Внематочная беременность — всегда патологическая, ребёнок должен развиваться в полости матки. Там есть все условия для правильного и полноценного роста и питания плода. Однако примерно в 2% случаев оплодотворенная яйцеклетка не попадает в матку и начинает развиваться за ее пределами. Чаще всего такая беременность протекает в маточной трубе, но есть и другие случаи прикрепления ооцита.
В любом варианте внематочная беременность — это высочайший риск не только для ребёнка, но и для матери. Однако медицина знает несколько случаев, когда такие беременности заканчивались вполне успешно. Как это происходило?
Причины внематочной беременности
Большинство случаев внематочной беременности — трубные. Оплодотворение яйцеклетки в норме происходит в полости маточной трубы, и дальше бластула отправляется в матку и там уже имплантируется в ее стенку. При трубной беременности эмбрион остается в трубе, которая ведет от яичника к матке.
Хотя трубная беременность — самый частый вид внематочной имплантации эмбриона, но прикрепление может быть и к поверхности яичника, и даже к тканям и органам брюшной полости, например, к стенке кишечника. Тогда ставят диагноз «абдоминальная беременность».
Опасность такой беременности — в осложнениях, которых практически невозможно избежать. За крайне редкими исключениями внематочная беременность заканчивается гибелью плода, и без своевременного вмешательства грозит серьезными осложнениями для здоровья и жизни женщины. По этой причине при установлении неправильной локализации имплантации эмбриона женщину направляют на аборт.
Чаще всего внематочную беременность диагностируют при непроходимости маточных труб и спаечных процессов в брюшной полости. В группе повышенного риска — беременные после хирургических вмешательств на желчном пузыре, матке, аппендиксе и т. д. Риск повышают также воспаления из-за болезней (хламидиоз, эндометриоз, гонорея) и гормональный дисбаланс.
Пациентки с внематочной беременностью нередко задают вопрос: неужели в век экстракорпорального оплодотворения и современных репродуктивных технологий никак нельзя «перенести» или «передвинуть» эмбрион в полость матки?
Проблем две. Во-первых, технологий по «переносу» имплантированного эмбриона из одной ткани в другую пока нет. Во-вторых, из-за имплантации в неправильном месте тело матки не может подготовиться принять эмбрион, так как развиваются структурные изменения и выработка гормонов не соответствует требуемой норме.
Беременность или аппендицит?
Первые признаки внематочной беременности точно такие же, как и обычной. До 6-8 недель особых симптомов нет. А вот чем больше срок, тем выше вероятность начала опасного процесса со своими признаками: резкой болью в месте прикрепления эмбриона. Если он имплантировался в трубе или на яичнике, то боль будет внизу живота, в других случаях — в центре или сбоку. Приступы боли сопровождаются также пониженным давлением вплоть до обморока, брадикардией, и такая «размытая» клиническая картина заставляет врачей предполагать три диагноза: внематочную беременность, апоплексию яичника или аппендицит. Все эти варианты предполагаются на ранних сроках, особенно, если женщина не знает о своем состоянии. Но есть и иные ситуации.
Россиянка Оксана Кужеватова в 37 лет ждала первенца и всю беременность наблюдалась у врача женской консультации. Проблем ни у малыша, ни у мамы не было, и Оксана ждала начала родов. Однако все вышло иначе.
На сроке в 37 недель у нее началась сильная боль в животе, и после госпитализации врачи предположили, что причина — аппендицит. А значит, необходима операция.
Однако в процессе операции выяснилось, что воспаления аппендикса нет. А вот сын Оксаны оказался не в матке, а в брюшной полости. К операции в экстренном порядке присоединились акушеры-гинекологи.
В итоге необычного кесарева сечения на свет появился мальчик ростом 51 см и весом 2750 г. Малышу пришлось провести несколько часов на аппарате искусственной вентиляции легких, а затем он стал дышать сам. Сегодня Оксана и малыш Арсений здоровы и хорошо себя чувствуют.
Как получилось, что малыш смог развиваться целых 37 недель вне матки — непонятно. Оплодотворенная яйцеклетка прикрепилась в области правого придатка, скорее всего, попав туда через поврежденную маточную трубу. Несмотря на регулярные исследования, УЗИ всю картину не показало. Акушер-гинеколог Елена Александрова, которая в итоге проводила оперативное родоразрешение, объясняет, что причина — в поперечном предлежании малыша и «неудобном» расположении плаценты. Случай оказался очень сложным даже для профессиональных диагностов.
Абдоминальные беременности и преждевременные роды
Малыш Арсений, который развивался вне матки до 37 недель — чудесный и единичный случай в мировой практике. Наука знает всего около десяти таких результатов беременности, которые можно назвать успешными. Чаще абдоминальная беременность заканчивается намного раньше.
Появление здорового ребёнка в результате абдоминальной беременности — всегда значительное событие в мире медицины. Например, мы знаем о случае в Танзании, когда доктор Дисмас Матовело помог появиться на свет девочке весом в 1,7 кг. Она развивалась в брюшной полости матери 32 недели, после чего начались осложнения, боль, анемия, внутреннее кровотечение у будущей мамы.
Один из первых случаев зарегистрированной абдоминальной беременности с хорошим исходом был зарегистрирован в 1999 году в США, в штате Юта. Из-за ошибки на УЗИ локализацию плода вне матки проглядели, и женщина доносила ребёнка вплоть до планового кесарева сечения, где и выяснились особенности беременности. В Европе такой же случай произошел в 2008 году: у Джейн Джонс родился сын Билли, который развивался на поверхности толстой кишки
«Мечтала о ребёнке и не волновалась»
Уникальнейший случай внематочной беременности, который закончился успешными родами, отметили врачи Алтайского перинатального центра. Инна переехала в Барнаул из Донбасса и уже обживалась, когда оказалось, что она беременна. Первый и долгожданный малыш в 31 год не заставил маму начать посещать врачей, она «мечтала о ребёнке и не волновалась». И только на сроке в 41 неделю решила сделать ультразвуковое исследование.
Врач частной клиники увидел крайне странную картину: крупный плод в брюшной полости, и направил будущую мать в перинатальный центр. Только там Инна осознала, насколько серьезна вся ситуация: для оценки рисков пришлось собрать целый консилиум врачей. Специалисты предполагали несколько вариантов патологии, основным было центральное предлежание плаценты. Размеры и срок ребёнка указывали на то, что внематочной такая беременность быть не может.
Владимир Боровков, заместитель главврача Алтайского перинатального центра, говорит, что диагноз «абдоминальная беременность» был поставлен уже в ходе операции кесарева сечения. Если бы эта патология была выявлена раньше, беременность бы прервали, но пациентка врачей избегала. Опасность таких случаев крайне высока: из-за внутреннего кровотечения прерываются жизни не только плода, но и матери.
«За мою более, чем двадцатилетнюю врачебную практику было всего 4 схожих случая, и пациентов приходилось спасать на раннем сроке гестации. Только в двух случаях получилось спасти детей в состоянии сильной недоношенности.»
Уникальность ситуации Инны еще и в том, что ребёнок не только был доношен, но и оказался очень крупным — 4 160 г. Чтобы помочь ему родиться, понадобилась бригада из 9-ти специалистов.
Хотя такие чудеса случаются, но всего их в мире зарегистрировано не более десятка. В тысячи раз больше случаев гибели матери и младенца из-за развивающейся внематочной беременности, которую женщины по каким-то причинам решили не прерывать. MedAboutMe советует всем, кто находится в подобной ситуации, пройти экспертное УЗИ и принять правильное решение, чтобы сохранить здоровье, жить и рожать детей в будущем.