Способности к точным наукам ребёнок, как правило, проявляет еще в начальной школе. Математика дается ему легче остальных предметов. Немного позднее школьник с удовольствием ходит на химию, физику и геометрию, в то время как заучивание стихов наизусть и сочинения вызывают у него трудности.
Все это говорит о том, что ребёнок обладает техническим складом ума. Скорее всего, у него отличная память и развитое логическое мышление. В детстве, получив новую игрушку, такой ребёнок стремится разобрать ее и посмотреть, как она устроена, а в подростковом возрасте он уже может починить мелкие электроприборы.
Как отличить трудность восприятия ребёнком материала от его лени?
В детском учебном коллективе можно увидеть не только двоечников, троечников и отличников. Довольно распространена такая ситуация — ребёнок отлично учится по одним предметам, но катастрофически отстает по другим. Большинство родителей опрометчиво думают, что школьник просто ленится и нарочно создает им проблемы плохой успеваемостью.
Как отличить настоящие трудности от банальной лени? Необходимо проверить, сколько времени ребёнок уделяет домашним заданиям. Возможно, он ленится их выполнять, из-за чего возникают пробелы в знаниях, которые все больше и больше накладываются друг на друга.
Многое зависит от педагога, способа и формы подачи им материала. Учитель создает атмосферу в классе, в его силах привить не только любовь к своему предмету, но и неприязнь. Если на уроках страдает дисциплина — детям будет тяжело усваивать полученный материал.
Нет ничего удивительно в том, когда ребёнок с творческими способностями отстает в точных предметах, очень часто наблюдается и обратное явление. Многие родители предпочитают нанять репетитора для дополнительных занятий. Когда педагог занимается с ребёнком с глазу на глаз, материал воспринимается легче, больше внимания уделяется проблемным моментам. После индивидуальных занятий дети быстро нагоняют школьную программу и вскоре перегоняют ее.
Как родителям помочь ребёнку усвоить гуманитарные науки?
Детям с математическим складом ума на уроках истории, русского языка и литературы часто бывает скучно. Особенно их пугает перспектива заучивать дома целые параграфы текста, ведь решать задачи и примеры гораздо интересней.
Как родителям помочь школьнику не отставать по гуманитарным предметам?
- Если у ребёнка страдает правописание, ему необходимо больше читать. Можно подобрать интересную ему художественную литературу — детективы или фэнтези. Когда человек много читает, он автоматически запоминает, как пишутся сложные слова.
- Если ребёнку тяжело воспринимать большой массив текста, к примеру, из учебника по истории, его можно разбавить цифрами — выписать основные даты правлений, сражений и войн.
- Чтобы было легче писать сочинений и изложения, необходимо развивать творческое мышление. Дома можно поиграть в ассоциации, сочинить простую сказку на ночь, пофантазировать на любую свободную тему.
Как правило, у «технарей» отличная память. Если ребёнок говорит, что не способен запомнить длинное стихотворение, ему просто стоит сосредоточиться — например, мысленно разбить текст на несколько блоков.
Требует ли увлечение точными науками дополнительного отдыха?
Когда ребёнок с головой погружается в учебу: заучивает формулы, строит графики, проводит сложные вычисления — его мозг работает на пределе своих возможностей. Учеными доказано, что умственный труд утомляет так же, как и физический. На первый взгляд кажется, что сидеть за партой совсем не сложно, но после 6-7 уроков подряд у детей часто не остается сил даже на подвижные игры.
Особенно это касается учеников школ и классов с математическим уклоном — изучению точных наук в них уделяется значительно больше времени.
Поэтому отдых важен — необходимо дать ребёнку возможность расслабиться и «проветрить голову» после занятий. Его обязательно нужно накормить полноценным обедом, а после разрешить отдохнуть. Лучшим вариантом будет прогулка на свежем воздухе.
Даже если школьник — ярко выраженный «технарь», это не значит, что у него не может быть творческого хобби. Возможно, он любит рисовать или лепить. Также неплохо переключает внимание и заставляет отвлечься выполнение физических упражнений, легкая зарядка.
А вот компьютерные видеоигры вряд ли можно назвать хорошим отдыхом после тяжелого учебного дня. Они перевозбуждают и без того утомленную нервную систему, и дают сильную нагрузку на глаза.
Участие ребёнка в тематических олимпиадах
Олимпиада подразумевает решение нестандартных задач, где требуется проявить знания и смекалку. Раздумывая над поиском ответа, ребёнок часто выходит за пределы школьной программы. Важно не только проявить умение решать задачи по заданным алгоритмам, но и продемонстрировать гибкость мышления и сообразительность. На подобные мероприятия школьники приглашаются с 7-8 класса.
В настоящее время набирают популярность онлайн-тренинги по подготовке к интеллектуальным соревнованиям. У детей есть возможность потренироваться в решении усложненных задач, не выходя из дома.
Олимпиада по праву считается интеллектуальным спортом, а в любом спорте важны регулярные тренировки. Даже если у ребёнка не получилось занять призовое место, он имеет право попробовать свои силы в следующий раз. Очень важно поддерживать его в минуты поражения и объяснить, что не стоит останавливаться и падать духом.
Участие в школьных олимпиадах может принести ученикам старших классов не только новые знания, но и практическую пользу. Победа в мероприятии, которое проводилось в школе по инициативе Министерства образования и науки может обеспечить некоторые льготы при поступлении в университет. Также олимпиады нередко организуются различными престижными ВУЗами. У победителей есть шанс поступить туда и обучаться за счет государственного бюджета.
Какую профессию выберет ребёнок с физико-математическим складом ума? Если родители будут активно развивать его способности, у него есть все шансы стать инженером, программистом, конструктором, технологом. «Технари» очень часто работают в сфере информационных технологий, электроэнергетических систем, телекоммуникаций.