Вскармливание

Вскармливание

Вскармливание детей – неотъемлемая часть жизнеобеспечения человека. Ребенок рождается неприспособленным к самостоятельному существованию, в связи с чем забота об обеспечении его физиологических потребностей является ответственностью биологических или приемных родителей. Различные виды вскармливания, в зависимости от возможностей, потребностей и периода жизни малыша, предполагают использование грудного молока, искусственных смесей-заменителей, различных типов прикорма. По мнению всех специалистов, грудное вскармливание является оптимальным для младенцев, за редчайшим исключением из-за состояния здоровья ребенка или матери. О видах, особенностях, режимах вскармливания и влияния этого процесса на организм матери и ребенка рассказывает MedAboutMe.

Вскармливание как понятие

Вскармливание как понятие

Вскармливание – вид обеспечения питания живого существа. Понятие «грудное вскармливание» большей частью относится к человеку, а сама возможность кормления новорожденных грудным молоком отличает класс млекопитающих.

Новорожденный человек в силу недостаточно сформированной системы пищеварения нуждается в особом питании. Оптимальное сочетание питательных веществ, жидкости, витаминов, необходимых для организма новорожденного, находится в грудном молоке матери.

Наличие в материнском молоке нужного баланса питательных элементов, изменяющегося по мере роста ребенка, антител, защищающих от ряда заболеваний в наиболее сенситивный период младенчества и возраста грудничка, позволяют оценивать процесс естественного грудного вскармливания не только как форму питания, но и базис для эффективного формирования иммунитета организма, обеспечения потребностей грудничка.

Помимо грудного вскармливания выделяют вскармливание детей заменителями грудного молока, применяющимися при невозможности или нежелании матери кормить грудью. Эксперты рекомендуют сохранять и стимулировать лактацию, оценивая естественный метод вскармливания как наиболее подходящий для детей грудного возраста. На данный момент проводится обсуждение законодательного запрета наименования смесей для искусственного вскармливания ребенка «заменителями грудного молока», так как по своему составу промышленные смеси не могут полностью соответствовать натуральному грудному молоку.

Биологические аспекты вскармливания детей

Грудное вскармливание детей основывается на механизме лактации – выработке молока особой железой. В процессе беременности гормоны эстроген и прогестерон, вырабатываемые организмом женщины, способствуют увеличению объема секреторной ткани в грудной железе, разрастанию протоков и образованию альвеол для транспортировки и выделения молока из железы.

Уже на 4-5 месяце беременности молочная железа вырабатывает молозиво, прозрачную желтую жидкость, и готова к образованию молока. Однако этот процесс подавляется гормоном прогестероном, продуцируемым плацентой. После родоразрешения уровень прогестерона в организме снижается, и на смену молозиву в течение нескольких (в среднем от 30 до 40) часов приходит грудное молоко.

Стимуляция продуцирования грудного молока производится под воздействием гормона пролактина. Уровень этого гормона возрастает по окончании сеанса кормления ребенка, влияя на производство секрета для следующего кормления грудью.

Выделение молока из протоков осуществляется за счет воздействия гормона окситоцина, вырабатывающегося при стимуляции младенцем сосков матери. При возрастании уровня окситоцина кормящая мать может ощущать «распирание», покалывание в груди, прилив молока. До установления лактации подобные ощущения могут также возникать не только в ответ на стимуляцию груди, но и при звуке голоса ребенка, наблюдении за ним, мыслях и волнении.

Установление лактации происходит через несколько недель после родов благодаря полипептиду, фактору, ингибирующему лактацию. Это вещество находится в молоке. Чем больше молока скапливается в груди, тем медленнее идет его выделение в молочной железе. При удалении молока уровень полипептида падает, и выработка возобновляется.

Искусственное вскармливание ребенка

Искусственное вскармливание ребенка

Искусственное вскармливание ребенка рекомендуется в ограниченных ситуациях, таких, как:

  • медицинские показания: осложнения беременности, родов, послеродового периода у матери, требующие восстановительного периода; прием препаратов, проникающих в молоко и наносящих вред ребенку и/или подавляющих лактацию; инфекционные и иные заболевания матери, опасные для ребенка или подавляющие выработку молока;
  • подтвержденная недостаточность выработки грудного молока, не корректируемая средствами и приемами для увеличения лактации;
  • режим матери, исключающий возможность самостоятельного кормления ребенка, в сочетании с нехваткой сцеживаемого молока.

