01.02.2017 3744

Какие мультфильмы и как нарушают психику ребенка?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Каких-то пару десятилетий назад просмотра мультфильма надо было дожидаться. Дети учились искать в телепрограммах показы «Ну, погоди!», обводили время кружочком и ждали начала мультика, заодно изучая, как определять время по часам. Кто не умел читать, допытывались у родителей: «Ну когда же?!» и рассчитывали увидеть хотя бы «Спокойной ночи, малыши». А в остальное время играли, лепили, рисовали, гуляли и занимались со взрослыми. В итоге время просмотра телевизора совпадало с нормативами ВОЗ — не более получаса в день. Теперь все иначе. В любой момент можно включить детский канал, показать мультфильм на компьютере или планшете, увлечь ребенка и спокойно заниматься своими делами. В итоге 27% грудных детей и 60% годовалых знакомы с мультфильмами. Нужно ли это знакомство, как влияет просмотр на детей, сколько и какие мультики рекомендуют смотреть специалисты детям разного возраста, рассказывает MedAboutMe.

Мультики и возраст детей

Мультики и возраст детей

В конце прошлого века, когда мультфильмов на «голубом экране» стало значительно больше, а в домах появились видеомагнитофоны, педиатры рекомендовали ограничивать просмотр телевизора детям на основе здравого смысла и опыта. На сегодняшний день эти рекомендации уже имеют научные обоснования.

В США, например, уже в 1999 году Американская Ассоциация Педиатров настоятельно советовала вообще не включать телевизор в присутствии ребенка до двух лет. Первые годы жизни закладывают базис в социальном, когнитивном, эмоциональном развитии, и определяющим для него является общение с живыми людьми.

Отдельные исследования только подтверждают эти рекомендации. Просмотр любых программ (а ребенок до двух лет еще не способен связывать изображение на экране и реальные предметы, что бы ни утверждали поклонники «Беби Энштейн» и подобных развивающих видео для малышей) негативно влияет сразу на несколько аспектов физического и психического развития ребенка.

  • Отклонения в развитии речи

Дмитрий Христаксис, профессор Университета Вашингтона, сообщает: на основе проведенных исследований выявлена прямая корреляция между просмотром любых программ в возрасте до года и задержками в речевом развитии, в том числе в восприятии устной речи. У грудничков, чье младенчество сопровождалось включенным телевизором, отклонения в развитии речи встречаются в 6 раз чаще.

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Исследования специалистов Института Сиэтла показывают возможную связь в развитии СДВГ у детей, смотревших мультфильмы, телепрограммы на мониторах в возрасте до трех лет.

  • Перегрузка нервной системы

Согласно оценке специалистов, в среднем в мультфильме про Покемонов, который признан как отрицательно влияющий на детей, в течение 20 минут сменяются около 150 эпизодов, 70 различных тем и около 30 видов активности героев. Этот поток информации подается с исключительной контрастностью, превышающей норму. Не удивительно, что «Покемоны» и подобные им мультфильмы, как по сюжету, так и по типу производства, признаны совершенно не подходящими для маленьких детей.

Избыточная нагрузка на нервную систему, связанная с обилием информации, частой сменой кадров, звуков влияет на детей крайне негативно. Психологи говорят о возникновении страхов, фобий, проблем со сном, вниманием и нарушениях кратковременной памяти. Неврологи — об истощаемости нервной системы и возможной взаимосвязи просмотра «движущихся картинок» и судорожной готовности у детей.

  • Снижение остроты зрения
Комментарий эксперта
Матросова Юлия Владимировна, заведующая детским офтальмологическим отделением Тамбовского филиала МНТК Микрохирургия глаза им. академика С.Н. Федорова, врач первой квалификационной категории
Матросова Юлия Владимировна, заведующая детским офтальмологическим отделением Тамбовского филиала МНТК Микрохирургия глаза им. академика С.Н. Федорова, врач первой квалификационной категории

Крайне нежелателен просмотр телепередач детьми младшего возраста (до 2 лет), а также нахождение ребенка в комнате с включенным телевизором в силу возбуждающего влияния его на нервную систему. С точки зрения офтальмолога безопасным является просмотр телевизора с расстояния не менее 2 м (размер диагонали экрана, умноженный на 4) для жидкокристаллических и LED-телевизоров и не менее 3 м для электронно-лучевых. ЖК и LED телевизоры более безопасны для зрения в связи с отсутствием мерцания экрана и высокого качества изображения.

Детям в возрасте от 2 до 5 лет рекомендуется смотреть телевизор не более 30 мин в день, детям в возрасте до 7 лет — не более 1 часа с перерывами, детям школьного возраста — не более 1,5 часов. Если у ребенка выявлена миопия, указанные нормы следует сократить как минимум в два раза.

  • Другие негативные последствия

Хотя про эти последствия, фактически, знают все, однако при возникновении проблем взрослые редко вспоминают о действительных причинах и готовы пожертвовать личным досугом у экрана, чтобы показать ребенку правильный пример.

Возникновение лишнего веса, ожирение в детском возрасте — часть комплекса влияния отсутствия физической активности, замещенной просмотром мультфильмов. Нередко это семейная проблема.

Второй, научно подтвержденный негативный фактор, — это снижение уровня чтения, как количественного, так и качественного. В семьях, где телевизор становится центром досуга, школьные отметки по чтению и литературе совсем не радуют ни родителей, ни педагогов.

Влияние мультфильмов на сознание ребенка

Влияние мультфильмов на сознание ребенка

Сказки и притчи, так любимые детьми, — это не что иное, как инструмент воспитательного процесса. Как еще передать ценности, моральные устои, принятые в обществе, привить понятия о хорошем и дурном поведении, как ни через истории и сказания?

Модель окружающего мира, образы друзей, врагов, героев раньше создавались и передавались благодаря сказкам. Сейчас их место все больше занимают мультфильмы, причем далеко не все из них, несмотря на лукавые пометки производителей «0+», способствуют формированию правильного мировоззрения.

По оценке специалистов Института современного детства, большинство продукции мультипликаторов, присутствующее сегодня на экранах, провоцирует формирование искаженной картины мира у ребенка. Те мультики, которые дети школьного возраста уже могут оценить с позиции правильных и неправильных поступков, отнестись к поведению героев критически и с юмором, транслируются для малышей, воспринимающих все, происходящее на экране, как норму.

В нерекомендуемых специалистами мультфильмах можно видеть излишнюю феминизацию героев-девочек, искаженные пропорции тела: большие глаза, непропорциональные фигуры, «взрослое» поведение с романтическими мотивами, унификацию образов, когда герои отличаются только прическами и одеждой (сериал «Винкс»), а также замечать агрессивное поведение («Том и Джерри»), отсутствие морали. Положительные герои могут внезапно проявлять негативные черты или совершать поступки, ироничность которых может оценить взрослый, но не ребенок. Отрицательные герои не наказываются за девиантное поведение.

Порой создатели мультфильмов указывают подходящий для просмотра школьный возраст, как, напр