Древний Египет привлекал и продолжает привлекать многих исследователей и просто любителей истории человечества. Величественные постройки, простоявшие тысячелетия и сохранившие множество загадок — вечное напоминание о том, на что способен человек, даже не обладающий современными технологическими возможностями.
Но одно остается неизменным на всем протяжении истории человечества: способ продления рода. Женщины беременели, вынашивали ребёнка, рожали его и кормили несколько тысяч лет назад физиологически точно так же, как и современные матери. Но вот то, что окружало мать и дитя, чем сопровождалось материнство и как протекало детство, конечно, разительно отличалось от наших времен.
MedAboutMe рассказывает о том, что удалось узнать ученым из расшифрованных древних папирусов, настенных надписей и фресок, найденных артефактов древнеегипетской цивилизации о беременности, процессе родов и уходе за детьми.
Отношение к матерям и детям
В египетском царстве рождение ребёнка было желанным и всегда поощрялось. Здесь детей никогда не выбрасывали и не приносили в жертву, и даже калек старались выходить и сберечь. Бывало также, что египтяне подбирали и выхаживали младенцев, выброшенных представителями других народов, живших в Египте, — греки, например, с ненужными или «неудачными» детьми не церемонились и просто оставляли их погибать в нечистотах.
Египтяне же таких малышей брали в дом. По закону найденыша можно было сделать рабом, но не обязательно. Бездетная пара вполне могла такого ребёнка и усыновить, вырастив в любви и заботе. И только в имени оставалось напоминание о том, где малыша нашли: об этом напоминал греческий корень «копро», что означает «кал», «фекалии».
А вообще любая женщина, понесшая в своем чреве ребёнка, сразу приобретала более высокий статус, связанный с центральной ролью в мифологии египтян великой богини Исиды — матери бога Гора и супруги Осириса. Правда, Осирису Исида приходилась еще и сестрой, но к близкородственным связям, особенно среди представителей пантеона богов, древние относились совсем иначе, чем мы. Там это было в порядке вещей, и не только у египтян: эллины тоже в этом плане особенной щепетильностью не отличались. Сестра и сестра, что ее теперь, в жены нельзя взять? И брали, ради чистоты династии и сохранения лояльности в роду. Причем не только боги, но и фараоны, среди которых внутрисемейные браки были достаточно обычным делом. Что со временем стало приводить к появлению тяжелых наследственных патологий, но это уже другая история.
Беременным женщинам покровительствовала не только Исида, но и другие боги и богини.
Хнум, бог-гончар, помогал семени отца закрепиться в теле женщины. В те времена считалось, что при соитии отец помещает в тело женщины маленький-маленький скелет будущего ребёнка, на который в организме матери нарастают кожа и плоть, образуясь из ее молока и крови. Так вот без помощи Хнума этот первоначальный скелетик в теле матери не закрепился бы.
Беременности и родам помогала богиня Месхенет, которая встречала новорожденного в этом свете и оказывала помощь и роженице, и повитухам. Ее изображали в виде женщины, голову которой украшала матка коровы (странное украшение, но у египтян все боги немного странные и часто пугающие).
При родах женщине помогала также лягушкоголовая богиня Хекет, новорожденным и роженицам покровительствовала Таурт/Туэрис, изображавшаяся в виде беременной бегемотихи, и другие богини. Понятно, что под таким покровительством женщина чувствовала себя причастной к почти божественной тайне рождения.
Новорожденный же воспринимался как существо, побеждающее смерть. Правда, нередко побеждала все-таки она, потому что смертность детей первого года жизни в Египте была почти так же высока, как и в других странах, и порой доходила до 50%. Большей частью это было связано с неподходящей пищей, инфекциями, паразитами. Хотя в папирусах есть описания и других недугов, часть из которых можно соотнести с современными известными болезнями. Но не все заболевания, описанные в источниках, поддаются идентификации.
Ребёнок, уход за ним и вскармливание
Новорожденному перерезали пуповину специальным жезлом, сопровождая процесс заклинаниями. Информации о купании детей нет, но можно предположить, что это делалось часто, так как египтяне вообще были привержены к чистоте. При раскопках в жилищах обнаруживают не только отхожие места, но даже примитивный душ с канализацией.
Ребёнка пеленали в льняные ткани, потому что лен считался чистой материей — в льняных одеждах ходили и жрецы.
Любая мать старалась максимально поддерживать лактацию, так как было принято кормить детей грудью до трех лет. Причем все это время мать носила ребёнка на себе и кормила по требованию. Грудное вскармливание частично уберегало малыша от инфекций и грубой, неподходящей пищи.
Если у матери молока не было, нанимали кормилиц, причем получали они больше, чем лекари, и пользовались большим уважением. В крайних случаях детей пытались выкармливать и молоком животных.
