Что такое человеческая раса? Как расовая принадлежность связана со здоровьем, и связана ли вообще? Следует ли учитывать этот фактор в лечении и профилактике различных заболеваний, или он не имеет значения? Чем занимается этногенетика, и каковы основные проблемы, связанные с медицинскими исследованиями в этой области, читайте в статье MedAboutMe.
От черного к белому
В настоящее время принято выделять три человеческих расы:
- негроидную (африканскую, экваториальную), представители которой обладают наиболее темной кожей, курчавыми волосами, темной окраской радужки, пухлыми губами и довольно широкими носами с приплюснутой переносицей;
- монголоидную (азиатскую), для которой характерна более светлая кожа, узкий разрез карих глаз, черные прямые волосы;
- европеоидную (кавказскую), со светлым тоном кожи, разнообразной окраской радужки, разным цветом и строением волос — от белокурых кудрей и прямых русых волос до волнистых каштановых и более темных.
Ряд антропологов полагает, что это очень несовершенная классификация, и на самом деле следует выделять в составе человечества не менее 6, 8 а то и 10 различных рас. Например, в отдельную расу предлагается выделить готтентотов и пигмеев, живущих на юге Африки, австралийских аборигенов, полинезийцев, айнов с японских островов. Подобные предложения основываются на генетических исследованиях, и достаточно обоснованны.
Кстати, известный российский антрополог Станислав Дробышевский считает, что на самом деле можно выделить и более сотни рас — если учитывать немногочисленные, которые все еще остаются недостаточно изученными.
Особенно генетически неоднородны африканские народы: на их долю приходится до 95% всего генетического разнообразия. Это видно даже невооруженным глазом, если сравнить масаев и пигмеев, иссиня-черных нубийцев с намного более светлокожими бушменами. Существуют и другие, не только внешние отличия: например, у большинства африканцев существует генетическая обусловленная непереносимость лактозы во взрослом возрасте. Но не у всех: часть племен вполне нормально употребляет свежее молоко в пищу.
Кстати, точно такая же беда с лактозой и у большинства азиатов: они могут употреблять в пищу только кисломолочные продукты, в которых вся лактоза «съедена» бактериями, обеспечивающими молочнокислое брожение.
Как возникли существующие ныне отличия?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это произошло очень давно — часть генетических особенностей антропологи датируют еще временами, когда на Земле одновременно жили несколько видов гоминидов, которые могли иногда скрещиваться между собой, а потом часть из них вымерла (как неандертальцы), а часть стала нашими предками.
Исследование народностей, проживающих на высокогорном Тибетском нагорье, показало наличие у них генов, обеспечивающих более эффективный захват молекул кислорода эритроцитами крови. Эта особенность позволяет шерпам, живущим в условиях низкого уровня кислорода, нормально дышать, не испытывая кислородного голодания. Там, куда равнинные европейцы без кислородной маски даже не доползут, местные шерпы не только ходят и карабкаются по скалам, но еще и несут поклажу. Генетические исследования показали, что ген, благодаря которому это становится возможным, вероятнее всего попал тибетским шерпам именно от такого «мезальянса» — от спаривания предков с представителями другой ветви, известных сегодня под названием «денисовский человек». «Денисовский ген» обнаружен только у шерпов и китайцев хань, хотя другие гены того же предка обнаруживаются у людей совершенно других регионов — в Австралии, Океании, Восточной и Южной Азии.
А гены, отвечающие за цвет кожи, еще старше: по мнению ученых, они сформировались еще раньше, чем сам человек, примерно тогда, когда дикий волосатый предок стал менее волосатым, и его коже потребовалась защита от ультрафиолета.
По существующим данным, человечество зародилось («произошло от обезьяны») в Африке. И, хотя климат там тогда был другой, но солнца было все равно намного больше, чем надо. Поэтому в процессе эволюции древние люди стали темнокожими. Но затем они постепенно мигрировали в более северные и холодные широты. И там их темнокожесть из эволюционного преимущества превратилась в уязвимость: организму стало не хватать ультрафиолета, чтобы вырабатывать достаточное количество витамина Д. У мигрировавших на север людей кожа поэтому посветлела, дав начало европеоидной расе.
