Политика многих государств, в том числе и Российской Федерации, направлена на повышение рождаемости и выход из демографического кризиса. Субсидии, выплачиваемые семьям и материнский капитал, строительство детских садов и общеобразовательных учреждений призваны помочь родителям на первых этапах жизни ребёнка, становлении маленького человека в обществе. Однако, и в настоящее время многие родители испытывают сложности с тем, чтобы своевременно записать малыша в сад, который отвечает пожеланиям и удовлетворяет основным критериям поиска: близость к дому и квалификация, компетентность педагогов-воспитателей. В чем преимущества посещения детского сада и получения дошкольного образования на дому для ребёнка? MedAboutMe отвечает на волнующие вопросы родителей.
Социализация ребёнка
Когда ребёнок ходит в детский садик и ясли, происходит его активная социализация. Малыш знакомится с новыми людьми, учится общению со сверстниками. В игровой форме отрабатываются ролевые модели поведения — дочки-матери, игра в солдатики и машинки — лишь немногие из вариантов игр, которые способствуют приспособлению к жизни. Все дети, как и взрослые, разные — у каждого ребёнка свой характер и воспитание. Находясь в коллективе, дети взаимодействуют друг с другом, общаются, учатся и познают окружающий мир. Как в школе, так и в институте и на работе коллектив не выбирают. Можно завести друзей, товарищей, но взаимодействовать приходится со всеми. Конфликтные ситуации и споры в детском саду неизбежны, и выход из ситуации, поиск пути к примирению и достижению компромиссов способствуют адаптации ребёнка ко взрослой жизни.
Режим дня
Посещение детского сада подразумевает соблюдение норм и распорядка дня, установленного воспитателями. Режим дня составлен так, что наиболее продуктивное время для усвоения новых знаний и навыков, обучения отводится на первую половину дня после сбалансированного завтрака. Затем дети идут перед обедом на прогулку, чтобы «нагулять» аппетит. Послеобеденный сон позволяет восстановить потраченные силы, в это время мозг перерабатывает полученную в первой половине дня информацию. После пробуждения и полдника малыши вновь отправляются на свежий воздух. Соблюдение режима дня приучает ребёнка к порядку, нормированному режиму дня.
Для того, чтобы воспроизвести данную модель, разработанную педагогами и психологами в домашних условиях, требуются специальные знания и навыки от человека, который находится с ребёнком — будь то мама, бабушка или няня. Помимо этого, на домашнее воспитание затрачивается значительное количество времени и сил — человек должен непрерывно находится с ребёнком и просвещать все свое время ему. Если малыша оставлять дома одного, он неизбежно будет проводить время за просмотром телевизора, игрой на компьютере и современных гаджетах.
Родители выдвигают аргументы «против» детского сада
Дети, посещающие дошкольные учреждения, часто болеют. Все родители знают, что если кто-то в детсадовской группе заболел — значит, скоро заболеют и все остальные. Однако это не повод делать выбор в пользу домашнего обучения. Своевременное проведение профилактических мероприятий, направленных на минимизацию рисков попадания инфекционного агента в организм ребёнка, позволит значительно снизить вероятность того, что малыш заболеет. Педиатры рекомендуют вакцинировать детей согласно календарю прививок. В том случае, если малыш заболел, не следует отводить его в детский сад — заболеет все группа, и садик закроется на карантин. Помимо проведения данных мер, после возвращения из дошкольного учреждения, малышу необходимо тщательно помыть руки с антибактериальным мылом и промыть слизистые оболочки носа и глаз, а также лицо под теплой проточной водой. Таким образом, инфекционные агенты частично элиминируются (удаляются) из организма, снижается их концентрация на теле ребёнка, и вероятность заболеть простудными заболеваниями сводится к минимуму.
Процесс адаптации
При положительном решении в отношении посещения ребёнком детского сада, необходимо помнить о том, что самых маленьких детей в возрасте до трех-четырех лет следует постепенно адаптировать к новому распорядку дня, непривычной обстановке и окружающим людям, к тому, что мама вышла на работу и не сможет проводить с ребёнком все свое свободное время. Воспитатели и специалисты по детскому воспитанию рекомендуют приводить ребёнка сначала на несколько часов в день в течение одной недели — это время необходимо для адаптации маленького человека. Когда слово «детский сад» перестанет вызывать негативную реакцию — страх, панику и слезы на глазах, — можно будет приводить малыша на половину дня. Обычно трех-четырех недель достаточно для того, чтобы ребёнок познакомился со своей группой и завел первых друзей. Таким образом, про прошествии месяца, малыш сможет оставаться в группе на целый день и вечером ждать возвращения родителей с работы.
Домашнее воспитание детей
Домашнее воспитание и обучение предполагает индивидуальный подход к ребёнку, в том числе и создание специальной программы обучения. В детсадовском коллективе, какими бы хорошими не были воспитатели и нянечки, достаточно сложно уделить время каждому малышу. Таким образом, домашнее воспитание, с точки зрения получения полезных навыков и процесса обучения, является эффективнее детсадовского. Следует также помнить о том, что воспитание дома — это и возможность подобрать оптимальный распорядок дня для ребёнка.
Сложное решение о том, посещать ли детский сад или воспитывать ребёнка дома, каждый родитель принимает самостоятельно. При этом следует взвесить все «за» и «против», и понять, какой именно подход является оптимальным и для малыша, и для родителей. Домашнее воспитание и обучение подходит для гиперактивных детей, а также малышей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями, в том числе врожденными пороками развития плода, детей с аутизмом и инвалидностью. В данном случае домашнее обучение является первым шагом на пути к адаптации ребёнка к дальнейшей жизни, приобретении необходимых знаний, навыков, познания окружающего мира.