Фонематическое развитие речи детей начинает формироваться уже в первый месяц жизни ребёнка. Двухнедельный младенец еще не способен произнести даже простейшего слога, однако он уже реагирует на звук человеческого голоса, внимательно вслушиваясь в него. Именно в этот момент происходит первый этап развития будущих речевых навыков ребёнка.
Давайте разберемся, что же такое фонематическое развитие и как оно влияет на речь детей.
Возрастные нормы фонематического восприятия детей
Если говорить простыми словами, то фонематическое восприятие позволяет нам различать, синтезировать и анализировать звуки родной речи. Взрослый человек, слушая чей-то разговор, не задумываясь, понимает, где начинается и где кончается предложение, выделяет из речевого потока слова, а из слов — слоги. Это умение позволяет нам воспринимать информацию на слух, а также является базовой основой всех речевых навыков.
Фонематическое развитие речи детей формируется постепенно. В первый месяц жизни ребёнок прислушивается к речи взрослых, различая ее по интонации и эмоциональному окрасу. В возрасте трех месяцев слух ребёнка становится более тонким и восприимчивым. Ребёнок уже фокусирует взгляд на источнике звука и внимательно следит за движениями губ говорящего человека. В этом же возрасте малыш осваивает лепет, который, по сути, является первым подражанием полноценной речи. Ближе к 6-ти месяцам ребёнок произносит свои первые фонемы (звуки и слоги), опираясь на фонематический слух. Слуховое восприятие позволяет малышу не только осваивать звукопроизношение, но и придавать ему интонационную выразительность, копируя темп, мелодику и ритм речи взрослых.
Фонематическое развитие речи детей переходит на новый этап после первого года жизни ребёнка. В возрасте от года до двух лет ребёнок осваивает основные тонкости родной речи: учится произносить слова, составлять фразы и предложения.
Ближе к трем годам фонематическое развитие ребёнка позволяет ему различать слова, отличающие друг от друга всего лишь одним звуком (дочка-почка, миска-мишка и т.д.). В этом возрасте ребёнок учится дифференцировать гласные и согласные, мягкие и твердые, а также шипящие и свистящие звуки.
Между четвертым и пятым годом жизни ребёнок уже может дифференцировать все звуки родной речи. В этом же возрасте малыш осваивает грамматические нормы и правила звукопроизношения.
Как проявляется фонематическое недоразвитие речи
При нарушенном процессе восприятии фонем, речь ребёнка развивается с опозданием. Кроме того, при данном нарушении произношение ребёнка отличается следующими характеристиками:
- отсутствие в речи тех или иных звуков;
- частая замена звуков и слогов;
- искаженное произношение отдельных звуков;
- нечеткая, малопонятная речь.
Если в речи ребёнка присутствуют вышеперечисленные показатели, малыша нужно отвести к логопеду, который при необходимости направит его к отоларингологу.