И этот процесс происходил по-разному. Например, у южных европейцев выработалась способность загорать — то есть временно обзаводиться более темной кожей, защищающей от ультрафиолета в жаркий сезон. А достаточно темнокожие жители приполярных областей нехватку витамина Д восполняют пищей, богатой этим жизненно важным веществом: жирным мясом, морепродуктами и рыбой.
Но эти особенности необходимо учитывать в современном мире тоже: например, у темнокожих представителей африканской расы, перебравшихся на жительство в северные страны, намного выше риск развития рахита, чем у местных белокожих жителей. А у белокожих северян, отправившихся жить в тропические страны, возрастает риск развития меланомы — если специально не предпринимать защитных мер.
Насколько серьезны расовые отличия и почему?
Это очень сложная и многоуровневая проблема. Помимо того, что расовые отличия действительно существуют, их изучение существенно осложняется различиями социальными. И отголоски бытовавшего еще недавно расизма все еще дают о себе знать.
Например, еще недавно считалось, что у женщин негроидной расы чаще встречается и хуже заканчивается рак молочной железы и шейки матки. И, если смотреть по простому соотношению — сколько каких женщин заболело, сколько вылечилось, а сколько умерло в течение следующих 5 лет, то все выглядит стройно и убедительно. И действительно, белокожие европейки и реже болеют, и меньше умирают. Но стоит только поинтересоваться уровнем и доступностью медицинского обслуживания для обеих этих категорий, и картинка начинает рассыпаться, как паззл, сдутый со стола ветром. Потому что оказывается, что европейки чаще застают заболевание на ранних стадиях, что является важнейшим фактором для благоприятного исхода лечения, имеют доступ к лучшим больницам и врачам. А чернокожие попадают к специалистам редко, заболевание диагностируется поэтому на более поздних стадиях. Например, в одном исследовании указывается, что до диагностики рака шейки матки чернокожие женщины не были на приеме у гинеколога в течение как минимум 5 лет, тогда как белые посещали врача в среднем раз в 1-1,5 года.
В США до сих пор существуют различные нормы физиологических показателей для людей разных рас, даже если для этого нет научно обоснованных данных. Например, для прохождения остеосцинтиграфии (измерение плотности костной ткани), необходимо указывать расу, так как определение показателей для пациентов различных рас происходит по разным формулам. А еще — считается, что функция легких у чернокожих на 10-15% ниже, чем у европейцев, что отражается не только на подходах к лечению заболеваний легких, но и к различным финансовым вопросам (страховой компенсации, например).
Точно также считается, что чернокожие девушки более склонны к ожирению, чем белые сверстницы. В исследовании, установившем эту зависимость от цвета кожи, принимали участие девочки-подростки, с примерно одинаковым потреблением калорий и примерно равной физической активностью. Но «дьявол кроется в деталях»: ученые не учли, из каких именно продуктов девочки получали свои калории, каков был их доступ к спортзалам и медицине и многие другие параметры. Включая доступ к информации о правильном питании, в том числе.
Тем не менее, расовые различия действительно существуют.
Внешность и не только
Для примера обратим внимание на кожу и волосы. Помимо пигментации и влияния на уровень витамина D, существуют и другие отличия в строении и свойствах кожи людей разных рас.
У представителей монголоидной расы существенно сильнее проявляется с возрастом гиперпигментация, поэтому в азиатских странах очень востребованы всевозможные косметические средства с отбеливающим эффектом.
У африканской расы кожа толще, плотнее из-за большего количества коллагеновых волокон и фибробластов, вырабатывающих и коллаген, и эластин. И апокриновых желез, вырабатывающих пот, тоже больше.
Даже акне проявляется по-разному: у светлокожих европейцев чаще развивается воспаление, а у темнокожих афро-землян — открытые комедоны.
Раса имеет значение и в случае применения аппаратной косметологии из-за разного электрического сопротивления кожи: у черной кожи оно почти вдвое выше.
А вот кожа азиатов лучше всего удерживает влагу. И в целом, для кожи каждой расы требуются разные специфические средства для ухода: что подходит японке, например, не подойдет ни европейке, ни африканке.
