Времена меняются, а родители по-прежнему растят из детей «леди» и «настоящих мужчин». Что представляют собой гендерные стереотипы воспитания ребёнка, и как их избежать, расскажем в сегодняшней статье.
Гендерные стереотипы воспитания ребёнка
Еще в конце прошлого века ученые провели интересный эксперимент, в ходе которого показывали двум группам волонтерам младенцев — мальчика и девочку, и просили попробовать описать их характер. Мальчика участники описывали как настойчивого, целеустремленного, уверенного в себе и агрессивного. В то время как девочку наделяли такими чертами характера, как мягкость, нерешительность, очаровательность и кокетство. Участники проводимого исследования твердо стояли на своем, не подозревая, что им показывают одного и того же малыша, который в одном случае был представлен как мальчик, а во втором — как девочка.
Эта история наглядно демонстрирует, как наше восприятие зависит от того, в какую именно «форму» с готовыми признаками мы помещаем все, что видим. Кстати, у этих форм, которые мы называем стереотипами, имеются жесткие границы. И если что-то в них не укладывается, то попросту отбрасывается или игнорируется.
Благодаря таким стандартам в будущих женщинах с раннего возраста поддерживаются и поощряются одни привычки поведения, а в будущих мужчинах — другие. На самом ли деле мальчики и девочки рождаются такими разными, или их делает такими общество?
Привычки поведения малыша: мальчики и девочки
Стереотипы позволяют нам не задумываться: просто включается экономический способ мышления. Решение приходит в готовом и удобном к употреблению виде и не вызывает противоречий, потому как многие из нас считают так же. Если плачет малыш мужского пола, родители торопятся похлопать его по плечу и сообщить, что он вырастет мямлей. А если плачет девочка, можно ее просто пожалеть, а иногда и всплакнуть с ней за компанию.
Гендерные стереотипы воспитания — это предписания, касающиеся того, как должны выглядеть, вести себя, думать и чувствовать мальчики и девочки, мужчины и женщины. Все, что содержит в себе слова «должен» или «должна» и указание на пол — это и есть гендерный стереотип воспитания ребёнка. Они могут озвучиваться довольно прямо и однозначно, а могут просто подразумеваться и поэтому действовать незаметно. Основная особенность гендерных стереотипов в том, что они по умолчанию поддерживаются всем обществом. Никто конкретно их не сформулировал и никто за них не отвечает. Приведем несколько примеров.
Стереотип, говорящий о том, что мужчина имеет большую ценность для общества, чем женщина, может проявляться таким образом:
забирая маму с малышом из роддома, за мальчика медсестру иногда одаривают щедрее, чем за девочку;
если в семье рождаются только девочки, мужчину постоянно подбадривают и спрашивают, когда будет следующая попытка и наконец-то родится малыш мужского пола?
Стереотип о том, что место женщины дома, а мужчины на работе заметен, когда:
- окружающие жалеют детей и мужа работающей женщины;
- маме с коляской приходится часто выслушивать замечания и советы, в то время как папа в такой же ситуации вызывает умиление и восторг;
- многодетную мать не очень охотно берут на работу из опасений, что она будет часто сидеть на больничном.
Стереотип, подразделяющий занятия на мужские и женские можно обнаружить, когда:
- на должность воспитателя в детском саду принимают преимущественно женщин;
- в математических классах в большинстве случаев занимаются мальчики, а в гуманитарных — девочки.
Вред гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы подразумевают двойные стандарты, а иногда и невыполнимые требования. Например, девочку готовят одновременно как к материнству — покупают ей кукол, учат вести домашнее хозяйство, поощряют заботу и опеку по отношению к младшим, так и к карьерному росту — требуют хороших оценок в школе, поступления в институт и получения востребованной профессии.
Нередко случается так, что женщину, преуспевающую в материнстве и браке, обвиняют в том, что она «погрязла» в домашних делах и не занимается саморазвитием. А если женщина отдает все силы построению карьеры, ее тут же спешат окрестить «кукушкой», не уделяющей внимания детям и доверившей их воспитание няне. Единственный выход — успевать делать все на «отлично». Вряд ли это принесет удовольствие женщине и сделает ее жизнь более качественной. Причем корни этой проблемы следует искать в далеком детстве, когда ребёнок в первый раз услышал: «девочка должна».
Занятия для детей: советы родителям
Занятия для детей с использованием игрушек — это символическая подготовка к будущей взрослой жизни. От мальчиков, а потом уже от мужчин общество ждет активности, стойкости, упорства, надежности, готовности защищать себя и других. Поэтому среди игрушек мальчика преобладают пистолеты, солдатики, мечи, машинки, конструкторы.
Место девочек, а впоследствии женщин, согласно гендерным стереотипам, в семье или в профессии, подразумевающей заботу о других людях.Это предназначение находит отражение и в игрушках. Как правило, девочки предпочитают иметь в своем «арсенале» кукол, наборы Айболита, парикмахера, кукольные домики, посуда.
К сожалению то, к чему родители готовят девочку с детства при помощи таких игрушек, отличается от того, с чем ей придется столкнуться в реальной жизни. И. предлагая ребёнку игрушечную плиту или коляску, задумываются ли родители о том, что уже в школе девочке придется проявлять устойчивость к стрессу, конкурировать с другими школьницами, демонстрировать настойчивость и добиваться поставленных целей. То есть преуспевать в том, что исконно считается мужским делом. А при построении карьеры девочке, еще вчера игравшей куклами, придется справляться с профессиональными трудностями и уметь давать отпор назойливым знакам внимания со стороны некоторых коллег.
Так стоит ли растить восторженную принцессу, окружая девочку исключительно пупсами и посудой? Тем более если ребёнок сам от них отказывается. Предложите малышке поиграть машинками, конструктором, или даже игрушечным оружием. Она от этого не «испортится», а будет развиваться так же нормально, как и ее ровесницы, играющие с куклами. Она не отказывается быть девочкой, просто этот ребёнок хочет играть с другими игрушками.