруг категорически отказывается и капризничает при попытке взрослых усадить его на привычную вроде «ночную вазу».
Причина в том, что к этому возрасту, наконец, сформировался естественный контроль за мочеиспусканием и опорожнением кишечника. Мочевой пузырь еще пустой, и ребёнок это чувствует, а мама сажает его на горшок и начинает издавать привычные звуковые сигналы. Выработанный рефлекс вступает в противоречие с физиологией и ощущениями ребёнка.