Интересные отличия связаны и с волосами. Оказалось, что волосы людей разных рас различаются не только по цвету и волнистости, но и по сечению: у азиатов волос в сечении круглый, у европейцев и африканцев представляет собой эллипс или овал.
Самые курчавые волосы у африканцев, но они же в наибольшей степени подвержены алопеции, причем как мужчины, так и женщины. Зато у азиатов практически не растут бороды: если вдруг видите человека с характерной азиатской наружностью, и при этом с густой окладистой бородой, то наверняка среди его предков есть либо европейцы (скорее всего), либо африканцы, у которых тоже могут расти бороды.
При столь разном строении волос требуется и разный уход, разные по составу шампуни и бальзамы, и, особенно, разные составы для окрашивания, завивки/распрямления и т. д.
Отличаются представители разных рас и по телосложению, форме и чертам лица, и даже по строению гениталий. Например, самые внушительные мужские половые органы чаще встречаются у некоторых народностей Африки, а самые миниатюрные — у корейцев. Но следует отметить, что величина и длина вовсе не обязательно связаны с функциональностью органа. Главное — умение им пользоваться. И меньше верить специфическим фильмам для взрослых, а которых все изрядно преувеличено.
Известно, что у многих женщин из племени готтентотов имелась особенность строения гениталий, названная «готтентотским фартуком» — гипертрофированные малые половые губы, выраставшие до 18 см длины. В сочетании со стеатопигией — непомерно большими и выпуклыми ягодицами, эта особенность вызывала у колонизаторов из Европы и Америки полное изумление. Они даже отказывались считать, что готтентоты тоже являются людьми, и увозили несчастных готтентотских девушек для демонстрации в обнаженном виде в зоопарках и цирках. О судьбе одной из таких рабынь, Саарти Баартман, была написана драма, а впоследствии снят фильм «Черная Венера».
Устойчивость к алкоголю
Это на самом деле так: у людей, принадлежащих к разным расам, процесс усвоения и расщепления алкоголя происходит по-разному. Соответственно, больше или меньше риска развития алкоголизма.
Это связано с работой генов, кодирующих ферменты, окисляющие этанол. Один из ферментов, алкогольдегидрогеназа, отвечает за превращение этанола в ацетальдегид — токсичное вещество, которое и вызывает алкогольное отравление со всеми вытекающими последствиями. Второй фермент, альдегиддегидрогеназа, расщепляет до безопасных составляющих ацетальдегид. От активности этих ферментов все и зависит. Если образование ацетальдегида происходит быстро, человек просто не успеет выпить много — ему станет плохо. Именно так реагируют на алкоголь около 70% населения Китая и Японии. Поэтому у них имеется своего рода генетический предохранитель от алкоголизма — столько выпить, чтобы получить зависимость, они просто физически не могут. Не все, конечно, но то большинство, у которых есть соответствующие гены. Такая же генетическая особенность свойственна некоторым малочисленным народам Сибири и Дальнего Востока, аборигенам Австралии, некоторым племенам Микронезии и североамериканским индейцам.
Европейцам повезло намного меньше. У россиян, например, такие гены встречаются всего в 10% случаев. Но стоит помнить, что гены определяют, как происходит утилизация алкоголя, но ни один из них не заставляет человека пить.
Устойчивость и предрасположенность к болезням
Недавняя пандемия коронавируса показала, что этот вирус действует на разные этнические группы различным образом. Например, чаще всего в реанимацию и на ИВЛ попадали больные с темным цветом кожи, чуть реже — азиаты, и «бледнолицые» — реже всего. И в отношении летальности было выявлено такое же соотношение. Однако, по мнению российского вирусолога, академика В. Зверева, необходимо учитывать и условия жизни тех, кто попал в эту статистику, потому что делать выводы на основании учета нескольких факторов не правильно. Однако, академик отметил, что расовый и этнический фактор может играть роль в развитии некоторых заболеваний.
