Школьная система образования в Германии отличается своей продолжительностью: 12-13 лет в школе проводят практически все маленькие бюргеры. При этом есть широкий выбор школьных систем, но большинство из типов школ не дают права поступить в университет даже после 13 лет за партой. Об отличительных особенностях немецкой системы среднего образования рассказывает MedAboutMe.
Полицейский на пороге
Учиться обязаны все дети, находящиеся на территории Германии. Посещение общеобразовательных учреждений начинается с 6 лет, хотя для тех детей, кто не вполне усвоил немецкий язык, могут дать отсрочку на год. Не преуспел с изучением языка за лишний год по семейным причинам — значит, придется идти в школу и доплачивать за отдельные занятия с преподавателем. Если же немецкая речь не дается по иным проблемам, то детям с особенностями умственного и психического развития предлагают обучение в специальных школах. Но в 7 лет ребёнок обязан начинать получать образование практически во всех случаях.
Посещение школ строго регламентировано: нельзя взять и «проболеть» уроки, а уж тем более, прогулять. До трех дней ученик может оставаться дома по письменному заявлению родителя о болезни, причем у учителя оно должно оказаться в первый же день пропуска. Иначе на пороге дома появится полицейский с вопросами и квитанцией о штрафе. Хороший немецкий порядок должен сопровождать жизнь всех, даже самых маленьких.
Точно также нельзя начинать и заканчивать школьные каникулы, которых в течение года 3-4 периода (2 месяца летом, 1 неделя осенью, 1 на Рождество и 1 весной) не в соответствии с расписанием. Только в исключительных случаях школьная администрация может пойти навстречу родителям и отпустить ребёнка отдыхать на пару дней раньше. Но будьте уверены, что, например, при проверке билетов в аэропорту у родителей маленького «незаконного» путешественника обязательно потребуют письменное разрешение на пропуск занятий. Учебное время — для всех.
Исключение составляют религиозные праздники: если в семье исповедуют отличное от общепринятого верование (иудейское, мусульманское и т. д.), но в такие даты учеников отпускают из школ по обычному заявлению от родителей, без проверок и различий между территориями. Зато обязательно проверят, не остался ли ребёнок в возрасте до 9 лет один дома в праздничный или каникулярный день: быть без присмотра не разрешается, и многим родителям приходится делить отпуска на время каникул или переходить на половинную ставку.
При этом первый учебный день в году в зависимости от регионов может начинаться на 2-3 недели позднее непосредственно 1 Сентября, каждая «территория» устанавливает свой график учебных и каникулярных дней, точно так же, как в каждом регионе есть своя учебная программа, а метод преподавания и охват тем по предмету может изменяться не только в зависимости от школы, но и различается у учителей одного и того же учебного заведения. Зато в отношении экзаменов, типов школ и документов по окончании все строго регламентировано.
Начальная школа: надо любить учиться!
Начальные классы длятся 4 года, с 6 до 10 лет. Хотя и тут есть свои исключения: школы Берлина и Брандербурга придерживаются особой программы, в соответствии с которой дети в Grundschule проводят 6 лет.
В первых четырех классах дети обучаются чтению, письму, счету, есть предмет, объединяющий природоведение и базовые понятия географии, физики, химии, биологии (NaWi). Малыши, еще не особенно овладевшие письмом, пишут множество рефератов на разные темы: так их обучают искать, анализировать и систематизировать информацию с ранних лет, а также приучаться работать самостоятельно, рефераты становятся первыми домашними заданиями. Во многих школах, несмотря на общий светский принцип образования, преподается и Закон Божий.
Принципы начального обучения — мотивировать маленьких школьников к получению знаний. В школе должно быть так же комфортно, как и дома, и пугать отметками за неудачную работу никого не станут: первые контрольные и отметки за них появляются в третьем классе, и то, если ребёнок и родители не возражают против оценивания работы. В целом отметок меньше, чем в России, и табель ребёнок приносит домой только дважды в год.
Система отметок при этом полностью противоположна российской: что для нашего ученика «пятерка», для маленького немца — «неудовлетворительно». Пятерка с плюсом — это германский 1 балл, и ставят такую отметку довольно редко. 2 — прекрасная отметка, и можно гордиться своим «двоечником», ведь по окончании начальной школы ему могут предложить перейти в гимназию.
Выбор и ответственность: кто хочет пойти в ВУЗ?