Искусственное вскармливание ребенка требует соблюдения правил приготовления смесей, гигиены приспособлений для кормления, расчета объема смеси в зависимости от возраста, параметров и потребностей малыша.

Для искусственного вскармливания в современном мире используют специально созданные смеси, по питательной ценности приближающиеся к материнскому молоку. Несмотря на отсутствие в них антител, ферментов, иммуноглобулинов, находящихся в грудном молоке, смеси способны обеспечить физиологические потребности новорожденных и грудничков. В ситуациях, когда грудное вскармливание детей невозможно, использование специальных смесей для кормления позволяет предоставлять ребенку питание, максимально приближенное к естественному, в отличие от других заменителей.

Вскармливание молоком домашних животных

Вскармливание молоком домашних животных длительное время являлось альтернативой грудному вскармливанию женским молоком при невозможности лактации и отсутствии кормилицы или донорского молока. В подобных ситуациях вскармливание молоком козы или коровы являлось более предпочтительным видом кормления, нежели использование овсяного киселя, жидких каш или «жевки», разжеванного мякиша хлеба, помещенного в тряпицу.

Однако в виду несовпадения основных показателей женского молока и молока домашних животных подобные попытки вскармливания молоком приводили к нарушениям пищеварительных процессов у ребенка, аллергическим реакциям на коровий белок, дисфункциям желудочно-кишечного тракта.

В настоящее время вскармливание молоком домашних животных категорически не рекомендуется. Введение в рацион козьего молока должно происходить не ранее возраста в 1 год, коровье молоко предпочтительно использовать в возрасте 2 года или старше.

Для замены грудного молока используются смеси для искусственного вскармливания. В развитых странах существуют банки грудного молока (Израиль, Канада, США, Финляндия и другие). В России с 2014 года существует банк донорского грудного молока в Научном центре здоровья детей при Российской Академии Медицинских Наук (г. Москва).

В менее развитых странах и при отсутствии официальных структур для сбора донорского грудного молока также, как в прежние времена, используется помощь кормилиц – женщин, способных вскармливать чужого младенца. Раньше считалось, что для выработки молока кормилица должна родить собственного ребенка для запуска процесса выработки молока. На данный момент установлено, что индукция лактации может происходить и без предшествующей беременности и родов при помощи стимуляции груди. Именно таким образом некоторые приемные матери способны кормить детей, не рожденных самостоятельно, стимулируя организм на выработку пролактина (или принимая гормональные препараты на его основе) механическим молокоотсосом.

Виды вскармливания новорожденного ребенка

Виды вскармливания новорожденного ребенка

Выделяют несколько видов вскармливания новорожденного ребенка. Основываясь на главном отличии, продукте, используемом для кормления, различают:

  • грудное вскармливание детей;
  • искусственное вскармливание ребенка смесями;
  • смешанное вскармливание, докорм смесями при недостатке грудного молока.

Предпочтителен грудной вид вскармливания новорожденного ребенка. Смешанное вскармливание новорожденных применяется редко ввиду недостаточности временного периода для оценки действительной нехватки молока на основе оценки физических показателей ребенка: набора веса, количества выделяемой мочи. К смешанному типу вскармливания новорожденных чаще всего прибегают в следующих ситуациях:

  • низкая масса тела ребенка при рождении, менее 1,5 кг;
  • глубокая недоношенность, роды на сроке менее 32 недель;
  • высокий риск гипогликемии у новорожденного вследствие анемии, состояния гипоксии до и во время родов, заболеваний, а также при высокой потребности в глюкозе при наличии у матери явлений диабета или иных причин гипогликемии.

Искусственное вскармливание новорожденных рекомендуют при таких состояниях матери, когда лактация может повредить ее организму ввиду послеродовых осложнений или организму ребенка из-за необходимости приема некоторых лекарственных препаратов или наличия инфекционных заболеваний у мамы.