Например, достоверно установлено, что у представителей финно-угорской группы народов значительно чаще обнаруживается ген, защищающий от вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Человек, обладающий таким геном, может даже заразиться, но не заболеет. Исследования определили, что возраст этого гена намного старше эпидемии ВИЧ — на 3 тысячи лет как минимум. И, как предполагается, он защищал наших предков от чего-то другого, а устойчивость к ВИЧ — только случайная «побочка».
Чаще, чем у других народов, такой ген встречается также у ашкеназских евреев и европейских цыган.
Подобные явления известны и в отношении других заболеваний.
В журнале Nature в 2022 году была опубликована статья, в которой авторы высказывают аргументированное предположение о том, что эпидемии чумы стали причиной увеличения количества аутоиммунных заболеваний человека. А именно — формирование у выживших устойчивости к чумной палочке, «записанной» в геноме, вызвало изменения, повлекшие увеличение частоты поломок, вследствие которых и развиваются аутоиммунные болезни. Например, гиперреактивность, позволявшая сверхбыстро реагировать на появление бациллы «черной смерти», способствует развитию ревматоидного артрита, болезни Крона, системной красной волчанки и т. д.
Формирование устойчивости к малярии привело к появлению серповидно-клеточной анемии и талассемии. Оба эти заболевания сами по себе отнюдь не подарок, но от малярии защищают. И потому более распространены в регионах, где малярия встречалась чаще всего.
Существуют и лекарства, которые действуют на представителей разных рас по-разному. В общем, биологические отличия имеются, и это — факт.
Смешение рас
Этот вопрос волнует многих, и не только исследователей. И многие на нем спекулируют — кто во что горазд. Одни выступают с критикой межрасовых браков, другие — напротив, убеждены, что именно «смешение крови» позволит человечеству стать более здоровым и успешным. Но человечество стало мобильным, миграция идет все стремительнее, и, по подсчетам ученых, уже как минимум каждый пятый землянин является метисом — то есть несет гены разных рас. Стоит ли из-за этого волноваться?
Смотря о чем.
Например, о внешности — не стоит. Судя по результатам исследования, проведенного в Великобритании, большинство людей считает, что потомки смешанных браков особенно привлекательны. Хотя многие все равно для создания семьи предпочитают выбирать человека своей расы.
И для этого есть некоторые основания, как говорят другие исследования. Например, в смешанных семьях гораздо чаще случаются инциденты с семейным насилием и даже убийства происходят чаще. А члены семей, расово однородных, чаще сообщают о высоком уровне удовлетворенности жизнью и отношениями в семье.
Большое исследование в подростковой среде, проведенное нами, показало, что подростки смешанного происхождения чаще оценивают свое здоровье как плохое. А также чаще проявляют антиобщественное поведение, более склонны к формированию зависимостей. Но я бы не связывал это именно с генетикой. Так как большинство респондентов отмечали наличие проблем с самоидентификацией, а в ряде случаев имелись социальные проблемы, связанные с происхождением. Так что я склонен относить полученные результаты скорее к области социологии, нежели генетики.
Но вот что относится к области заблуждений, так это утверждения о том, что метисы (то есть дети от смешанных браков) либо намного здоровее, красивее и умнее «чистокровных», либо наоборот. И совершенно неуместно упоминание в этом контексте явления гетерозиса — «гибридной силы», иногда проявляющейся при скрещивании двух разных видов. Люди любой расы — представители одного и того же биологического вида, метисы — не гибриды. И, в конечном итоге, все зависит от того, какие гены ребенок получит от своих родителей, в каком сочетании. Он может родиться и здоровым, и не очень, красивым или обычным, гением, или середнячком, как многие. И в большей степени то, каким он вырастет, зависит от среды, воспитания, имеющихся возможностей.
Однако, есть одна проблема, решения которой пока действительно не существует. Это те случаи, когда человеку смешанного происхождения требуется трансплантация органов или тканей, и даже стволовых клеток. Из-за смешения генов подобрать донора очень трудно, а иногда и невозможно. С переливанием крови проблем нет, кстати.
Но трансплантация — вообще очень сложное дело, в том числе и с точки зрения этики. Читайте о некоторых аспектах проблемы в отдельной статье.