Несмотря на «расслабленность» образовательного процесса в начальной школе, результаты экзаменов по ее окончании во многом определяют будущее ребёнка. По итогам тестирования и рекомендаций учителя школьник попадает в один из трех типов школ: основную (Hauptschule), реальную (или «настоящую», Realschule) или гимназию (Gimnasium). Есть и общие школы, Gesamtschule, где под одной крышей обучают детей, поступивших в разные типы школ, но эта общность — только территориальная, и программы, и будущее детей по окончании — разное.
Выбора предметов, как в школах некоторых других стран, в Германии нет, можно только определиться с направлением, по которому ученик будет получать дальнейшие знания, и постараться поступить на этот курс в конкретную школу. Зато в последних двух классах обучение строится по университетской системе: будущие студенты самостоятельно выбирают предметы, могут пройти один и тот же курс дважды, если ощущают такую необходимость. И можно самостоятельно выбирать требуемые 4 предмета для итоговых экзаменов, причем можно сдать экзамен по музыке или драматическому искусству, но это повлияет на поступление в ВУЗ.
Так, в 11 лет ребёнок определяется с карьерой: в основной школе дадут уровень знаний, необходимый для работы на низкооплачиваемых должностях. Это аналог нашего неполного среднего образования, по окончании которого можно пойти учиться в техникум или сразу идти трудиться.
Реальная школа предлагает по завершении образования работать в сфере торговли, обслуживания, государственных службах на уровне среднего звена. Есть и профессиональные школы, куда также поступают в 11 лет и учатся до 16, там дети овладевают навыками выбранных технических профессий. Учебный процесс строится с прицелом на получение профессии, интересной значительной части учеников. Итогом учебы становится аттестат, с которым дальше можно идти только в техникум, но никак не в университет.
В старших классах я ездил по обмену учиться в гимназии в Саксонии, и впечатления у меня остались самые лучшие. Намного больше интерактивности, взаимодействия учителя и учеников, креатива в домашних заданиях. Учителя буквально «разжевывали» материал, чтобы каждый понял. При этом один и тот же педагог мог вести несколько предметов, например, английский и биологию, а иногда и подменять литератора.
В общем, сама инфраструктура и обустройство школы были намного удобнее и мотивировали на учебу: лаборатории по химии и физике, огромные спортзалы, синтезатор для каждого на музыке, другие инструменты, шкафчики для личных вещей, как в Штатах, и все чистое и обновленное.
Есть и выбор предметов с учетом индивидуальности: можно специализироваться на математике, естественных науках, искусстве, выбирать самостоятельно иностранный, очень много секций, дополнительных курсов после уроков, экскурсий как по теме занятий, так и для развлечений, и всяких мероприятий. Полная свобода относительно внешнего вида, одежды, причесок, можно встретить и панков, и готов — и никаких претензий от учителя.
Сама программа мне после нашей гимназии показалась легкой и менее интенсивной. У нас все дают напором, насыщенно, не понял — твои проблемы. Немцы разъясняли материал так, чтобы понял самый отстающий ученик, а вот как он сделает домашнее задание и захочет ли вникнуть в материал, это уже личное дело каждого.
Те, кто мечтает о высшем образовании, должны показать себя еще на этапе начальных классов: поступить в гимназию, дающую по окончании право обучаться в университетах, можно только по рекомендации преподавателя и с высокими результатами тестирования. Правда, для «неопределившихся» учеников и родителей могут предложить пару лет повыбирать тип средней школы, но только в соответствии с итогами обучения в начальной: на ступень ниже перейти можно, выше — только после дополнительных тестов.
Гимназии относятся к лучшим общеобразовательным школьным заведениям. Программа там насыщенная и обширная. Например, Gymnasium Achern в г. Архен насчитывает более 1000 учеников, которые специализируются в трех направлениях: естественных науках, языках или искусстве. В гимназии функционирует своя Академия Искусств, а в качестве внешкольной практики старшие классы участвуют в жизни социума, работая в домах престарелых, других школах, больницах.
Учатся в гимназиях еще 8 лет, до возраста в 18-19. Правда, для получения Abitur, права на высшее образование, необходимо пробыть гимназистом только последние 2 года, и многие родители российских учеников по окончании наших школ отправляют подростков на предвузовые годы в Германские гимназии. Зато по результатам выпускного экзамена в ВУЗы поступают без тестов, на основании документа об итогах Abitur.