Искусственное вскармливание новорожденных как следствие временной невозможности кормления грудью может изменяться на смешанный или исключительной грудной тип вскармливания после исчезновения угрозы здоровью матери и ребенка: по окончании восстановительного периода, завершения курса лечения и т. п.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание подразделяют в зависимости от типа кормления и источника грудного молока. При грудном вскармливании выделяют следующие виды:

  • непосредственное кормление ребенка грудью биологической или приемной матерью;
  • использование услуг кормилицы;
  • вскармливание грудным молоком, предварительно сцеженным матерью ребенка. В этом случае прибегают к использованию бутылочек или специальных приспособлений, имитирующих кормление грудью;
  • грудное вскармливание донорским грудным молоком.

Наиболее предпочтителен вид грудного вскармливания непосредственно биологической матерью. На втором месте по оптимальности стоит вскармливание детей сцеженным молоком, далее – услуги кормилицы (при условии ее здоровья) с ребенком примерно соответствующего возраста, что связано с изменением состава грудного молока в зависимости от срока лактации. Донорское грудное молоко, после пастеризации и заморозки поступающее из банка или от донора, прошедшего соответствующие проверки на отсутствие инфекционных заболеваний и следов лекарственных препаратов, предпочтительнее, чем смеси для искусственного вскармливания.

Грудное вскармливание новорожденных

Грудное вскармливание новорожденных

Первое вскармливание грудным молоком: ценность молозива

Первое вскармливание ребенка, в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения, проводится в первые минуты внеутробной жизни ребенка. Молозиво, первый секрет молочной железы, вырабатываемый на протяжении второй половины беременности, считается оптимальным питанием новорожденного в начальный период.

В состав молозива входят белки, минеральные вещества, витамины, гормоны, ферменты, необходимые малышу. Структура питательных веществ, составляющих молозиво, максимально приближается к структуре тканей новорожденного, что позволяет оптимизировать усвоение молозива детским организмом.

Помимо питательных веществ молозиво также содержит материнские антитела, составляющие основную часть иммунной защиты организма младенца, и обладает слабительными свойствами, позволяя организму быстрее освобождаться от мекония – первородного кала ребенка.

Первое вскармливание молозивом длится от 3 до 6 дней в зависимости от особенностей организма матери и очередности родов. При вторых и последующих родах смена молозива на зрелое молоко происходит раньше.

Количество молозива отличается как в разные периоды вскармливания, так и у разных матерей. Общий объем может составлять от нескольких миллилитров до 100 мл за кормление, грудь при первых вскармливаниях до прихода молока, как правило, не наполнена. Однако высокая энергетическая ценность молозива позволяет говорить о достаточности даже незначительного количества этой жидкости для удовлетворения потребностей ребенка в первые дни после появления на свет. Это естественный тип вскармливания, заложенный природой и не подразумевающий дополнительных вариантов кормления (смесь, донорское молоко, вода и т. п.).

Через некоторое количество времени, в среднем через 3-4 дня, молозиво замещается молоком, сначала переходного типа, потом – зрелым. При соблюдении правил кормления по требованию, наличию достаточного количества молока, поддержании лактации грудное молоко – продукт, оптимально удовлетворяющий нужды ребенка вплоть до момента введения прикорма без необходимости докармливания и/или допаивания грудничка.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Различают два типа прикорма: педиатрический и педагогический. При педиатрическом прикорме в соответствии с возрастом и физиологическими показателями ребенка в рацион грудничка вводят овощные гипоаллергенные монокомпонентные смеси или каши при недостаточной массе тела ребенка. Начиная с малых доз, от половины чайной ложки, прикорм доводят до возрастной нормы и начинают дополнять вторым продуктом.

Такой тип прикорма позволяет отслеживать индивидуальные реакции организма малыша на тот или иной продукт, вкусовые предпочтения, влияние нового типа пищи, и корректировать рацион по мере необходимости.

Педиатрический прикорм практикуют как при грудном, так и искусственном или смешанном вскармливании, предлагая ребенку съесть сначала продукт, а затем грудное молоко или смесь.

Педагогический прикорм – новый тип изменения рациона подросшего ребенка, базирующийся на старых традициях кормления детей прошлых веков. В основном используют педагогический прикорм при грудном вскармливании, предполагая положительное влияние грудного молока матери, употребляющей те же продукты, на пищеварительную систему малыша.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании основывается на присутствии грудничка за столом во время приема пищи матерью. После кормления грудью ребенку предлагают микродозы еды