В дворцах фараонов кормилиц могло быть много, как и нянек. Только, в отличие от семей простых египтян, кормилиц для царских детей выбирали из знатных женщин. Они пользовались влиянием при дворе, их дети воспитывались вместе с детьми фараона. Известны случаи, когда фараон потом женился на дочери своей кормилицы.
Но все это было потом. А сначала мать и ее помощницы старались определить, выживет ли ребёнок. Для этого существовало много странных способов. Некоторые из них могут быть объяснены с точки зрения современных знаний, другие объяснения не находят.
Так, например, стонущий крик новорожденного может говорить о родовой травме, как и низкий тонус мышц шеи, из-за чего ребёнок запрокидывает голову назад, когда его поднимают, держа за ручки.
Но другой способ, описанный в папирусе Эберса, объяснению не поддается. В расшифрованных записях говорится, что ребёнок, который будет жить, кричит после рождения «да» (ny), а тот, который не выживет, кричит «нет» (embi).
Еще один странный способ определения жизнеспособности новорожденного — дать ему проглотить растертую в материнском молоке плаценту. Если малыша рвало этой смесью, это означало, что он не жилец на свете, а если плацента оставалась и усваивалась, ребёнка считали жизнеспособным.
О недоношенных детях тоже заботились, стараясь выходить их и уберечь от смерти. В ход шли заклинания и магические ритуалы, амулеты из драгоценных и самоцветных камней, которые надевали на шею малышу. Уход за ними вряд ли отличался от того, который получали рожденные в срок.
Лечение матери и ребёнка
Больше всего матери боялись прекращения лактации или ухудшения качества молока, потому что это могло привести к «передаче болезни» ребёнку. На папирусах найдены рецепты снадобий от мастита, которые вполне могли помогать в лечении.
Например, в двух папирусах описывается средство, состоящее из каламина, обладающего противовоспалительными свойствами, бычьей желчи и охры. Компоненты смеси надо было смешать в однородную массу и накладывать на грудь ежедневно в течение 4 дней. Это лечение действительно могло улучшить состояние.
Для улучшения лактации матери могли дать съесть мышь. Мыши, в изобилии появлявшиеся после разлива Нила, считались символом самозарождающейся жизни. Мышиное мясо до сих пор входит в перечень лекарственных средств народной медицины в Египте и близлежащих странах.
О том, как и когда вводили прикорм, сведений нет. Известно лишь, что дети, отлученные по возрасту от груди, питались так же скудно, как и взрослые.
Изучение детских останков показало, что малыши часто страдали от глистных инвазий и различных инфекций, но вот рахит у них практически не встречался — видимо, из-за солнечного климата и наличия в рационе значительного количества рыбы.
Египтяне умели лечить многие болезни, включая отит, запор, задержку мочи, кашель. Широко использовались лекарственные растения, мед, минеральные вещества, и многие из них действительно обладают полезными свойствами. К сожалению, не все компоненты из арсенала египетских целителей можно распознать, поэтому многое в медицинских папирусах остается загадкой.
Лекари Древнего Египта умели делать своим пациентам ингаляции, для которых использовался нагретый камень. На него клали лекарственное средство, и накрывали все глиняным горшком с дыркой в донышке. В дырочку вставляли стебель тростника, через который больной вдыхал выходящий дым.
Египтяне использовали даже подобие природных антибиотиков — растертую древесину гнилого дерева, содержащую антибиотикоподобные вещества, сходные по действию с тетрациклином.
Таким образом, родиться в Древнем Египте было гораздо большей удачей, чем в Спарте, например, где ценились только красивые и здоровые дети.

Древнеегипетская медицина включала в себя как магические, так и вполне рациональные методы. Поскольку среди причин появления болезни египтяне видели и рациональные, и магические, демонические факторы, то и лечение сочетало в себе разные компоненты. Заклинания и обряды дополняли лечение травами, минералами и веществами животного происхождения.
Некоторые средства были откровенно опасными — как, например, помет мух, который соскребали со стен и добавляли в составы для лечения детей и взрослых. Крокодилий помет тоже широко применялся из-за его слабых антисептических свойств. Мясо мышей применяется и сегодня, хотя это средство скорее опасно, чем полезно, так как может быть источником опасных инфекций.
К сожалению, многие средства из расшифрованных папирусов не поддаются идентификации — растения и другие вещества. Не дают ясной картины и описания болезней.
Но мы можем сделать вполне обоснованный вывод о том, что детей в Древнем Египте любили, заботились о них, и лечили, применяя все доступные средства. Вне зависимости от того, рожден был ребёнок во дворце фараона, вельможи или простого каменщика.