Хочу учиться в ВУЗе: как получить Abitur без гимназии?
Строго говоря, бесплатно — никак. Начальное и среднее образование в Германии обязательное и бесплатное для всех (есть государственное, коммунальное и церковное финансирование школ), и, если хочется получить университетский диплом, то надо с самого начала стремиться в гимназию. Зато есть возможность получить Abitur на курсах для взрослых: вечерние школы при гимназиях принимают всех, и совсем не редкость — немец, который в 55 лет решил продолжить образование и вернулся за школьную парту, чтобы потом поступить в ВУЗ.
Ценность высшего образования в Германии не так высока, как в России: гимназий в стране всего 3000. Стать преуспевающим бизнесменом можно и без диплома из ВУЗа, а хорошие профессионалы после техникума или реальной школы — основа экономики страны.
Зато за деньги, и довольно значительные, можно получить не только Abitur, но и образование международного уровня. В Германии не так много частных школ, но уровень преподавания соответствует самым высоким требованиям, а обучение часто ведется на двух языках.
Schule Schloss Salem — самая старинная школа-пансион на всей территории Европы, и одна из самых престижных. Каждая ступень обучения — начальные, средние и старшие классы — занимает отдельный замок у подножия Альпийских гор. У школы прекрасная инфраструктура, богатый выбор предметов, а преподавание ведется на немецком и английском. Стоит такое образование недешево: 35 000 евро в год.
Aloisiuskolleg (Колледж Святого Алоизия в Бонне) — школа-пансион, основанная иезуитским орденом. По окончании никто не принуждает идти в богословие: образование считается разносторонним и предлагающим значительный выбор. Теологию, конечно, необходимо будет изучить, однако сам колледж специализируется на обучении иностранным языкам (французскому, латыни, древнегреческому, итальянскому). В качестве внеурочных занятий есть широкий выбор различных курсов, начиная от музыки и живописи и заканчивая основами программирования и китайским языком. Стоимость обучения — около 15 000 евро в год.
Есть и колледжи предвузовой подготовки, предлагающие самым умным выпускникам средних школ по окончании попробовать себя в следующих направлениях:
- Т — техническое, обязательная математика плюс на выбор химия или физика;
- W — математика и экономика;
- М — для будущих медиков нужна биология или химия плюс математика или физика;
- S обязывает изучить иностранный язык, историю плюс социальные науки, географию или литературу;
- G — история, германская литература, плюс на выбор английский язык, социальные науки, география.
Такие колледжи, в основном, пользуются спросом у иностранных студентов, местные ученики заканчивают гимназию.
Принципы обучения: всем, но каждому отдельно
Немецкий «орднунг» сказывается во всем: учиться должны все, это правило. Но никто не будет торопить медленных учеников или стараться «подстегивать», а тем более стыдить неуспевающих: сам ребёнок и его родители должны позаботиться о будущем и постараться получить максимум от школьного образования. Или остановиться на доступной ученику планке и не требовать большего.
При этом бессмысленно пытаться как-то стимулировать процесс со стороны учителя: и требования общие для всех, и рабочий день педагога строго регламентирован. Даже для нескольких слов беседы с учителем перед уроком родителям назначается день и время, а индивидуальная беседа проводится 1 раз в год.
У детей также регламентирован процесс учебы: школьный день начинается в 8 утра и заканчивается в большинстве случаев к часу дня. Между первыми двумя уроками перемена отсутствует, зато на остальных необходимо выходить на улицу. Исключение — время обеда, который каждый приносит с собой: система школьных столовых с горячей пищей в большинстве школ отсутствует, малыши едят домашнюю пищу, а средние и старшие классы могут выбирать между ланч-боксом из портфеля или едой из школьного кафетерия. Групп продленного дня также нет, но можно оставаться в школе на «кружки», дополнительные занятия и развлечения.
Отчисление за неуспеваемость в немецких школах не практикуется — справку об окончании получают все. Никто не будет ребёнка заставлять, «подтягивать», завышать или занижать отметки. У детей есть свобода выбора, но и осознание ответственности за эту свободу. Сложно оценить со стороны, насколько данная система эффективна: по итогам международного тестирования германские школьники, как и российские, находятся среди детей со средним уровнем знаний. Правда, как и в России, в Германии это объясняют тем, что ученики ориентированы на полноценные вопросы и ответы, а не на систему тестов с выбором ответа и «галочками».